Знаменский Михаил Степанович

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:55, реферат

Описание работы

Знаменский Михаил Степанович – ученик и преподаватель Тобольской духовной семинарии и училища при семинарии, художник, один из видных деятелей культуры Западной Сибири второй половины XIX века.
Родился Михаил Степанович Знаменский в семье Степана Яковлевича и Александры Львовны в городе Кургане 14(26) мая 1833 г. Отец его, протоиерей Стефан Знаменский, был духовником декабристов, отбывавших ссылку в Кургане, Тобольске и Ялуторовске.

Работа содержит 1 файл

Знаменский Михаил Степанович.docx

— 21.06 Кб (Скачать)

     Знаменский  Михаил Степанович – ученик и преподаватель  Тобольской духовной семинарии и училища при семинарии, художник, один из видных деятелей культуры Западной Сибири второй половины XIX века.

     Родился Михаил Степанович Знаменский в семье  Степана Яковлевича и Александры Львовны в городе Кургане 14(26) мая 1833 г. Отец его, протоиерей Стефан Знаменский, был духовником декабристов, отбывавших ссылку в Кургане, Тобольске и  Ялуторовске. Сын унаследовал лучшие черты отца и, прежде всего, нравственные качества порядочного, совестливого человека. Отец передал воспитание сына вначале  ялуторовским декабристам, а потом тобольским. Будучи людьми высокообразованными, воспитанными в высших кругах общества, они многое смогли дать молодому человеку, а когда узнали, что у него проявляется талант художника, отдали на обучение сначала местному живописцу, а затем отправили в Петербург учиться иконописи в Образцовую духовную семинарию. Но иконописцем Знаменский все-таки не стал. В нем постепенно произошло удивительное слияние талантов художника и писателя.

     Его отец священник С.Я. Знаменский принадлежал  к числу интересных людей своего времени. Он был горячим поборником просвещения народных масс и всегда с уважением относился к лицам, пострадавшим от произвола властей  за свои убеждения. Возможно, именно по этому он близко сошелся с прибывшими в Сибирь декабристами, сначала с И.Д. Якушевым, а потом с М.А. Фонвизиным и П.Н. Свистуновым. В 1842 году С.Я Знаменский вместе с И.Д. Якушкиным открывают ланкастерскую школу доступную для всех сословий, а в 1846 году – школу для девочек.

     После окончания Ялуторовской школы Михаил Знаменский поступает в Тобольскую Духовую семинарию. В Тобольске его продолжали опекать Фонвизины, Свистуновы. Они же помогли ему, для продолжения образования и развития художественного дарования, выехать в Петербург. Таким образом, детство будущего художника прошло в тесном общении с сосланными в Сибирь декабристами, что очень сильно повлияло на всю его дальнейшую жизнь и взгляды. Исследователь его творчества, П.И. Рощевский, в своей статье отмечает, что «художник-гражданин, воспитанник декабристов, демократ и просветитель, сохранил до конца жизни лучшие черты наследства 60-х». Это подтверждают и слова самого Знаменского, так объяснявшего свое обращение к декабристскому наследию: «Собственно для себя в свободные минуты я решил записать свои воспоминания о людях, которых с дней моего детства я привык уважать, несмотря на недоброжелательные отзывы разных чиновных душ.…И если теперь подлость, низость и взятки болезненно действуют на меня, то этим я обязан людям, о которых всегда говорю с почтением и любовью». В жизни Михаилу Степановичу довелось многое испытать и многое пережить.

     После возвращения в родной Тобольск, М.С. Знаменский стал преподавать рисование  в семинарии и вел уроки  славянского, арифметики и географии  в училище при семинарии. Знаменский вёл уроки славянского языка, арифметики и географии. В 1859 году Знаменский сдал экзамен в Петербургской  Академии художеств на звание учителя  рисования и стал преподавать  рисование в светских учебных  заведениях Тобольска: Мариинской женской  школе и местном военном училище. Три года Знаменский служил в Тобольском губернском правлении переводчиком с татарского языка.

     Знаменский  объехал всю Тобольскую Сибирь, создал серию пейзажных зарисовок, и когда в 1880 г. стараниями ученого Стефана Сомье в Италии издали альбом о народах Сибири, в нем были помещены работы Знаменского.

     Одновременно  с этим,  М.С. Знаменский был археологом, этнографом и литератором. Он сотрудничал  с такими изданиями как «Восточное обозрение», «Тобольские губернские ведомости», «Сибирский листок». При жизни Знаменского было издано только несколько его работ. В 1872 году вышла его небольшая повесть об ялуторовских декабристах «Исчезнувшие люди». В 1887 году в сборнике «Восточное обозрение» вышел его очерк «Тобольск и его окрестности». Однако наиболее ярко патриотическая направленность высветилась в его карикатурах, высмеивающих современный общественный строй, чиновничье волокитство, взяточничество и другие пороки общества. По свидетельствам современников, «рисунки и карикатуры, которые можно считать тысячами отчасти расходились по рукам, отчасти были помещены в разных иллюстрированных изданиях…карикатуры его отличались остротой и едкостью, так что многие очень боялись попасть под его беспощадный карандаш».

