Значение письменности в человеческой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

«Переломным моментом в научном понимании теории письма и его возникновения явилось появление книги И.Е. Гельба «Опыт изучения письма (Основы грамматологии)». До тех пор существовали либо частные исследования по отдельным письменностям (иногда с теми или иными генетическими построениями), либо всеобъемлющие обзоры по возможности всех или хотя бы важнейших видов письма. В работе И.Е. Гельба впервые письмо как специфический тип знаковой системы со своими особыми задачами и законами, как особая отрасль мировой культуры предстало в качестве предмета самостоятельной науки».

Работа содержит 1 файл

Значение письменности в человеческой культуре.rtf

— 248.82 Кб (Скачать)

 


Вступление

 

Для своей работы я выбрала тему «Значение письменности в человеческой культуре» потому, что считаю данный вопрос очень важным и актуальным. Уже многие века человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации с другой.

Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Без письменности никогда бы не возникли цивилизации, а уж о развитии было бы просто нельзя говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой.

Считается, что письменность возникла очень давно, на Древнем Востоке, но точный возраст возникновения до сих пор неизвестен. От неясных рисунков и иероглифов до появления настоящей скорописи прошло много тысяч лет. Многие века люди создавали письмо, владеть искусством которого долгое время удавалось лишь немногим, для того, чтобы мы, потомки, сейчас в совершенстве могли пользоваться письменностью. Поэтому я в своей работе собираюсь не только раскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, но и осветить такой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановиться на развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письма в их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сих пор до конца не изучен.

«Переломным моментом в научном понимании теории письма и его возникновения явилось появление книги И.Е. Гельба «Опыт изучения письма (Основы грамматологии)». До тех пор существовали либо частные исследования по отдельным письменностям (иногда с теми или иными генетическими построениями), либо всеобъемлющие обзоры по возможности всех или хотя бы важнейших видов письма. В работе И.Е. Гельба впервые письмо как специфический тип знаковой системы со своими особыми задачами и законами, как особая отрасль мировой культуры предстало в качестве предмета самостоятельной науки».

 

 

Источники сведений о письме

 

Когда ученые изучают зарождение и развитие письма, они прежде всего обращаются к источникам Древнего Востока. Считается, что именно там впервые появилась письменность, а кроме того, там обнаружили самые старые из найденных археологами документов.

«Письменное наследие таких примитивных народов, как американские индейцы, африканские бушмены или аборигены Австралии дает ценную основу, позволяющую понять, каким путем люди научились общаться друг с другом при помощи зримых меток. В наших изысканиях мы не должны пренебрегать искусственными письменностями, созданными аборигенным населением под влиянием европейцев, чаще всего миссионеров. История этих письменностей, самыми интересными из которых являются системы эскимосов Аляски, африканского племени бамум и индейцев чероки позволяет увидеть разные ступени, через которые они прошли, прежде чем достигли своего окончательного вида. Последовательность этих ступеней во многом сходна с той, которая наблюдается в истории письма при его естественном развитии.

Другой весьма плодотворный метод изучения может быть подсказан исследованием детской психологии. Не раз наблюдалось, что существует сходство между складом мышления младенцев и детей и складом мышления целых обществ, стоявших на самых примитивных ступенях развития. Одним из наиболее важных моментов этого сходства является тенденция к конкретности. Подобно тому, как ребенок рисует вертикальную линию и объясняет, что это дерево, которое растет перед домом, так и примитивный человек часто ассоциировал свои рисунки с конкретными предметами и событиями окружающего мира. Эта тенденция, проявляющаяся в письме и рисунке, проистекает из самого характера языка первобытных людей, которому была свойственна склонность к чрезвычайно конкретным и узким обозначениям. Другая интересная точка соприкосновения может быть выявлена путем изучения направления и ориентации знаков в детских рисунках и в примитивных письменностях. Замечено, что дети изображают предметы, искажая существующие между ними пропорции, не соблюдая какого-либо порядка и не проявляя сколько-нибудь заметного чувства направления. Даже ребенок, которого уже учат письму, часто изображает буквы то слева направо, то справа налево, не отдавая себе отчета в существовании какой-либо разницы между обоими направлениями. Подобное отношение к направлению и к ориентации знаков наблюдается почти во всех примитивных письменностях.

Тенденция к конкретности и детализации, отмеченная у детей и у первобытных народов, недавно выявлена также и у взрослых, страдающих умственной неполноценностью, проявляющейся по типу амнестической афазии. Путь, по которому такие лица заново учат язык, подобен пути естественного языкового развития детей. Таким образом, детальное изучение больных амнестической афазией может способствовать изучению происхождения языка и письма» .

 

Эволюция письма

 

Рисунки

«Пиктография, то есть рисуночное письмо, как способ фиксации и передачи той или иной информации, применялась многими народами на стадии родового общества. При этом каждый рисунок - пиктограмма - обозначал только тот предмет, который изображал» . «Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.)» . Гельб, изучая историю развития письма, предполагал, что рисунки явились первой ступенью в появлении письменности.

Предписьменности

«К "предписьменностям" следует отнести разнообразные приемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства. Все эти приемы, вместе взятые, обозначают термином “сехмасиография”. В соответствии со словами, из которых составлен этот термин, рисунки могут на данной ступени развития письма передавать общий смысл, подразумеваемый пишущим. При этом видимые рисуночные формы выражают значение непосредственно, без вмешательства языковых форм, точно так же, как это происходит в языке жестов.

