Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является одним из основных видов юрисдикционных производств, входящих в компетенцию таможенных органов. Данные функции также закреплены в ст. 5.3.16 Положения о Федеральной таможенной службе, в которой отмечено, что ФТС России осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях.
В Таможенном Кодексе РФ 1993 года лицам, участвующим в производстве по делам о нарушении таможенных правил была посвящена 41 глава. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством порядок производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела регулируется нормами, которые содержатся в КоАП РФ и которые устанавливают общие условия производства, порядок применения мер обеспечения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Иванова Е.Е. 131 гр.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     Постановление о назначении административного  наказания должно быть подписано  судьей или должностным лицом, вынесшим такое решение.

     Непосредственно после вынесения постановления  оно подлежит незамедлительному  доведению до сведения лиц, заинтересованных в исходе дела. Кроме этого, закон  требует вручения под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, или законному представителю физического или юр. лица, а также потерпевшему по его просьбе копии вынесенного постановления.

     Порядок исполнения административных наказаний  в отношении лиц, признанных виновными  в нарушении таможенных правил как  одной из разновидностей административных правонарушений, осуществляется как судьей, так и таможенным органом либо должностным лицом 

    1. Субъекты  административного  процесса
 

     Характер  процессуальных таможенных отношений  проявляется на фоне общего содержания таможенных правоотношений, понимаемого  различными специалистами по-разному [15].  

      Согласно  распространенной концепции административно-правового  отношения возникают в процессе государственного управления, имеют  в качестве обязательного субъекта орган управления и характеризуются  неравенством сторон [11].

     У субъектов таможенных правоотношений исследователи обнаруживают специальную  таможенную правосубъектность, то есть способность лица быть участником правоотношений в области таможенного дела [13].

     В современной литературе укоренилось  понимание субъекта таможенного права как любого лица (органа, учреждения, предприятия, организации), наделенного определенными правами и обязанностями и совершающего в их пределах действия в сфере таможенного дела. Действия этих субъектов представляются содержанием таможенного права, и делается вывод: субъект таможенного права – любое лицо, наделенное правами и несущее обязанности, вступающее в таможенные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей [18].

      Практически важным для совершенствования таможенного  законодательства представляются классификации, выявляющие роль субъектов таможенных правоотношений на основе единого критерия классификации. Такой подход обоснованно позволяет разделить субъектов таможенного права на две группы: субъекты с государственно-властными полномочиями и субъекты, не имеющие государственно-властных полномочий [18].

      Среди правотворческих государственных  органов выделяют: Правительство  Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство таможенным делом, Федеральное Собрание, Президент РФ, а также уполномоченные федеральные министерства.

      Субъекты, не имеющие властных полномочий обозначены в ТК РФ как лица, реализующие  право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу (ч.1 ст.1 ТК РФ). Такими лицами являются в соответствии с п.12 ч.1 ТК РФ являются юридические и физические лица.

     Одни  группы субъектов участвуют в  производстве в связи с тем, что  при рассмотрении дел об административных правонарушениях затрагиваются  их интересы, поэтому государство  предоставило им широкие права, обеспечивающие возможность активного участия в рассмотрении дел. Другие же своих личных интересов в производстве по делу не имеют, но независимо от этого привлекаются к участию в нем в связи с тем, что это необходимо для выяснения истины, наиболее полного и всестороннего установления всех обстоятельств по делу. Все лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, реализуют свои права и выполняют обязанности посредством правоотношений, в которые они вступают с другими субъектами производства.

      Субъект – это лицо, наделенное хотя бы одним  административно-процессуальным правом и (или) одной обязанностью, которое  при стечении определенных обстоятельств  могло бы осуществлять административно- процессуальную деятельность, вступать в административно-процессуальные отношения с другими субъектами административного процесса по своей инициативе или по требованию закона.

      Участник  процесса – это субъект, реализовавший  либо свое право, либо обязанность.

