Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:22, доклад
Её главная черта – стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая её. Зигмунд Фрейд стремился применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом.
Натуралистическая школа.
Её главная черта
– стремление подчеркнуть биологическую
обусловленность культуры, значительно
преувеличивая её. Зигмунд Фрейд
стремился применить
Вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших, что его идеи могут сделать для лечения невротических пациентов больше, чем любой другой метод. Эти люди распространили его идеи по всей Европе и Америке. Некоторые из них впоследствии порвали с первоначальным Психоаналитическим обществом и основали свои собственные школы. Наиболее известные из них – Альфред Адлер и Карл Юнг.
Зигмунд Фрейд создал новое направление в психологии и медицине и назвал его психоанализом. Однако значение фрейдовской концепции выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа – фрейдизм – стало учением в сфере философии и культурологии. Фрейд открыл в человеке бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало человеческой души.
При этом бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Он назвал это бессознательное начало «ОНО» и полагал, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фрейд считал иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я». Фрейдовское «ОНО » имеет чисто природное происхождение, в нём сосредоточены все первичные влечения человека, которое сводятся к двум: сексуальным желаниям и влечениям к смерти, т.е. к разрушению.
Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общества, всё время сталкивается с безрассудной силой «ОНО». «Я» руководствуется принципом реальности, а «ОНО» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда неизбежна борьба между ними. Фрейд открывает «хитрость бессознательного» способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять бессознательное. Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «ОНО». Это способ Фрейд называет сублимацией. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу.
Культура по Фрейду выражает систему общественных норм и всегда стоит над отдельным человеком. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фрейд назвал «Сверх-Я». Человеческое «Я» замкнуто между двумя противоположными полюсами – природной стихией и требованиями культуры. Если культура требует от человека больше, чем он может, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо он становится несчастным. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкт, агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье, которое разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.
Своими словами
Я – сознание/опыт преобретёный в жизни
Оно – бессознательное /наследственное
Сверх-я – совесть/Модель, психика, идеалы.
Либидо – сексуальное желание
Фрейдизм, общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Зигмунда Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм как социальную и философскую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейдизм придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.
Другими словами о культуре с тчк.зрения Фрейда
Фрейд и культура
Фрейд объяснял отчуждение давлением культуры на психику, репрессией первичных влечений. Он не выступал как ниспровергатель культуры. Признавая её недостатки, он отдавал себе отчёт в том, что без культуры и без принуждения к труду, поддерживаемого силой права, без «утешительного» искусства человек просто погибнет.
В детстве человек в сокращённом виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества – считал Зигмунд Фрейд. При его попытке рассмотреть параллель детства и становления культуры, мир детства был сведён лишь к развитию сексуальности. Теория о развитии культуры, как защиты от общества и общественных отношений получила развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой». В которой можно ближе познакомиться со взглядами Фрейда. «Недовольство культурой» - основная культурологическая работа Фрейда. Предмет её исследования – самочувствие человека в среде культуры. В этом исследовании, где гуманистические ориентиры психоанализа видны наиболее отчётливо, Фрейд исходит из усиливающегося, по его мнению, конфликта внутренних устремлений человека с возрастающими требованиями культуры. В результате делается вывод: человек – враг культуры, ограничивающей или даже подавляющей его изначальные влечения. Из-за этого конфликта культуры ведёт постоянную борьбу за защиту своих установлений и норм от отдельного человека.
Суть конфликта с культурой
Суть конфликта в том, что одним из главных устремлений культуры является объединение людей в большие общности, а это невозможно без ограничения сексуального влечения, упорядочивания его в определённых формах семьи и брака. К тому же культура отбирает у сексуальности значительное количество психической энергии для собственных надындивидуальных целей.
Современная культура, утверждает Фрейд, не допускает «сексуальность как самостоятельный источник наслаждения и склонна терпеть её только в качестве до сих пор незаменимого источника размножения». По мнению Фрейда, ограничения неизбежны ещё и потому, что существует второе основное влечение человека – склонность к агрессии. Фрейд справедливо разделяет индивидуальное стремление «жить согласно собственному желанию» и социальное требование «жить согласно внешней необходимости».
Фрейд до конца жизни исцелявший больных, не мог ограничиться констатацией конфликта человека с культурой. Он стремился найти психологические пути к человеческому счастью, к понижению уровня отрицательных эмоций, вызываемых «запретами культуры».
Черты культуры.
Обращаясь к далёкому прошлому, мы находим первые культурные деяния – применение орудий, покорение огня, постройку жилищ, среди которых особенно выделяется покорение огня. Что касается других достижений, то с ними человек вступил на путь, по которому он в дальнейшем шёл всё время. Фрейд пишет: «Всеми своими орудиями человек усовершенствует свои органы – как моторные, так и сенсорные – или же раздвигает рамки их применения…жилище – эрзац материнского лона, первого и, может быть, доныне желанного обиталища, в котором мы пребываем в безопасности и так хорошо себя чувствуем».
Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:
Информация о работе Зигмунд Фрейд - новое направление в психологии