Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:27, доклад
В настоящее время во всем мире одно из приоритетных направлений в деятельности музеев (учреждений, призванных собирать, хранить, изучать и экспонировать памятники материальной и нематериальной культуры) становится широкая и резонансная демонстрация своих собраний разными способами в т.ч. с использованием современных технологий и научных достижений, отсюда очень важным в деятельности Музея являются : открытие новых отделов Музея; созданием новых экспозиций и выставок.
Оптимизация зонирования музея для эффективной деятельности. Музей рассматривается, прежде всего, как социальный институт, занимающийся сохранением, изучением и популяризацией культурного наследия. Эти функции определяют образ современного музея, его предназначение, архитектурное решение, функциональное зонирование, состав и объемы помещений, а также их технологическое приспособление. В настоящее время
во всем мире одно из приоритетных
направлений в деятельности музеев
(учреждений, призванных собирать, хранить,
изучать и экспонировать В настоящее время
для Музея важно реализация новых услуг,
увеличение и «удержание» посетительской
аудитории. Рассмотрим зоны, которые имеет или рекомендуется иметь современному музею :
В монастырях-мемориалах, которые включают в себя помимо музейной функции, религиозно-культовую с учетом постоянного проживания служителей, добавляются зоны:
Также в условиях увеличение потока туристов, большое формообразование Музея играет входная зона и ее инфраструктура (устройство автостоянок, туалетов, киосков, мест для отдыха).
Во входной зоне Очень важна информационная зона, где, как правило, размещаются стенды с информацией о музее, афиши –анонсы о событиях в музее, на современном этапе может быть информационный киоск (ски) о структуре музея и описание его залов (территории), режиме работы, прейскурант на посещение, могут также заносится информация о точках питания, гостиницах, местах отдыха и развлечений данного населенного пункта. Для крупных музеев возможна отдельная зона (i-пункт) с клиентоориентированным персоналом, говорящим на нескольких языках, помогающим определиться с программой посещения музея и дать справочно-бытовую информацию посетителю. Очень важен во входной зоне бумажный информационный носитель (карта, флаер, буклет) по музею и его территории (выставке и пр.), аудио-гид, mobilegyde и пр. современные инфо-носители. Также важна организация мини-информационных зон на экспозициях, выставках и пр. местах по всей территории музея. Инфо- указатели должны присутствовать о всех зонах для облегчения посещения музея.
В настоящее время в эпоху глобализации и путешествий, желательно, чтобы каждый музей предусмотрел всю информационно-справочную и указательную информацию на минимум 2-х языках (родном национальном и общепринятом международном в регионе музея). В состав музейного комплекса обязательно должны входить зоны рекреации и отдыха, по возможности, объекты общественного питания (кафетерии, рестораны, кафе , а также музейные магазины по всей территории музея.
Деятельность современного музея превращает его также в культурный центр, ориентированный на интерактивную коммуникацию, который становится пространством развития и творческой самореализации личности. В современной мировой музейной теории и практике расширение просветительской модели музея происходит и за счет принятия «гедонистической» концепции, согласно которой искусство должно доставлять человеку удовольствие, вносить гармонию в его жизнь, а также для посетителя важен интеллектуальный и эмоциональный опыт. Отсюда, целесообразно разнообразить экспозиции и выставками с зонами отдыха и интерактивно-познавательными зонами, созданными по типу «игровых». Например, выставлен сервиз из фарфора 18в. , а рядом размещен черепок этого же фарфора, который можно потрогать. Нужно не забывать и о детях, которые от длительного пребывания в музее устают и предусматривать «детские» зоны или вкрапливать в экспозиции что-то приемлемое для детей. Данный вопрос хорошо решен в музее «Lusto» (Финляндия), где есть большие пространства для детской активности, элементы познания вкраплены в игровую зону отдыха: знакомство с устройством берлоги и как зимует медведица с медвежатами; созданы мягкие книги из тканей с набивными аппликациями птиц, зверей, растений -что населяет местные леса. В экспозиции есть деревянные дощечки, по которым можно определить (узнать) к какому местному дереву они принадлежат, перевернув их, дети видят изображение и название дерева. Также на улице продуманы игры: переправа на лодке; мастер-класс: сделай сам игрушку из коряги. В музее г.Норрчеппинга «Визуализационный центр» по всему 5-ти этажному зданию предусмотрены зоны отдыха. Удачно, в центре научной экспозиции расположен кинозал, представляющий собой темную комнату с мягкими стенками, есть подушки и мягкие низкие диваны для просмотра полулежа/полусидя фильмов нон-стоп о местной фауне. Эта зона очень удобна для детей или детей и родителей как для отдыха так и получения знаний. В музее «VOLVO», «Lusto» также хорошо продуманы и «профориентирующие» зоны экспозиции от 5-ти лет и старше: можно забраться в настоящую кабину трактора, экскаватора и др.машины; можно покрутить ручки и испытать на звук, на движение какую-то функцию машины, побыть на месте управления механизмом, почувствовать его в действии. Важны в музеях центры музейной педагогики и центры ремесел, где дети могут своими руками что-то слепить, связать, нарисовать, где дети учатся жить в социуме и развивают свои способности. Например, готовят вместе с родителями или для родителей праздники (разучивают стихи, делают игрушки, шьют или мастерят костюмы и др.), в которых сами же участвуют. Также в этих центрах воспитывается твердая позиция к бережному отношению к природе, к культурно-историческому наследию и сохранению истории, поднимается вопрос о толерантности и других острых социальных проблемах. Все зоны музея и посещение экспозиций должны также продумываться и для инвалидов, людей с ограниченными возможностями: пандусы, лифты, использование азбуки Брейля и др. При зонировании музея обязательно, надо учитывать и знать своего посетителя, кто он:
Каждый из этих посетителей
будет иметь отдельную Кардинальное улучшение условий хранения и реставрации, подъем на качественно новый уровень научной и просветительской деятельности, расширение спектра услуг, предоставляемых посетителям , т.о. музей преобразовывается в современный многофункциональный музейный комплекс, который: • развивает социальную
функцию музея: через исследование
аудитории и ориентацию на посетителей; Кроме правильного зонирования, маркетингового планирования, очень важны при посещаемости музея понятие- «транспортная доступность» : чем лучше дороги, разнообразен транспорт и достаточна его частотность, тем чаще посещает данное место турист. По мере уменьшения транспортной доступности меньше посещаемость.
Но посещаемость музея должна быть сбалансирована
и находится на том уровне, который может
принять музей, без ущерба для его культурно-мемориально-
Поэтому нужно воспитывать в
музее не только научных
|