Золотой и серебрянный век русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:52, доклад

Описание работы

Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.

Работа содержит 1 файл

Золотой и серебряный век русской культуры.docx

— 16.00 Кб (Скачать)

        Золотой и серебряный век русской культуры 

        Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.

        «Золотой  век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры.  

        Культурным  событием колоссальной важности, способствующим росту национального самосознания, стало появление «Истории государства  Российского» Н.М. Карамзина. Карамзин был первым, кто на рубеже XVIII—XIX вв. почувствовал, что самой главной  проблемой в русской культуре наступающего XIX в. будет определение ее национальной самоидентичности. 

        Следом  за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами. Затем  появилось «философическое письмо»  П.Я. Чаадаева — философия истории  России, инициировавшее дискуссию между  славянофилами и западниками. Одна из них культурно самобытная, ориентированная  на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закрепление  наиболее устойчивых, не меняющихся ценностей. А другое мнение — модернизаторское, направлено на изменение содержания национальной культуры, включение ее в общемировой культурный процесс. 

        Особое  место в культуре «золотого века»  занимала литература. Литература стала  синтетическим явлением культуры и  оказалась универсальной формой общественного сознания, выполняя миссию социальных наук. 

        К середине XIX в. русская культура становится все более известной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении вселенной, стал первым прославившимся за рубежом ученым. П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен ревизор Гоголя. Во второй половине XIX в. европейская и мировая известность русской культуры усиливается, в первую очередь, благодаря произведениям Тургенева, Льва Толстого и Ф.М. Достоевского. 

        Кроме того, в XIX в. развивается живопись, архитектура  и музыка.

        Живопись: Репин, Саврасов, Поленов, Врубель, Суриков, Левитан, Серов, Васнецов.

        Архитектура: Росси, Бове, Жилярди, Тон.

        Музыка: Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский. 

        Нельзя  не отметить период «серебряного века», который захватил и начало XX в. Это  историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922 г., когда ушел в Европу «философский пароход» с наиболее видными представителями  творческой интеллигенции России. На культуру «серебряного века» оказали  влияние культура Запада, Шекспир  и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религия. Вместе с тем культура «серебряного века» — это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей. Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после ее завершения. 

        Что нового дал этот период русской мировой  культуре?

        Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающем думать и чувствовать свободно, индивидуально. Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Это устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства, Добра, Красоты, Истины. 

        Во-вторых, «серебряный век» русской философии  — это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, интереса к тайнам психики, господство мистического начала в культуре. 

        В-третьих, «серебряный век» отличает культ  творчества как единственной возможности  прорыва к новым трансцедентальным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» святого и звериного, Христа и Антихриста. 

        В-четвертых, «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культорологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, А. Лосев и др. 

        В-пятых, «серебрянный век» — эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров: А. Блок, А. Белый, В. Маяковский, М.  Цветаева, А. Ахматова, И. Стравинский, А. Скрябин, М. Шагал и еще много имен. 

        Особую  роль в культуре «серебряного века»  сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточением, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других ставился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России. «Мы имеем дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и ее будущего», проницательно писал Г. Федотов в трактате «Трагедия интеллигенции». 

        Художественный  уровень, открытия и находки в  русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века»  дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. По словам Д.С. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание  роли человека в окружающем мире как  «божественной» миссии заложило основание  принципиально нового гуманизма, где  трагизм существования по сути преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

Информация о работе Золотой и серебрянный век русской литературы