Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:54, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть «золотой век» русской культуры.
В связи с поставленной целью требуется решить ряд взаимосвязанных задач:
- выявить характерные черты «золотого века» русской культуры;
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
I. Характерные черты «золотого века» русской культуры…………...4
II. Культура первой половины 19 века…………………………………7
III. Культура второй половины 19 века………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………..17
Список используемой литературы………………………………………
Русская культура первой половины XIX в., отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве художников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности. Плодотворность этой идеи подтвердилась в еще более высоких достижениях литературы, живописи и музыки второй половины столетия.
III. Культура второй половины 19 века
Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем — образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и духовное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.
Кроме того, разночинцы сделали русскую культуру более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократичной по направленности и формам. Отныне гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Никогда ранее культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях. Отсюда ее характерными чертами стали гражданственность, высокая нравственность и демократическая направленность.
Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением. Критический реализм существенно изменил общественные функции искусства, которое должно было не только воспроизводить и объяснять жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».
Русская литература пореформенного времени подарила миру «яркое созвездие великих имен». Новое поколение писателей-реалистов пришло в литературу в 60—70-х гг. и предложило обществу новые темы, жанры, идейно-художественные принципы. Переосмысление и переработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанра социально-бытового романа и повести. Выдающиеся достижения в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому[7].
Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева относится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева — он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.
На рубеже 40—50-х гг. в общественной жизни России все явственнее заявляло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким радикализмом, неприятием крепостнических порядков. Тургенев первым из русских писателей вывел в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» героев, выражавших взгляды «новых людей». В этих романах он отразил конфликт поколений в форме антагонизма двух мировоззрений — дворянских либералов и революционеров-разночинцев. Взгляды новых героев эпохи писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои общественной жизни. При этом сам автор не одобряет их радикализма, но с симпатией и уважением относится к их нравственным устоям, смелости, самоотверженности, подвижничеству. Писатель (будучи сам дворянином) считает дворянство носителем высших духовных ценностей русской культуры. Вместе с тем он понимает, что «время» дворянства истекает и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». В своих романах писатель раскрывает лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Эти качества служат оправданием того романтического пессимизма, которым проникнуты многие образы лучших людей дворянского сословия.
Совсем иную роль в русской культуре сыграл Федор Михайлович Достоевский, который внес неоценимый вклад в мировую культуру. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.
Достоевский вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к проблеме «маленького человека». Однако, в отличие от своих предшественников, он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни заставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого народа». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни.
60—70-е гг. стали самым важным этапом в творчестве Достоевского — им были написаны знаменитые романы — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». В этих романах он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие с существующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. Он считает, что особый исторический путь России и сближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Достоевский предостерегал, что революционная практика способна взять на вооружение принцип «цель оправдывает средства». При этом писатель был убежден, что только одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку обязательно необходима нравственная опора, вера в Бога[8].
Лев Николаевич Толстой вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель-реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой видел свое предназначение в критике общественно-исторического опыта, а также философских, религиозных, этических учений. Писатель считал источником своих суждений мнение народа. Тема поисков нравственного идеала, соответствующего «естественной жизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», повести и драмы).
Творчество Толстого было посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного человека, неустанный поиск духовного идеала — все это делает феномен Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.
Изобразительное искусство пореформенного периода, так же как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая оценка социальной действительности, народнические взгляды на крестьянство, извечный поиск нравственного идеала. Общественная функция живописи коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60—70-х гг. эстетическая сторона уже не считается главной. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувства людей разных сословий. Стремление отразить, передать главное, отличающее свое время, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись[9].
Важнейшую роль в русском искусстве живописи того времени сыграли художники-передвижники, выступившие против официального академического классицизма с его устаревшими канонами.
По мере развития русской реалистической живописи у художников все чаще пробуждался интерес не к сиюминутным, а к «вечным» вопросам общественного бытия, ответить на которые помогала история. Талантливым выразителем жанра русской исторической живописи стал Василий Иванович Суриков.
К началу 80-х гг. радикализм, господствовавший в предыдущие 20 лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спокойное восприятие действительности. В этой обстановке живопись получила возможность освободиться от диктата публицистики. В русском искусстве совершенно особое значение приобрел пейзаж. На художественных выставках 80-х гг. выставлялись преимущественно пейзажи. Замечательными мастерами, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушевность русской природы, стали A. И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И. Шишкин («Рожь»), И. Левитан («Над вечным покоем»), К. Саврасов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др.
В русской музыке второй половины столетия отчетливо проступила тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. И это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с достижениями других искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, которое использовало сюжеты русской истории, культуры, быта и раскрывало психологию национального характера. Появилась целая плеяда композиторов, в сочинениях которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).
Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творческое содружество единомышленников, состоял из пяти русских композиторов — М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.
Заключение
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер[10].
Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма. Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.
Список используемой литературы
1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004;
2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994;
3. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998;
4. Кравченко А.И. Культурология. М.,2001;
5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997;
6. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М., 1997;
7. Маркова А.Н. Культорология. М.,2008;
8. Мир русской культуры. М., 2004;
9. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007;
10. Торосян В.Г. Культорология. М.: Владос, 2005.
[1] Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998
[2] Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994
[3] Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004
[4] Кравченко А.И. Культурология. М.,2001
[5] Маркова А.Н. Культорология. М.,2008
[6] Торосян В.Г. Культорология. М.: Владос, 2005
[7] Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007
[8] Мир русской культуры. М., 2004
[9] Лапшина Н.П. «Мир искусства». М., 1997
[10] Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997