      Субъекты  административного процесса подразделяются на следующие виды:

1) субъекты, функцией которых является разрешение  административного дела (суд, судья, присяжные заседатели)

2)  субъекты  административного процесса со  стороны обвинения (прокурор, следователь, орган дознания, потерпевший, представители потерпевшего)

3) субъекты  административного процесса со  стороны защиты (подозреваемый, обвиняемый, законные представители обвиняемого, защитник)

4) иные  субъекты административного процесса (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой) [19].

  За нарушение таможенных правил, признаваемые административные нарушениями, административная ответственность устанавливается в соответствии  с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который имеет ряд особенностей при определении субъектов таможенных правонарушений.

      В главе 16 КоАП РФ административные наказания  в ряде случаев устанавливаются в отношении граждан в смысле физических лиц, что представляется некорректным. Таможенное регулирование не оперирует понятиями «гражданин», «лицо без гражданства», но последовательность юридической терминологии нарушается порой и в ТК РФ.

      В диспозициях статей главы 16 КоАП РФ законодатель в большинстве случаев  не определяет специального субъекта, хотя наличие такого субъекта вытекает из положений таможенного законодательства. Это обстоятельство вызывает противоречия и произвольное толкование при квалификации правонарушений. В то же время установление в санкциях статей дифференцированных наказаний для физических лиц, должностных лиц и юридических лиц не имеет ничего общего с разрешением вопроса о специальных субъектам правонарушений.

      При установлении таможенных прав и обязанностей конкретных лиц в целях применения административной ответственности оказывается существенной возможность приравнивать часть из них к должностным лицам. Такие лица не являются должностными согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ, но несут административную ответственность как должностные лица: руководители и другие работники организаций, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. В связи с этим становится принципиально важным установление и распределение таких функций в ходе участия лиц в таможенных процедурах.

      Проведенный анализ показывает, что многообразие субъектов таможенного права, возникающее  в нормативной среде, должно опираться  на четкое разграничение их материальных таможенных прав, то есть на различия объема прав на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, участие в таком перемещении и использование таможенных режимов [16].

    Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются:

    • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
    • потерпевший;
    • законные представители физического лица;
    • законные представители юридического лица;
    • защитник и представитель;
    • свидетель;
    • понятой;
    • специалист;
    • эксперт;
    • переводчик;
    • прокурор.

    Права и обязанности субъектов производства по делам об административных нарушениях закреплены в главе 25 Кодекса об административных нарушениях, а также в иных актах законодательства, регулирующих административный процесс. 
 
 

Глава 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях 

2.1 Правовой статус отдельных категорий лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможенных правил

      Правовой  статус - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.

      В настоящее время глава 25 Кодекса  об административных правонарушениях закрепляет особенности административно-правового статуса лиц – участников производства по делу об административных правонарушениях, их права и обязанности.

      Согласно  статье 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами  дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом об Административных Нарушениях РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться услугами переводчика в случаях, предусмотренных ст.24.2 п.2 КоАП.

     Законные  представители физического лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют  права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц (ст. 25.3 п.4 КоАП РФ).

     Законные  представители вправе осуществлять защиту прав и законных интересов  на всех этапах производства по делам  об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, - от возбуждения указанного дела до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об указанном правонарушении.

    Защитник  и представитель допускаются  к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

     Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ст. 25.5 п.5 КоАП РФ). По смыслу данной статьи защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

     Защитник  и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. При назначении административного наказания без составления протокола в случаях, предусмотренных ст. 28.6 КоАП, защитник вправе оказывать юридическую помощь лицу с момента оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

     Адвокат не вправе совмещать адвокатскую  деятельность с иной оплачиваемой деятельностью.

     Специалист  обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве  которых находится дело об  административном правонарушении;

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью  факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

      Специалист предупреждается  об административной ответственности  за дачу заведомо ложных пояснений.

     Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела  об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного  лица, лица, председательствующего  в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится  дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания  по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

     В отличие от эксперта специалист может и не обладать специальными познаниями по существу фактов и обстоятельств  рассматриваемого дела об административном правонарушении.

     Однако  специалист обязан участвовать в  проведении действий, требующих специальных познаний (экспертизы). Специалист, в случае привлечения его для проведения экспертизы, действует под руководством эксперта, осуществляя в основном вспомогательные, технические функции.

Информация о работе Административное право