Значение световой партитуры в оформлении спектакля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:33, дипломная работа

Описание работы

ПОНЯТИЕ СВЕТОВОЙ ПАРТИТУРЫ Световая партитура — документ, содержащий запись светового оформления спектакля и предназначенный для его точного воспроиз­ведения. Световая партитура составляется в определённой последова­тельности. В ней фиксируются:­ направление света осветительных приборов;­ цвета помещённых в них фильтров;­ номера групп включений;­ номера световых программ. В световой партитуре отражаются все моменты сценического дей­ствия, в которых необходимы световые переходы, затемнения, словом, все технические средства и приёмы, которые и позволяют создать пол­ноценную часть спектакля

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ СВЕТОВОЙ ПАРТИТУРЫ Световая партитура.docx

— 21.62 Кб (Скачать)

ПОНЯТИЕ СВЕТОВОЙ ПАРТИТУРЫ Световая партитура — документ, содержащий запись светового оформления спектакля и предназначенный для его точного воспроиз­ведения. Световая партитура составляется в определённой последова­тельности. В ней фиксируются:­ направление света осветительных приборов;­ цвета помещённых в них фильтров;­ номера групп включений;­ номера световых программ. В световой партитуре отражаются все моменты сценического дей­ствия, в которых необходимы световые переходы, затемнения, словом, все технические средства и приёмы, которые и позволяют создать пол­ноценную часть спектакля — художественный свет. Световая партитура дополняется световыми планировками. Световые партитуры составляются и уточняются во время свето монтировочных репетиций. Световой переход — изменение режима питания осветительных при­боров, участвующих в создании светового оформления, по отношению к предшествующей световой программе (переход к новой световой про­грамме). Световая программа определяет режимы питания световых прибо­ров, участвующих в световом оформлении спектакля, на установлен­ный отрезок времени. Свето монтировочная репетиция — технологический процесс, в ходе которого совершенствуются действия работников ЭЛО (электроосвети­тельного отделения) по воспроизведению светового оформления спек­такля. В ходе световых репетиций в соответствии с задачами, которые ставят перед художником по свету режиссёр и сценограф, монтируется создаётся световое оформление спектакля: окончательно определяет­ся количество приборов, направление их лучей, уточняется, какие све­тофильтры в каком приборе следует применить. Устанавливается световая картина и записываются световые программы. Конечная цель световой или свето монтировочной репетиции — составление световой партитуры спектакля. Сегодня нет единого стандарта для оформления световой партитуры спектакля. Цветовая температура газоразрядных ламп снижается в процессе их эксплуатации. Цветовая температура ламп MSR уменьшается приблизительно на полградуса в час, а цветовая температура ламп HMI — приблизительно на один градус в час. После 200 часов эксплуатации лампа MSR с первоначальной цветовой температурой 5600 К будет иметь цветовую температуру 5500 К, а цветовая температура лампы HMI снизится с 5600 до 5400 К. Следовательно, чем больше приборов используется для освещения зала, тем больше будет разброс цветовой температуры между ними. При наличии пяти осветительных приборов и более их цветовые температуры мало отличаются друг от друга. Некоторые прокатные компании осуществляют замену ламп, характеристики которых сильно ухудшились в результате эксплуатации. Для проведения важной видеосъемки желательно воспользоваться новыми лампами. Кроме того, цветовой баланс некоторых автоматизированных осветительных приборов смещен в сторону зеленого, что создает определенные проблемы при использовании отдельных ламп и источников освещения. Иногда человеческий глаз воспринимает свет как белый, но на самом деле распределение по длинам волн в его спектре характеризуется большей интенсивностью в полосе частот, соответствующей зеленому цвету. Перед видеосъемкой необходимо выставить баланс белого для видеокамер по белой карточке, освещаемой источником основного света. Корректировка цветового баланса видеосигналов проводится с помощью вектороскопа (рисунок 1.). Этот прибор, аналогичный осциллографу, имеет круглый дисплей, сигнал на котором отображается в виде точки. Если баланс камер выставлен правильно, то точка располагается в центре дисплея. Цветовая температура лампы характеризует баланс между красным и синим, но не учитывает соотношение зеленого и пурпурного. Излучение ламп, имеющих коррелированную цветовую температуру, может обладать неравномерным спектром с пиками интенсивности в полосе частот, соответствующей зеленому цвету. Иногда сдвиг в сторону зеленого обусловлен влиянием смеси газов, солевых примесей, особенностями конструкции отражателя, наличием инфракрасного фильтра или комбинацией этих факторов.

Окончательная проработка световой партитуры

После описания задач основного, заполняющего и фонового освещения, в световую партитуру следует  включить схемы освещения декораций. Если к освещению не предъявляется  специфических требований, как в  театральных постановках, где спецэффекты  акцентируют внимание на какой-либо композиции или служат для подсветки  отдельных объектов, то художник по свету может по своему усмотрению использовать дополнительные осветительные  приборы, чтобы создать требуемую  атмосферу или подчеркнуть эстетику представления. Автоматизированные осветительные  приборы идеально подходят для цветной  заливки и

Сценический период выпуска  спектакля.

