Зимние обряды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:42, доклад

Описание работы

Праздник Масленицу на Руси отмечали и тогда, когда ещё не было христианства. В те времена этот праздник назывался иначе. Как и многие другие языческие народы, древние славяне отмечали праздник, связанный с проводами зимы и встречи весны. Он был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса.

Работа содержит 1 файл

Зимние обряды.docx

— 17.74 Кб (Скачать)

Блинами объедаемся!

Этот  праздник олицетворял пробуждение  природы от зимнего сна, означал  начало полевых работ. И по сей  день живёт как проявление надежды  на год урожайный, сытый, поэтому  она была и остаётся обильной и  очень сытной.

МАСЛЕНИЦА

Праздник  Масленицу на Руси отмечали и тогда, когда ещё не было христианства. В те времена этот  праздник назывался  иначе. Как и многие другие языческие  народы, древние славяне отмечали праздник, связанный с проводами  зимы и встречи весны. Он был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса.

  Этот праздник олицетворял   пробуждение  природы от зимнего  сна, означал начало полевых  работ. И по сей день живёт  как проявление надежды на  год урожайный, сытый, поэтому  она была и остаётся обильной  и очень сытной.

После принятия христианства на Руси этот праздник остался. Причём, его считают народным праздником, а не праздником Христианской Церкви, поскольку христианского  переосмысления Масленица не получила. Он в XVI веке стал называться Масленицей.

  Масленицу отмечают за семь  недель до Пасхи. Сразу после  Масленицы начинается Великий  пост. Интересно отметить, что уже  во время самой Масленицы, продолжающейся  семь дней, мясо не едят. Главное  угощение на Масленицу - блины.

Пасха

Пасху на Руси отмечали широко. Дореволюционный  пасхальный стол был сытным и обильным: в некоторых домах на него ставили 48 блюд – по числу дней Великого поста. Сегодня традиции весеннего  застолья в России возрождаются. А  в других странах они и не прерывались.

Да здравствует  разговение!

Разноцветные  яйца – золотистые, зеленые, фиолетовые, пунцовые – самый яркий символ этого праздника. В Чистый четверг  их варили в луковой шелухе, зелени, красили фиалками, виноградным соком, клюквой, черникой… Несколько яиц обязательно обклеивали цветной фольгой. А самыми нарядными были «писанки», которые делали обычно всей семьей: брали тонкие крючки из проволоки, окунали их в растопленный воск, рисовали им на скорлупе и только после этого опускали яйца в краску. В тех местах, где проходила восковая полоска, краска не приставала – и получались волшебные узоры.

С утра в четверг пекли куличи, вечером  готовили пасхи, а в субботу несли  их в церковь – освящать. И  перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе  угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда, ели понемногу  – только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

 

 

 

Рождество Христово – один из главных годовых  христианских праздников.

Традиции  и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение  и являются неотъемлемой частью самобытной культуры каждой страны. Рождество  на Руси стали отмечать в X веке. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и  спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными.

В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев. На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар – напиток из сушеных фруктов и медом и кутья – каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.Дома обязательно надо было соорудить символ урожая – своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам. Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.

Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три  испеченных калача, щепотку соли и  ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно  было подавать на стол. Все нарядно  одевались, и теперь, когда уже  все в доме прибрано и готово к  празднику, осталось только дождаться  появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие  детские голоса возвещали о появлении  звезды, можно было начинать ужинать.

Первым  за стол садился отец, за ним –  мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву  за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают  на землю и все видят. Поэтому  специально для них тоже ставили  тарелки с угощением. Во время  ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать  надо было тихо и спокойно.


Информация о работе Зимние обряды