Наиболее примитивные способы коммуникации при помощи зримых символов были достигнуты путем применения описательно-изобразительного и идентифицирующе-мнемонического приемов. Так как оба эти приема часто переплетаются между собой, то строгое определение принадлежности отдельных примитивных письменностей к одной из этих категорий вызывает трудности.

К числу описательно-изобразительных приемов относятся такие средства коммуникации, которые аналогичны рисункам, выполненным по художественно-эстетическому побуждению, но в отличие от них содержат только элементы, существенные для передачи сообщения; к тому же рисунок как средство коммуникации лишен эстетического оформления, составляющего существенную часть рисунка или картины как произведения искусства.

Однако применение описательно-изобразительного приема не имеет никакого отношения к развитию письма в собственном смысле слова. Рисунки, выполненные с помощью этого приема, следуют условным принципам искусства, ограничивающим их возможности как средства взаимной коммуникации людей. Сковывающие традиции искусства, сложившиеся за сотни и даже тысячи лет до того, как человек сделал первую попытку коммуникации посредством условных, знаков, были слишком сильны, чтобы допустить возможность развития описательно-изобразительного приема в нужном направлении.

При употреблении идентифицирующе-мнемонического приема, как и при применении описательно-изобразительного приема, тоже делаются рисунки, но их назначением является не описание события, а помощь при воспоминании о нем, при отождествлении предмета или существа.

Прием, который предусматривает передачу отдельных слов, должен естественным образом привести к развитию законченной системы словесных знаков, то есть к словесному письму, или логографии. Примитивное логографическое письмо может развиться в систему собственно письма только при том условии, что его знаки приобретут фонетическое чтение, независимое от значения, которое они имеют в качестве слов. Это и есть фонетизация - наиболее важный, исключительный по своему значению шаг в истории письма».

Словесно слоговые системы

«Самой ранней из всех древневосточных систем письма является шумерская, засвидетельствованная в Южной Месопотамии около 3100 г. до н. Отсюда основные принципы шумерского письма могли распространиться в восточном направлении, сначала по соседству, к протоэламитам, а затем, возможно через посредство протоэламитов, к протоиндийцам, в долину Инда. Далее, одна из ближневосточных письменностей могла в свою очередь оказаться тем стимулом, который привел к созданию китайского письма: Около 3000 г. до н. э. шумерское влияние предположительно проникло и на запад, в Египет. Египетское влияние в свою очередь распространилось на эгейские области, где около 2000 г. до н. э. возникло критское письмо, а несколько "веков спустя, в Анатолии, хеттское иероглифическое письмо.

Так как из семи систем три -- протоэламская, протоиндская и критская -- не дешифрованы или дешифрованы лишь отчасти, мы можем рассматривать принципы письма только в том виде, в каком виде их застаем в остальных четырех системах -- шумерской, египетской хеттской и китайской.

Образование словесных знаков во всех четырех системах идентично или очень сходно. Один знак или одна комбинация знаков выражает одно слово или одну комбинацию слов. Идентичны также и принципы употребления вспомогательных знаков, таких, как детерминативы, разделительные и пунктуационные знаки, хотя между различными системами могут быть расхождения по внешней форме. Только в отношении употребления слоговых знаков расхождения столь значительны, что позволяют нам провести точное разделение по типам.

Тип I -- шумерский

Тип II -- египетский

Тип III -- хеттский

Тип IV-- китайский.

Слоговые системы

Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыре силлабария, достигшие различной степени упрощения.

Тип I -- эламский клинописный

Тип II -- западносемитский

Тип III -- кипрский

Тип IV -- японский

Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытное наблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальной письменности народами».

Алфавитные системы.

«Если под словом "алфавит" мы понимаем письмо, выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именно греки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создали систему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили их просто в знаки для согласных» .

«Как в научных, так и в популярных книгах часто говорится об изобретении письма. Любое так называемое "изобретение" на деле является не более как усовершенствованием чего-либо известного ранее. Письмо, подобно деньгам или паровой машине, не было изобретено определенным человеком в определенном месте и в определенное время. История и предыстория письма длятся столько же, сколько длится сама цивилизация. Разумеется, во всех великих культурных достижениях всегда следует учитывать решающий вклад гениальных людей, сумевших либо порвать со священными традициями, либо придать практическую форму тому, о чем другие могли только рассуждать. К сожалению, нам не известен ни один из тех гениев, которым мы обязаны наиболее важными реформами в истории письма. Их имена, как и имена других великих людей, тех, кому принадлежат решающие усовершенствования в практическом применении колеса, или лука, или стрелы, или паруса, исчезли во мраке древности и утрачены для нас навеки.

Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении от примитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; в хронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2) западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит».

Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивных рисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ни один из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитие происходило плавно от одного этапа к другому. Мне кажется, что именно по этой причине промежутки между этапами достаточно велики. Кроме того, изучение письменностей различных народов показало, что все они развивались по схожему пути. Поэтому, опираясь на результаты, полученные при изучении одной из систем, можно получить некое представление о развитии всех остальных.

 

Славянская письменность

 

Предыстория славянской письменности

Информация о работе Значение письменности в человеческой культуре