«Золотой век» русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Объектом моего исследования является культура XIX века. Этот период я считаю наиболее интересным тем, что в это время Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры

Содержание

Предисловие 3
Литература 4
Живопись 10
Архитектура 12
Музыка 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

Культурология КР.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Большим событием в театральной жизни  России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом театре.

     Значительное  воздействие на развитие театра оказали  эстетические взгляды писателей-декабристов. Разрабатываются темы борьбы против национального и политического  угнетения, создаются образы сильных, вольнолюбивых героев, охваченных жаждой патриотического подвига («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф.Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф.Н. Глинки, «Андромаха» П.А. Катенина, «Аргивяне» В.К. Кюхельбекера и др.).

     В 30-е годы, в обстановке жестокой политической реакции, наступившей после разгрома декабристского движения, важные задачи выполняет направление прогрессивного романтизма. Романтический театр раскрывает внутреннюю драму человека, наделенного стремлением к свободе и социальной справедливости, и выражает бунт мыслящей личности против окружающего ее мира насилия и произвола. На русской сцене в эти годы получают глубокое истолкование многие произведения мировой классики и трагедии Шекспира, в которых с необычайной силой выступает тема борьбы за человеческое достоинство.

     Развитие  прогрессивных освободительных  тенденций в театре жестко ограничивались правительством. Вне театра остается проникнутая критическими, свободолюбивыми  идеями драматургия М.Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835 - 1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости актеров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.). Не допускаются к постановке драмы В. Гюго.

     Начинает  развиваться театральная критика и из «закулисной» она постепенно превращается в профессиональную. Большая роль в развитии театральной критики тех лет принадлежит различным литературным кружкам и салонам. Там закладывались основы профессионализма, формировались мнения, оценки, вкусы, пропагандируемые затем на журнальных страницах. В спорах и дружеских беседах обсуждались вопросы эстетики, драматические опыты и сценические приемы. Это были своеобразные лаборатории социальных и художественных идей. Кружки и салоны, которые назывались литературными, были почти в той же мере и театральными.

     Почти во всех периодических изданиях той  поры начинают появляться статьи о  театре, в некоторых из них существовал  специальный театральный раздел, как например, в «Вестнике Европы»  и в «Сыне отечества». Театральную жизнь регулярно освещали «Московский курьер», «Московский Меркурий», «Московский зритель», «Журнал драматический», «Северный вестник», «Журнал российской словесности», «Санкт-Петербургский вестник» и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Живопись

 

     Для русского изобразительного искусства  были характерны  романтизм  и реализм. Однако  официально  признанным  методом  был  классицизм.  Академия художеств препятствовала  любым попыткам  свободы  творчества.  Она  требовала  строго   следовать   канонам классицизма,  поощряла  написание  картин  на  библейские  и  мифологические сюжеты. 

      В первой половине XIX в. жил и творил  художник  Александр  Андреевич Иванов (1806—1858). Всю свою творческую жизнь  он  посвятил  идее  духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более  20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу». На переднем плане его полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя,  указывающего  народу на приближающегося Христа. И  светлеют,  очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

      В первой половине XIX века в русскую живопись  входит  бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). Он посвятил свое  творчество  изображению  жизни  крестьян.  В таких картинах как «Гумно»,  «На  жатве. Лето», «На пашне.  Весна»,  «Крестьянка  с  васильками»,  "Захарка",  "Утро помещицы" Венецианов отобразил красоту и благородство простых русских людей, что служило утверждением  достоинства  человека  вне  зависимости  от  его   социального

положения.

      Его традиции продолжил  Павла  Андреевича  Федотов  (1815—1852).  Его полотна  реалистичны,  наполнены  сатирическим  содержанием,   разоблачающим мораль, быт и  нравы  верхушки  общества  ("Сватовство  майора", "Свежий кавалер" и др.).

      Вторая   половина   XIX   в.   ознаменовалась   расцветом    русского

изобразительного  искусства. Оно  стало  подлинно  великим  искусством,  было

проникнуто  пафосом освободительной борьбы  народа,  откликалось  на  запросы жизни  и  активно  вторгалось   в   жизнь.   В   изобразительном   искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее  отражение  жизни народа,  стремление  перестроить  эту   жизнь   на   началах   равенства   и справедливости.

