Жизнь и творчество Карло Бартоломео Растрелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Причиной, почему я выбрала именно эту тему реферата, является мой активный интерес к культуре и языку Италии, к удивительной и единственной в своём очаровании стране.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Жизнь и творчество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Детство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Творческие искания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Признание в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Продолжение активной творческой деятельности. . . . . 6
Анализ произведений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Статуя Петра I на коне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Анна Иоановна с арапчёнком. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Бронзовый бюст Петра I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Работа содержит 1 файл

РАСТРЕЛЛИ.docx

— 272.90 Кб (Скачать)

МБОУ ДОД  
ДШИ №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

ДЛЯ ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ НА ЭКЗАМЕНЕ

 

 

Тема: Жизнь и творчество Карло Бартоломео Растрелли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Краснопёрова К.И.

                                                                                          Проверил: Федотова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сарапул 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
  2. Жизнь и творчество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4
    1. Детство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    2. Творческие искания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    3. Признание в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
    4. Продолжение активной творческой деятельности. . . . . 6
  3. Анализ произведений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  9
    1. Статуя Петра I на коне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
    2. Анна Иоановна с арапчёнком. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
    3. Бронзовый бюст Петра I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
  4. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   12
  5. Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    13
  6. Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Причиной, почему я выбрала именно эту тему реферата, является мой активный интерес к культуре и языку Италии, к удивительной и единственной в своём очаровании стране. Многие государства подражали ей в архитектуре, музыке и живописи, которая в XVI веку достигает таких высот, что иностранные художники, среди которых есть и наши соотечественники, учатся у итальянцев. В Россию приглашались итальянские мастера для строительства Санкт-Петербурга и царских дворцов, ни самое неприметное место среди которых занимает Карло Растрелли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

                                    

                                               ДЕТСТВО

 
Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее, когда обнаружились его художественные наклонности, был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных мастерских.  
Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы. Бартоломео разносторонне подготовили к работе в различных материалах, а также обучили искусству художественного литья. Он хорошо рисовал, не был чужд ювелирного дела, мог выступать как театральный живописец-декоратор. Кроме того, он приобрел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику. Немалую роль в формировании будущего скульптора сыграли и художественные впечатления, полученные во Флоренции. 

 

                                            ТВОРЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ

 
Однако молодой одаренный мастер не смог найти применения своим силам в Италии и был вынужден покинуть родину. Вступив в брак с испанской дворянкой, Растрелли вместе с ней отправился в Париж. Здесь в 1700 году у него родился сын - будущий архитектор, названный в честь деда - Бартоломео Франческо.  
В 1702 году Растрелли получил заказ на проектирование и исполнение пышного надгробного памятника министру Симону Арно маркизу де Помпонну. Сооружение памятника было закончено в 1707 году.  
Первое крупное произведение скульптора в Париже встретило суровую критику в художественных кругах. Для французского искусства начала XVIII века с его строгими классическими основами в архитектуре и сдержанным использованием барочных приемов в скульптуре произведение Растрелли уже казалось проявлением недостаточно взыскательного вкуса.  
За пятнадцать лет, прожитых во Франции, скульптору так и не удалось ни достигнуть прочного положения, ни исполнить что-либо выдающееся. Привлеченный широкими перспективами творческой деятельности в новой столице русского государства, Растрелли оставляет Париж. Именно в России он обретет вторую родину и создаст произведения, обессмертившие его имя.  
Сначала в России Растрелли выступал прежде всего как архитектор. Однако на пути Растрелли-архитектора вскоре появился серьезный и даровитый соперник - французский архитектор Александр Леблон. С первых же дней встречи между ними возникли неприязненные отношения. В «мемории», отправленной Петру 19 сентября 1716 года, Леблон представил все проделанное Растрелли в Стрельне в самом невыгодном свете.  
Растрелли пытался защищаться, но по настоянию француза его все-таки отстранили от работ в Стрельне. Лишь вмешательство Меншикова удержало мастера от отъезда из России. Но отныне Растрелли уже не выступал в качестве архитектора. С осени 1716 года он полностью обратился к занятиям скульптурой. Однако еще до этого по его рисункам и модели выполнили декоративное обрамление потолка Парадного зала дворца Монплезир в Петергофе. Здесь мастер сумел добиться сочетания строгой архитектоничности и динамики. Последнее достигнуто им разнообразием ракурсов фигур и сочной моделировкой, создающей впечатление живописности. 