     Современники  отмечали, что «Михаил Степанович пользовался заслуженным уважением. Он был приветлив и ласков со всеми. Его опытность и знание людей привлекали к нему даже незнакомых лиц, обращавшихся к нему за советом по частным или общественным делам….Человеку с такими способностями и дарованиями следовало бы жить в столице, но покойный ни за что не променял своей родины и Тобольска ни на какой другой город, обещавший ему лучшее положение и более завидную славу»

     М.С.Знаменский одним из первых стал разрабатывать  тобольский пейзаж. Художник запечатлел улицы и отдельные здания Тобольска. Ему удалось зафиксировать для потомков целый ряд археологических памятников. Основное место в творчестве художника 60–70 годов XIX века занимали карикатуры, которые печатались в передовых журналах того времени «Искра» и «Маляр» под рубрикой «Из провинциального быта». Творческому наследию М.С.Знаменского принадлежат многочисленные иллюстрации к литературным произведениям К.Ф.Рылеева, Н.В.Гоголя, П.П.Ершова, И.А.Гончарова.Вся жизнь М.С. Знаменского связана с Тобольском, с декабристами.  

     Особенно интересны два произведения Михаила Степановича, в которых он рассказывает о Тобольске — городе, ставшем ему родным: «Исторические окрестности города Тобольска» и «Тобольск в сороковых годах».

     Читая его книги «Тобольск в сороковых  годах» и «Исчезнувшие люди», замечаешь, что у них нет конца, нет  финала. По мнению литературоведов, М.С. Знаменский задумывал большое эпическое  полотно о Сибири, о сибиряках, о декабристах.

     Особый  интерес вызывают у тоболяков записки М.С. Знаменского «Исторические окрестности города Тобольска». Cocтоит книга из четырех частей. Но особенно созвучно нашему времени «Предисловие», в котором содержится обращение к читателю.

       С горечью пишет М.С. Знаменский  о том, что ушло время, когда  «почти каждый житель Тобольска  знал каждую местность с ее  историческим прошлым, когда имена  и сочинения Миллера, Фишера  и Словцова были знакомы каждому грамотею».

     Знаменский горько сожалеет, что приезжающие на временное жительство люди не интересуются историей края, и воспитанная в этой атмосфере молодежь не понимает красоты родных мест, и «только вдали от родины, в более чистой атмосфере труда и науки, молодежь начинает чувствовать свою кровную связь с городом и дорожить всем до нее касающимся».

     В своей книге автор приглашает современников и потомков совершить  вместе с ним прогулку по окрестностям Тобольска. Его привлекают два места: Чувашский мыс, где было укрепление одного из защитников татарского ханства  Махмет-Кула, и Искер, где была столица царства Кучума.

     И здесь Знаменский предстает в  качестве историка и знатока природы. С историческими фактами соседствуют  тонкие описания природы. Нельзя не процитировать  слова писателя: «Чувашский мыс —  первая историческая окрестность Тобольска. С этой, собственно, местности и  начинается история города…».

     Описывая  крутизну берега высотой 30 сажен, автор  пишет, что «она от основания до вершины  одета в голубовато-зеленый цвет курчавой полыни, в промывных же, от тающего снега и дождей, расселинах растительность разнообразится: тут  вы видите и мяту, и красивый розовый  букетами горошек, и под цвет ему  кусты шиповника, приютившего под  своею тенью наливающуюся землянику».

     Писатель  влюблен в свой город. Когда он стоит на Чувашском мысу и смотрит  под гору, панорама города, которая  открывается отсюда, вызывает у него восторг и восхищение.

     Знаменский  принимает участие в раскопках  подгорной части, которые дали находки  предметов остяцкого быта: костяные принадлежности оленьей упряжки  — пластинки, надеваемые на голову оленя для управления вожжей, костяные пряжки; костяные ножи и лопаточные скотские кости с заостренным прорезом посредине — это остяцкие орудия для очистки рыбы от чешуи; глиняные болванчики зверей и человека, сидящего верхом на оседланной лошади, — это боги живших здесь людей. По словам старожилов, это место в 1820—1830-х гг. было усеяно оленьими рогами.

     Помимо  описания Чувашского мыса, он приводит легенду о завоевании Сибири Ермаком, которую рассказал ему один старик-татарин, житель Соусканских юрт, находящихся вблизи родового ханского кладбища.

       В этой же главе автор описывает  поход Ермака, используя некоторые  главы из поэмы «Сузге» П.П. Ершова.

     Главным героем книги «Исчезнувшие люди»  стал Ялуторовск, город, в котором  прошло детство Миши Знаменского. Два  мира рисует писатель в этой книге: мир интеллигентных, глубоко сочувствующих  народу декабристов и мир тупых, обделенных интеллектом российских чиновников. В книге много смешных  мест, но М.С. Знаменский предстает здесь  не юмористом, а сатириком.

     Если  мы хотим узнать характеры тобольских декабристов, надо прочесть книгу Знаменского «Тобольск в сороковых годах». Автор рассказывает о первых годах учебы в семинарии, о Фонвизиных, к которым он приходил почти ежедневно и всегда встречал радушный прием.

       Зная судьбу Натальи и Михаила  Фонвизиных, приходится только удивляться  их доброте и способности любить. В Сибири у них умерли все  три сына, но они нашли в  себе душевные силы, чтобы воспитанник  Миша Знаменский чувствовал себя  в их семье родным человеком.

     Надо  сказать, что таланты М.С. Знаменского  оценили только после его смерти. А умер он в бедности, и только два венка легли на свежую могилу Завального кладбища: «От друзей» и «Артисту-любителю и художнику от Тобольского драматического общества».

     3 (15) марта 1892 г. Михаил Степанович  Знаменский скончался. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально – педагогическая академия имени

Д. И. Менделеева» 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Творчество  М.С.Знаменского – художника и  писателя. 
 
 

Выполнил: студент I курса

филологического факультета

17 группы  направление

«педагогическое образование»

профиль «Английский язык»

Томилова  Мария

Проверил: к.ф.н., доцент

Прокопова М.В.  
 
 
 
 
 

г.Тобольск 2012г.


Информация о работе Знаменский Михаил Степанович