       Центральной темой  искусства   стал  народ,  не  только  угнетенный  и

страдающий, но и народ  —  творец  истории,  народ-борец,  созидатель  всего

лучшего, что есть в жизни. Утверждение  реализма  в  искусстве  проходило  в  упорной  борьбе  с официальным направлением.

      В этот период свои картины писал Василий  Григорьевич Перов (1834 - 1882). В своих  произведениях  Перов  страстно  обличает  существующий строй, с  большим  мастерством  и  убедительностью  показывает  тяжелую  долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал  русскую деревню в  праздничный  день,  нищету,  беспробудное  пьянство,  сатирически изобразил сельское  духовенство.

      Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел  показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в том числе знаменитую картину «Грачи прилетели», ставшую

самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.

      Творчество  Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно связано  с русскими народными сказками, былинами, сюжеты  которых  он  брал  за  основу своих картин. Его лучшее  произведение  —  «Три  богатыря».  Перед  зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники  русской  земли и родного народа от многочисленных врагов.

      Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван

Иванович  Шишкин (1832—1898).

      На  вторую половину XIX века также приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.  Многие картины Репина, Сурикова,  Левитана,  Серова попали  в  собрание  Третьякова.  Павел  Михайлович  Третьяков  (1832—1898), представитель  старинного  московского  купеческого  рода,   был   необычным человеком. Собирать картины русских художников  начал с 1856 г. Увлечение переросло в  главное  дело  жизни.  В начале  90-х гг. собрание достигло уровня музея. Позднее оно перешло в  собственность  Москвы.  Третьяковская  галерея  стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

       В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В него поступили произведения  русских  художников  из Эрмитажа, Академии художеств и  некоторых  императорских  дворцов.  Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архитектура

 

     Русская архитектура первых трех десятилетий XIX века связана со стилем ампир, завершенным развитием классицизма. Ампир как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность. Этот стиль проявился в творчестве архитектора А.Д. Захарова (1761-1811), А.Н. Воронихина (1750-1814), К.И. Росси (1775-1849), В.П. Стасова (1769-1848).

     Характерная черта зодчества того времени - создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявлялось в Петербурге. По проекту Андреяна Дмитриевича Захарова было возведено Адмиралтейство.

     Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение.

     Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге -- самое большое  здание, возведенное в России в  первой половине XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт и художник К.П. Брюллов.

     По  проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади - памятник Александру I и одновременно - монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И. Орловским.

     После пожара 1882 года вновь была отстроена  Москва в традициях классицизма  и ампира. Архитектурным сооружениям  Москвы того времени были свойственны  черты лиризма, интеллигентности, простоты и ухода. Однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский.

     Но  затем на смену классицизму и  ампиру пришли различные эклектические  течения, в том числе русско-византийский стиль.

     В архитектуре 30 - 50-х годов господствует стиль позднего классицизма. Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах - памятник Кутузову и Барклаю де Толли Б.И. Орловского. В 40-50-е годы XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта “Укротители коней”, установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними. Еще одна работа Клодта - памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. В этих работах сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической характеристики образа.

     Под влиянием общественного и патриотического  подъема новое содержание и плодотворное развитие в русской архитектуре  получает классицизм. В стиле зрелого  классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами  строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Музыка

 

     Традиции  русской музыкальной культуры сложились  к концу XVIII века. Композиторы А.А. Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Витов (1800-1875) в первой половине XIX века создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующаяся и поныне большой популярностью.

       Основоположником русской классической  музыки был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место равное Пушкину в литературе. Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народные музыкальные драмы и оперы, сказки эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа.

     Творчество  Глинки - великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего, в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Творчески усвоив передовые достижения западноевропейской культуры, он сумел стать великим национальным художником, певцом своей родины. Народная песня явилась для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического «глинкинского» стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

     Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1812-1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно - бытовую музыкальную драму - оперу «Русалка.

Информация о работе «Золотой век» русской культуры