Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:55, реферат
Знаменский Михаил Степанович – ученик и преподаватель Тобольской духовной семинарии и училища при семинарии, художник, один из видных деятелей культуры Западной Сибири второй половины XIX века.
Родился Михаил Степанович Знаменский в семье Степана Яковлевича и Александры Львовны в городе Кургане 14(26) мая 1833 г. Отец его, протоиерей Стефан Знаменский, был духовником декабристов, отбывавших ссылку в Кургане, Тобольске и Ялуторовске.
Знаменский Михаил Степанович – ученик и преподаватель Тобольской духовной семинарии и училища при семинарии, художник, один из видных деятелей культуры Западной Сибири второй половины XIX века.
Родился Михаил Степанович Знаменский в семье Степана Яковлевича и Александры Львовны в городе Кургане 14(26) мая 1833 г. Отец его, протоиерей Стефан Знаменский, был духовником декабристов, отбывавших ссылку в Кургане, Тобольске и Ялуторовске. Сын унаследовал лучшие черты отца и, прежде всего, нравственные качества порядочного, совестливого человека. Отец передал воспитание сына вначале ялуторовским декабристам, а потом тобольским. Будучи людьми высокообразованными, воспитанными в высших кругах общества, они многое смогли дать молодому человеку, а когда узнали, что у него проявляется талант художника, отдали на обучение сначала местному живописцу, а затем отправили в Петербург учиться иконописи в Образцовую духовную семинарию. Но иконописцем Знаменский все-таки не стал. В нем постепенно произошло удивительное слияние талантов художника и писателя.
Его отец священник С.Я. Знаменский принадлежал к числу интересных людей своего времени. Он был горячим поборником просвещения народных масс и всегда с уважением относился к лицам, пострадавшим от произвола властей за свои убеждения. Возможно, именно по этому он близко сошелся с прибывшими в Сибирь декабристами, сначала с И.Д. Якушевым, а потом с М.А. Фонвизиным и П.Н. Свистуновым. В 1842 году С.Я Знаменский вместе с И.Д. Якушкиным открывают ланкастерскую школу доступную для всех сословий, а в 1846 году – школу для девочек.
После окончания Ялуторовской школы Михаил Знаменский поступает в Тобольскую Духовую семинарию. В Тобольске его продолжали опекать Фонвизины, Свистуновы. Они же помогли ему, для продолжения образования и развития художественного дарования, выехать в Петербург. Таким образом, детство будущего художника прошло в тесном общении с сосланными в Сибирь декабристами, что очень сильно повлияло на всю его дальнейшую жизнь и взгляды. Исследователь его творчества, П.И. Рощевский, в своей статье отмечает, что «художник-гражданин, воспитанник декабристов, демократ и просветитель, сохранил до конца жизни лучшие черты наследства 60-х». Это подтверждают и слова самого Знаменского, так объяснявшего свое обращение к декабристскому наследию: «Собственно для себя в свободные минуты я решил записать свои воспоминания о людях, которых с дней моего детства я привык уважать, несмотря на недоброжелательные отзывы разных чиновных душ.…И если теперь подлость, низость и взятки болезненно действуют на меня, то этим я обязан людям, о которых всегда говорю с почтением и любовью». В жизни Михаилу Степановичу довелось многое испытать и многое пережить.
После
возвращения в родной Тобольск, М.С.
Знаменский стал преподавать рисование
в семинарии и вел уроки
славянского, арифметики и географии
в училище при семинарии. Знаменский
вёл уроки славянского языка,
арифметики и географии. В 1859 году Знаменский
сдал экзамен в Петербургской
Академии художеств на звание учителя
рисования и стал преподавать
рисование в светских учебных
заведениях Тобольска: Мариинской женской
школе и местном военном
Знаменский объехал всю Тобольскую Сибирь, создал серию пейзажных зарисовок, и когда в 1880 г. стараниями ученого Стефана Сомье в Италии издали альбом о народах Сибири, в нем были помещены работы Знаменского.
Одновременно с этим, М.С. Знаменский был археологом, этнографом и литератором. Он сотрудничал с такими изданиями как «Восточное обозрение», «Тобольские губернские ведомости», «Сибирский листок». При жизни Знаменского было издано только несколько его работ. В 1872 году вышла его небольшая повесть об ялуторовских декабристах «Исчезнувшие люди». В 1887 году в сборнике «Восточное обозрение» вышел его очерк «Тобольск и его окрестности». Однако наиболее ярко патриотическая направленность высветилась в его карикатурах, высмеивающих современный общественный строй, чиновничье волокитство, взяточничество и другие пороки общества. По свидетельствам современников, «рисунки и карикатуры, которые можно считать тысячами отчасти расходились по рукам, отчасти были помещены в разных иллюстрированных изданиях…карикатуры его отличались остротой и едкостью, так что многие очень боялись попасть под его беспощадный карандаш».
Современники
отмечали, что «Михаил Степанович
пользовался заслуженным
М.С.Знаменский одним из первых стал разрабатывать тобольский пейзаж. Художник запечатлел улицы и отдельные здания Тобольска. Ему удалось зафиксировать для потомков целый ряд археологических памятников. Основное место в творчестве художника 60–70 годов XIX века занимали карикатуры, которые печатались в передовых журналах того времени «Искра» и «Маляр» под рубрикой «Из провинциального быта». Творческому наследию М.С.Знаменского принадлежат многочисленные иллюстрации к литературным произведениям К.Ф.Рылеева, Н.В.Гоголя, П.П.Ершова, И.А.Гончарова.Вся жизнь М.С. Знаменского связана с Тобольском, с декабристами.
Особенно интересны два произведения Михаила Степановича, в которых он рассказывает о Тобольске — городе, ставшем ему родным: «Исторические окрестности города Тобольска» и «Тобольск в сороковых годах».
Читая
его книги «Тобольск в
Особый интерес вызывают у тоболяков записки М.С. Знаменского «Исторические окрестности города Тобольска». Cocтоит книга из четырех частей. Но особенно созвучно нашему времени «Предисловие», в котором содержится обращение к читателю.
С горечью пишет М.С.
Знаменский горько сожалеет, что приезжающие на временное жительство люди не интересуются историей края, и воспитанная в этой атмосфере молодежь не понимает красоты родных мест, и «только вдали от родины, в более чистой атмосфере труда и науки, молодежь начинает чувствовать свою кровную связь с городом и дорожить всем до нее касающимся».
В своей книге автор приглашает современников и потомков совершить вместе с ним прогулку по окрестностям Тобольска. Его привлекают два места: Чувашский мыс, где было укрепление одного из защитников татарского ханства Махмет-Кула, и Искер, где была столица царства Кучума.
И
здесь Знаменский предстает в
качестве историка и знатока природы.
С историческими фактами
Описывая
крутизну берега высотой 30 сажен, автор
пишет, что «она от основания до вершины
одета в голубовато-зеленый
Писатель влюблен в свой город. Когда он стоит на Чувашском мысу и смотрит под гору, панорама города, которая открывается отсюда, вызывает у него восторг и восхищение.
Знаменский принимает участие в раскопках подгорной части, которые дали находки предметов остяцкого быта: костяные принадлежности оленьей упряжки — пластинки, надеваемые на голову оленя для управления вожжей, костяные пряжки; костяные ножи и лопаточные скотские кости с заостренным прорезом посредине — это остяцкие орудия для очистки рыбы от чешуи; глиняные болванчики зверей и человека, сидящего верхом на оседланной лошади, — это боги живших здесь людей. По словам старожилов, это место в 1820—1830-х гг. было усеяно оленьими рогами.
Помимо описания Чувашского мыса, он приводит легенду о завоевании Сибири Ермаком, которую рассказал ему один старик-татарин, житель Соусканских юрт, находящихся вблизи родового ханского кладбища.
В этой же главе автор
Главным героем книги «Исчезнувшие люди» стал Ялуторовск, город, в котором прошло детство Миши Знаменского. Два мира рисует писатель в этой книге: мир интеллигентных, глубоко сочувствующих народу декабристов и мир тупых, обделенных интеллектом российских чиновников. В книге много смешных мест, но М.С. Знаменский предстает здесь не юмористом, а сатириком.
Если мы хотим узнать характеры тобольских декабристов, надо прочесть книгу Знаменского «Тобольск в сороковых годах». Автор рассказывает о первых годах учебы в семинарии, о Фонвизиных, к которым он приходил почти ежедневно и всегда встречал радушный прием.
Зная судьбу Натальи и Михаила
Фонвизиных, приходится только удивляться
их доброте и способности
Надо сказать, что таланты М.С. Знаменского оценили только после его смерти. А умер он в бедности, и только два венка легли на свежую могилу Завального кладбища: «От друзей» и «Артисту-любителю и художнику от Тобольского драматического общества».
3
(15) марта 1892 г. Михаил Степанович
Знаменский скончался.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально – педагогическая академия имени
Д. И. Менделеева»
Реферат на тему:
Творчество
М.С.Знаменского – художника и
писателя.
Выполнил: студент I курса
филологического факультета
17 группы направление
«педагогическое образование»
профиль «Английский язык»
Томилова Мария
Проверил: к.ф.н., доцент
Прокопова
М.В.
г.Тобольск 2012г.