Автор: Екатерина Шарыпова, 20 Августа 2010 в 22:52, реферат
Рассмотрены особенности зодчества древней Руси на примере церквей
История древнерусского деревянного зодчества имеет глубокие корни. В бронзовом веке на территории Восточной Европы уже существовали каркасные постройки с заполнением стен плетнем, обмазанным глиной. Праславянские племена обитали преимущественно в зоне лиственных лесов, что означало отсутствие большого количества прямого одномерного строительного материала, удобного для возведения срубов. Металлические орудия труда были распространены ограниченно, что затрудняло обработку древесины. Данные условия способствовали развитию каркасных конструкций.
Новгородская земля – это огромная страна, население которой составляли потомственные древоделы. Еще в 11 веке киевляне дразнили новгородцев, называя их «плотниками». К нашим дням необозримый пласт народного деревянного зодчества почти полностью исчез. Музей в Витославлицах – хранитель не только уникальных памятников деревянного зодчества, но и знак памяти о тех далеких временах, когда даже в самом городе каменные здания словно корабли высились над морем деревянной застройки.
Церковь Рождества богородицы из села Передки Боровичского района это самый древний и наиболее значительный памятник, сохранившийся на территории Новгородской области. В «Витославлицы» она перевезена в 1967 году. Это монастырская постройка. Как и многие другие памятники народного зодчества, Рождественская церковь не имеет точной даты создания.
Церковь Рождества богородицы, церковное имущество и все церковное строение принадлежали «старым помещикам». Такими владельцами были помещики Аничковы.
Итак, самое раннее упоминание о Рождественской церкви - 1539 год. Вполне возможно, что она была сооружена еще раньше. Архаические формы, конструкции и детали подтверждают древность постройки.
В основе архитектурно-планировочного решения церкви Рождества лежит распространенная в ХVI столетии схема - восьмерик на крестообразном основании. Восьмигранник покоится на невысоком и очень широком четверике. Завершается постройка шатром с небольшой главкой. Над северной и южной частями сруба возвышаются еще два малых шатра, установленных на низкие восьмерики с четвериковым основанием. Восточная часть храма состоит из трех срубов - алтарей.
Церковь поставлена на высокий подклет, что делает ее более величественной. С трех сторон постройка окружена галереей.
В отличие от построек с подобным архитектурным планом в Рождественской церкви «ветви» крестчатого сруба значительно расширяются к центру, что еще более увеличивает площадь здания. Это памятник с наиболее рациональным решением плана. Кроме того, галерея не повторяет форму сруба, а скругляет его: постройка в плане по наружным углам почти вписывается в круг. Все это ставит Рождественскую церковь на особое место среди сохранившихся памятников русского деревянного зодчества.
Действительно, высоким мастерством и талантом отмечено архитектурное решение Рождественской церкви. Большая художественная выразительность в этом храме достигается сочетанием различных по величине архитектурных объемов. Памятник довольно внушительных размеров: высота строения - 30,5 м, длина - 25 м, ширина - 20 м.
В храмах с крестообразным основанием выразилось стремление зодчих к созданию более просторных зданий. Некоторые ученые полагают, что крестчатые срубы применялись с очень давних времен, возможно еще с ХI века, и были широко распространены в древнерусском зодчестве.
Живописность
постройке придают галереи и
крыльцо. «Висячая» галерея установлена
на 4-метровой высоте от земли на больших
выпусках-помочах. В древности на
галереях-гульбищах собирался
Все стены постройки, за исключением восьмериков под малыми шатрами, рублены из неотесанных бревен «в обло с остатком». Пазы сделаны попеременно - то в верхней части бревна, то в нижней, что гарантирует бревна от горизонтальных смещений. В некоторых бревнах выемка сделана только в верхней части. Этот прием, применявшийся новгородскими плотниками только до ХVI века, свидетельствует о древности здания.
Тесовые кровли храма крыты в два слоя со свободным свесом. Раньше между слоями теса прокладывали бересту, чтобы кровля стояла дольше. Основанием крыш служат слеги, врубленные в самцы фронтонов.
Центральный шатер, купола и шейки главок обшиты «чешуей» - осиновыми пластинами. Сырая осина хорошо поддается обработке, а высыхая, не трескается, не коробится. Сначала «чешуя» золотистого цвета, а со временем она приобретает красивый серебристый оттенок. Такой способ покрытия широко распространен в древнерусском зодчестве, и не только в деревянном, но и в каменном. В древнем Новгороде для обшивки глав и других фигурных элементов построек - барабанов, шатров - применяли дубовую «чешую».
Интерьер Рождественской церкви очень прост. Большое внутреннее пространство ничем не разделено, и крестообразный план постройки четко просматривается. По сторонам - два клироса для певчих, наверху - хоры, вдоль стен - лавки. Деревянный шатер не открыт изнутри - его скрывает потолок, набранный из коротких и толстых досок. В алтарных помещениях и в западной части потолка нет.
Древний пол, частично сохранившийся в алтарной части, сделан из колотых и тщательно протесанных с двух сторон досок. Мощные неотесанные бревна сруба, широкие половицы, массивные косяки дверей, лавки у стен создают ощущение суровой красоты и силы.