Репетиционный, подготовительный период. Составляется план сценического выпуска спектакля /общий план выпуска, составление плана световых и  монтировочных репетиций выпуска  спектакля/. Составляется выписка мебели и реквизита совместно с режиссером и художником для «выгородочных» репетиций. Осуществляется подбор мебели, «выгородок» и костюмов для «выгородочных» репетиций на малой либо репетиционной сцене. Проводятся репетиции в «выгородках» на основной сцене. Происходит приемка декораций на сцене по картинам и примерка костюмов на сцене по группам. Затем проводятся репетиции в «выгородках» на основной сцене с частичной подачей готовых элементов декораций и костюмов.

Монтировочные репетиции. Собираются декорации с проверкой  узлов соединения на прочность и  скорость их монтажа и демонтажа. Определяются и отрабатываются перемены картин спектакля. Ставятся “марки”  на планшете сцены и подъемах либо пульте верхней сцены. Составляется партитура проведения спектакля  по переменам по порядку и времени. Уточняются “просмотры” из зрительного  зала сценического пространства.

Световые репетиции. Создается  светоцветовая легенда спектакля, план развески дополнительной световой аппаратуры. Готовятся световые фильтры. Создается планировка и выписки  по направке, фокусировке и фильтровки световых приборов. Монтируется дополнительная аппаратура, происходит по актам направка и фильтровка приборов как внутреннего  сценического, так и выносного  света. Ставится свет картин и их переходов. Создается предварительной световая партитура спектакля (без актеров). И, наконец, происходит окончательная  установка положений света и  создание окончательной партитуры  в процессе работы с актерами.

Оборудование сцены постоянно  совершенствуется и видоизменяется ради одной задачи - создания актеру такого удобного и выразительного окружения, в котором он мог бы лучше донести  до зрителя образ того или иного  героя при конкретных предлагаемых обстоятельствах.

2. Основные этапы работы режиссера над воплощением драматургического произведения

Режиссер (франц. regisseur, от лат. rego - управляю) - творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером.

Функции режиссера в  современном театре чрезвычайно  велики и разнообразны: он осуществляет весь комплекс работ по организации  как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или  программы.

Первый этап режиссерской работы над воплощением драматургического  произведения - рождение общего замысла  и создание сценического варианта пьесы (часто - совместно с драматургом). После этого режиссер формирует постановочную группу, определяя кандидатуры художника-сценографа, художника по костюмам, композитора, балетмейстера (при необходимости также - ассистента режиссера; художника по свету; постановщика сценического движения, драк и боев; хормейстера; автора текстов песен и т.д.). Исходя из общего объема работ и подготовленных эскизов, при непосредственном участии режиссера составляется финансовая смета спектакля (в том числе - на изготовление всей материальной части). Одновременно режиссер определяет актеров-исполнителей (т.е. производит распределение ролей) и назначает помощника режиссера, отвечающего за техническую организацию репетиционно-постановочного процесса и фиксацию всех этапов работы над спектаклем.

Далее работа режиссера  складывается из нескольких направлений. С одной стороны это - общая  координация и контроль деятельности всех членов постановочной группы (с  художниками - создание макета декораций  и эскиза костюмов; с композитором - определение общей концепции  музыкального оформления спектакля; со специалистами по движению - разработка пластической партитуры спектакля; и т.д.). Задача режиссера - добиться целостности всех компонентов, объединяя  их в едином творческом решении. Поэтому  каждый этап работы всех членов постановочной группы проходит утверждение режиссера. Параллельно начинается важнейшая часть подготовки спектакля - репетиции, работа режиссера с актерами, направленная на развитие дарования исполнителей применительно к каждой роли и всей постановки в целом.

На театре существует устойчивое выражение: «режиссер умирает в  актерах». На практике это зачастую означает, что во всех постановочных  недостатках спектакля винят  режиссера; за удачные исполнительские  работы хвалят артистов. На самом же деле успех или неудача любого из компонентов спектакля (включая  все актерские работы) определяются в первую очередь режиссером-постановщиком, основной движущей силой творческого  процесса и главным соавтором  спектакля. Исходя из этого понятно, что режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий - от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от досконального  знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения  и умения создавать благоприятную  психологическую атмосферу в  постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной  деятельности, необходимых в изучении сценической истории выбранной  пьесы и в работе с актерами, и т.д.

Поэтому вузовская подготовка и обучение профессии режиссера  складывается из множества учебных  дисциплин, насущно необходимых  в будущей работе: мастерство режиссера  и актера; сценическая речь; танец; сценическое движение; история театра, литературы, живописи, музыки, танца  и других искусств; основы экономики  и психологии; материальная часть  театра и т.д.

Список литературы

1. Акимов Н.П. Театральное  наследие (В двух книгах). - Л., 1978.

2. Базанов В.В. Техника и технология сцены. - Л.: Искусство, 1976, с. 183-234.

3. Михайлова А.А. Сценография:  теория и опыт. - М., 1990.

4. Михайлова А.А. Образ  спектакля. - М., 1978.

5. Рындин В.Ф. Как создается  художественное оформление спектакля. - М., 1962.

оецирования изображений или лучей.

 

 


Информация о работе Значение световой партитуры в оформлении спектакля