Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:43, реферат
Цель – рассмотреть положения административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенном деле и проанализировать особенности выявления и расследования.
Введение………………………………………………………………….…..3
I. Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.….4
II. Особенности выявления и расследования административных правонарушений в таможенном деле……………………………………….6
III. Особенности выявления и расследования уголовных преступлений в таможенном деле…………………………..………………………………..11
IV. Следственные действия используемые для выявления и раскрытия преступлений в таможенной сфере ………….……………………………..15
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………….24
Административные правонарушения и уголовные преступления в таможенном деле (особенности выявления и расследования)
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.….4
II. Особенности выявления и расследования административных правонарушений в таможенном деле……………………………………….6
III. Особенности выявления и расследования уголовных преступлений в таможенном деле…………………………..………………………………..
IV. Следственные действия используемые для выявления и раскрытия преступлений в таможенной сфере ………….……………………………..15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….24
Ведение
На сегодняшний день власть активно взялась за ту область, без которой не может существовать ни одно государство - таможенная система. Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб. Таможенные органы являются источником пополнения доходной части бюджета и тем самым способствуют решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.
В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) государства, но также как правоохранительного и контролирующего органа. Увеличивается число административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенной сфере, изменяется содержание и характер девиантного поведения в этой области общественных отношений. Этим собственно и обуславливается актуальность выбранной темы.
Цель – рассмотреть положения административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенном деле и проанализировать особенности выявления и расследования.
I. Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации
Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо правовые нормы, установленные законодательством. В юридической науке нарушение норм права подразделяются на проступки, правонарушения и преступление.
За совершение правонарушения законодательством предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность
В сфере таможенных правоотношений необходимо выделить административные правонарушения таможенных правил и преступления в таможенной сфере. В основе этого разделения находится степень общественной опасности вида правонарушения, наступления вредных последствий или угрозы их наступления. Критерии отнесения деяний, нарушающих таможенное законодательство, к преступлению или правонарушению буду рассматривать ниже.
Административные правонарушения регулируются административным правом, уголовные преступления – уголовным правом, соответственно этими отраслями права предусмотрены и наказания за совершенные деяния.
Целенаправленная деятельность государства по борьбе с правонарушениями в таможенном деле имеет следующие цели :
Пресечение совершаемых противоправных действий;
Восстановление нарушенных прав и (или) устранение вредных последствий, наступивших в результате правонарушений;
Наказание лиц, признанных виновными в правонарушении;
Профилактика и предупреждение совершения правонарушений и преступлений в сфере таможенных правоотношений.
Вследствие специфики таможенного дела таможенные органы отнесены к правоохранительным органам, и одной из функций их деятельности является работа по пресечению любых проявлений нарушения таможенных правил. С этой целью таможенные органы наделены соответствующими полномочиями. В структуре таможенных органов созданы специальные подразделения, ориентированные на повседневную целенаправленную деятельность по выявлению нарушений в области таможенного права, их пресечение и соответствующее реагирование.
Обязательными признаками нарушения таможенных правоотношений, влекущих к административной или уголовной ответственности, относятся:
1. Принцип законности, который выражается в том, что деяние не может быть признано правонарушением или преступлением, если это деяние прямо не установлено в законе;
2. Принцип равенства всех лиц, который выражается в том, что лица совершившие правонарушение или преступление, подлежат ответственности перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и иных обстоятельств;
3. Наличие прав лиц, участвующих в административном или уголовном процессе;
4. Первостепенность принципа презумпции невиновности, что выражается в необходимости доказывания факта правонарушения или преступления государственным органом;
5. Регламентация процессуальных действий должностных лиц, осуществляющих расследование и судопроизводство;
6. Наличие мер государственного воздействия на лиц, признанных виновными в совершении правонарушения или преступления, на основе принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения или преступления;
7. принудительность мер наказания
II. Особенности выявления и расследования административных правонарушений в таможенном деле
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Субъективная сторона состава административного правонарушения - это вина, то есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла и неосторожности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РФ).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло было их предотвратить (ст. 12 КоАП).
Поэтому не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.
Форма вины в редких случаях указывается в текстах статей КоАП и в других нормативных актах, устанавливающих административную ответственность. В большинстве же случаев формулировка правонарушений предполагает, что оно совершается в форме умысла.
В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. При посягательстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о противоправном деянии.
Объективная сторона заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Конкретные признаки этого деяния излагаются в соответствующей правовой норме (способ, характер совершения деяния, неоднократность, наступившие вредные последствия и т.д.) .
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
поступление в таможенный орган из иных правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов самоуправления и от общественных объединений материалов, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, после соответствующей проверки;
сообщение и заявление физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, после соответствующей проверки.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления нарушения таможенных правил
Указанные материалы, сообщения и заявления подлежат рассмотрению должностными лицами таможенных органов, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
При наличии достаточных данных, свидетельствующих о составе административного правонарушения, должностное лицо обязано немедленно принять меры к документированию факта правонарушения, как правило, путем составления определения (протокола) об административном правонарушении установленной формы.
В определении (протоколе) указываются следующие сведения:
дата и место его составления;
должность и установочные данные должностного лица, составляющего этот документ;
сведения о лице, в отношении которого возбуждается административное производство;
место и время совершения административного правонарушения;
событие административного правонарушения;
квалификация правонарушения в соответствии со статьей КоАП;
информация о товарах и (или) транспортных средствах и документах, изъятых в процессе возбуждения административного производства (если такое изъятие проводилось);
иные сведения необходимые для разрешения дела;
объяснение лица, в отношении которого возбуждено административное производство;
К определению (протоколу) прилагаются документы, имеющие непосредственное отношение к факту административного правонарушения.
При составлении определения (протокола) лицу, в отношении которого возбуждается административное производство, в обязательном порядке разъясняются его права и процедура следственных действий, проводимых дл рассмотрения административного дела по существу.
После составления определения (протокола) о нарушении таможенных правил должностное лицо регистрирует его в установленном порядке. Затем назначается должностное лицо которому поручено производство по выявлению факта правонарушения.
Срок административного расследования по делам о нарушении таможенных правил может составлять от одного до шести месяцев.
Протокол о нарушении таможенных правил направляется должностному лицу таможенного органа, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) в течение суток с момента составления протокола о нарушении таможенных правил.
В процессе производства по делу о нарушении таможенных правил
подлежат доказательству наличие события правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства нарушения), а также виновность физического или должностного лица. Одновременно в процессе производства следует выяснить обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, привлекаемого за нарушение таможенных правил, и причины и условия, способствовавшие нарушению.
В процессе производства и рассмотрения административного правонарушения в таможенной сфере лицо, в отношении которого такое дело возбуждено, имеет право на квалифицированную юридическую защиту
Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил), предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.23 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
По решению должностного лица таможенного органа, правомочного рассматривать дела о нарушениях таможенных правил, протокол об административном правонарушении и другие материалы по делам, предусмотренным статьями часть 1, 3 ст. 16.1, ст. 16.2, часть 2 ст. 16.3, ст. 16.7, часть 1 ст. 16.9, ст. 16.16, часть 1 ст. 16.18, часть 1, 2, 3 ст. 16.19, часть 1 ст. 16.20, ст. 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях передаются на рассмотрение: