«Золотой век» русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

ХIХ век уникален, прежде всего, своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья. Долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем..

Работа содержит 1 файл

Реферат по Культурологии.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

    Творческая  мысль архитекторов остановилась на принципе "умного выбора". Считалось, что здание должно быть построено в том стиле, который более отвечает его назначению. В конечном же итоге все определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). Наступил период эклектики (смешения стилей).

 

     Театр и музыка.

    В ХIХ в., наряду с потрясающим развитием  литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.

    Если, например, Пушкин в своей поэме  “Руслан и Людмила” дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его, как бы предложив еще один романтический вариант эпоса, со свойственным ему “вселенским” масштабом и “рефлектирующими” героями.

    В театральной жизни России большую  роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.

    Многие  талантливые русские артисты  вышли из крепостных. Михаил Семенович  Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800-1848) вырос в семье крепостного актера. В одной из статей Белинского подробно описано исполнение Мочаловым роли Гамлета. По словам Белинского, Мочалов "придал Гамлету гораздо более силы и энергии... и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели... должен иметь шекспировский Гамлет...". Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета на русской сцене в то время был В. А. Каратыгин.

    Большим событием в театральной жизни  России была премьера гоголевского "Ревизора" - сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение "Ревизора" через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая I позволило поставить комедию. После спектакля он смущенно сказал: "Всем досталось, а мне более всех!".

 

     Список литературы:

    1. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989.
  1. Введение в культурологию / Ред. В.Попов. – М.: Владос, 1999, - Гл. 1 – 2.
  1. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. М.: Прогресс, 1985.
  2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.

Информация о работе «Золотой век» русской культуры