Помещение освещают древние и растесанные в более позднее время окна, из них - 8 старинных волоковых окошечек (все они расположены в алтарной части), которые закрываются деревянными задвижками. Пять волоковых окошечек Передской церкви имеют интересную особенность: кроме деревянных задвижек в древности у них была слюдяная или стекольчатая «окончина» с деревянной рамой. Окончиной закрывали небольшое отверстие окна в холодное время. Такие волоковые окна с выдвижными окончинами не найдены ни в одном из сохранившихся памятников.
По следам, сохранившимся в центральном алтаре, восстановлено также старинное косящатое, или «красное» (красивое), окно.
Волоковые и косящатые окна - деталь не только церквей, но и всего древнерусского деревянного зодчества.
Бревенчатые стены древних храмов не имели росписей, поэтому самой яркой и живописной частью интерьера был иконостас. В древности Рождественская церковь имела трехъярусный тябловый иконостас, который переделан в первой половине ХIХ века на каркасный (рамный). От старого иконостаса сохранились значительные фрагменты тябел (брусьев с пазами в нижней и верхней сторонах для зажима икон) с изображением херувимов и серафимов и растительного орнамента. Из 56 икон, бывших в церкви Рождества в ХIХ веке, в Новгородском музее сейчас имеется лишь 32, часть из них относится к концу ХVII - началу ХVIII столетия и обладает, несомненно, художественными достоинствами. Дополненный иконами из запасника музея, иконостас в дальнейшем будет восстановлен.
Много событий видела Передская церковь за свою более чем четырехвековую историю. В начале ХVII столетия она была свидетельницей польско-литовской интервенции.
Во
время польско-литовской
В конце ХVII века (около 1699 года) постройка перебиралась и перестраивалась. Два малых шатра появились именно в то время, но они не исказили художественный образ памятника, наоборот, его силуэт стал еще богаче и выразительнее. Тогда же были расширены многие окна и двери, прорублены новые проемы.
Однако перестройки и переделки в конце ХIХ века и в начале ХХ столетия совершенно изменили первоначальный вид постройки. В подклете было утрачено 10 венцов, и храм стал приземистее. Были переделаны галереи, при этом спилены массивные бревенчатые помочи. Вместо шатров появились купола, а деревянные кровли заменили на железные. Растесали часть волоковых и косящатых окон. Дощатым футляром скрыли пластику бревенчатого сруба, замаскировав его конструкции. Обшивку покрасили охрой.
Значительно пострадал интерьер церкви: выбросили все старые скамьи, дабы верующие не смели присесть во время богослужения, а также клиросы, полочки. Естественную поверхность стен закрыли холстом и по нему выполнили ремесленную живопись. Переделали иконостас.
Печальное зрелище представляла Передская церковь, когда в 1959 году ее впервые обследовал А.Е.Красноречьев.1
Обезображенная перестройками конца ХIХ - начала ХХ века, она долгие годы находилась в запустении. Сруб, замаскированный обшивкой, сильно обветшал. Но опытный глаз реставратора смог разглядеть под чуждыми одеждами первоклассное творение народных мастеров.
При более детальном обследовании в 1967 году была выявлена сильная деформация сруба - древнему памятнику грозила гибель. Он нуждался в срочной реставрации и полной переборке. На месте осуществить их было невозможно, поэтому памятник решили перевезти в музей. Вот что писал по этому поводу автор проекта реставрации Л.Е. Красноречьев: «Предпринятые разборка, перевозка и реставрация здания позволили не только сохранить эту интереснейшую постройку, но благодаря исследованиям, которые сопутствовали этим работам, уточнить некоторые страницы ее истории, характер различных перестроек, воссоздать первоначальный облик».2
Сложнейшая реставрация памятника, начатая в 1967 году, была завершена в 1971 году. Постройке возвращен облик, который она имела в ХVI - ХVII веках.
Деревянное зодчество неотделимо от истории, как история неотделима от общерусской культуры. История зодчества - часть общечеловеческой культуры, часть истории народа, которая заставляет исследователей искать и искать, чтобы как можно больше восполнять пробелы в этой истории, ее недостающие звенья.
Трудная судьба у памятников русской народной деревянной архитектуры. Разрушающее течение времени, пожары, вражеские нашествия уничтожили сотни замечательных сооружений.
И все же народное деревянное зодчество сохранилось, ибо нельзя уничтожить народ, его песни и историю. В нем едины мудрая простота и ясность архитектурных композиций, практическая функциональность всех деталей, органическое единство художественного, эстетического и строительно-конструктивных начал; наконец, человечность и гуманизм, которые волнуют нас при встрече с каждым произведением истинно народного зодчества, - вот чему учит нас история русской деревянной архитектуры. Это переходящие, но вечные и неизменные принципы архитектурного искусства, и потому народное зодчество не мертвая археология, а живое наследие. Памятники русской народной деревянной архитектуры учат понимать прекрасное в жизни и искусстве, помогают глубже познать и полюбить душу нашего народа, его таланты и характер.