 

                                ПРИЗНАНИЕ В РОССИИ

 
Первая портретная работа Растрелли в России - бюст А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I, - датирована концом 1716 года. Бюст генерал-губернатора - типичный парадный портрет, холодный и театрализованный. И композицией бюста и его деталями скульптор показывает образ мудрого государственного мужа, полководца, победителя во многих сражениях. Но доминирующего впечатления скульптор добивается не раскрытием психологии портретируемого, а общей импозантностью и обилием декоративных деталей.  
В 1719 году Растрелли по окончании очередного годового срока обратился с «доношением» о прибавке жалованья. Но прошение имело обратный результат царь, когда ему доложили о просьбе Растрелли, велел предложить скульптору «дабы он работы подряжался делать с торгу» - исполнять заказы по отдельным договорам.  
Переход с гарантированного «государевого жалованья» на подрядную работу ухудшал положение Растрелли. Растрелли заверили, что его обеспечат подрядными работами, и 5 июля 1719 года он «учинил договор, чтобы ему брать поштучно, а не годовое жалованье».  
1721 год в творческой биографии Растрелли отмечен работой над значительными декоративными произведениями. Петр I предложил скульптору исполнить модель Триумфального столпа в честь побед в Северной войне, «чтобы в нем явить и показать виктории его величеством одержанные». Растрелли довольно быстро создал модель. С тех пор в его творчество прочно вошла и утвердилась патриотическая тема победоносной борьбы России с грозным врагом. Триумфальный столп, выполненный в задуманном масштабе, мог бы стать впечатляющим монументальным памятником Санкт-Петербурга. Той же теме были посвящены девять аллегорических барельефов для Большого каскада в Петергофе, отлитых в марте 1721 года из свинца.  
В ноябре 1721 года Растрелли исполнил «голову», которую «делал он по своему чертежу и по модели», то была гипсовая голова царя. «Голова Петра» - не простой слепок, а документальный портрет, сочетающий точность маски и живое ощущение художника. Растрелли сумел проработать маску с такой художественной чуткостью, что она как бы ожила, одухотворенная искусством.  
1722 год мастер начал с исполнения другого царского заказа - статуи Петра во весь рост, предназначенной для украшения одной из площадей новой столицы. Из описания модели можно понять, что художник готов был исполнить монумент со сложным композиционным построением, рассчитанным на разнообразные зрительные впечатления.  
В последние два года жизни Петра I Растрелли работает особо интенсивно, исполняя самые различные работы фонтанные группы, портреты, декоративные скульптуры и даже иногда выступает как архитектор.  
Весной 1723 года он закончил одну из парных фигур «Гладиаторов» для Большого каскада в Петергофе. Затем вылепил «великую барелиефу восковую» с изображением Полтавской баталии, которую Петр приказал поставить в своем кабинете. 

 

          ПРОДОЛЖЕНИЕ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
В 1723-1724 годах Растрелли выполнил два бюста Петра первый, «новым римским манером», в августе 1723 года, второй - «старинным римским манером» - в марте 1724 года. Отлили бюсты одновременно - в июне 1724 года.  
Тридцатые годы XVIII века в творчестве Растрелли отмечены созданием большого числа крупных произведений монументального характера. Он выполнил сложные по композиции многофигурные декоративные группы для фонтанов, статую Анны Иоанновны, скульптурные портреты.  
Растрелли довелось открыть новую страницу в развитии русской скульптуры, выполнив в натуре статую, предназначенную для установки на площади столицы. Именно с этой статуи начинается расцвет монументальной скульптуры в России, хотя по политическим причинам памятник на улицу так и не попал.  
Работу над ним Растрелли начал сразу после возвращения из Москвы в Петербург в сентябре 1732 года. Всего за четыре месяца колоссальная по массе статуя императрицы была вылеплена и подготовлена к формовке. Но только в начале 1741 года Растрелли сообщил, что «вылитый из меди портрет во окончание приходит» и велел выгравировать на лицевой стороне плинта свой титул, фамилию и дату завершения работы.  
Н.И. Архипов и А.Г. Раскин в книге о Растрелли пишут «Анна Иоанновна с арапчонком» - коронационный портрет императрицы. Она стоит на тронном помосте, покрытом бархатом, отороченным бахромой с кистями. Поза ее заученно торжественна надменная осанка, голова чуть повернута вправо. Величественным жестом правой руки она выставила вперед и повелительно наклонила скипетр, а левой рукой указывает на «державу», которую подает арапчонок. Лицо ее непроницаемо, ничто не выдает мысли и чувства - это маска царственного спокойствия и уверенности.  
Несмотря на общую импозантность облика, скульптор добился того, что за окаменевшими чертами лица чувствуется жестокая и властолюбивая натура. За сверкающим парадным убором видишь женщину недальнего ума с настороженными мыслями, замкнутую и подозрительную. Всматриваясь в фигуру Анны, в ее тяжелое лицо с грозно остановившимся взглядом, соглашаешься с описанием, которое дала Н.Б. Шереметева «Престрашного была взору; отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идет, всех головою выше и чрезвычайно толста».  
Последние четыре года жизни (1741-1744) Растрелли отмечены мощным творческим подъемом. Мастер достойно завершил свой долгий путь в искусстве. Этот период знаменателен созданием одного из самых его совершенных произведений - конного монумента Петра I.  
Еще в конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. В начале 1719 года он показал царю модель конного монумента, отлитую из свинца осенью 1717 года. Петр одобрил модель. Затем Растрелли снимает маску с лица Петра для достижения абсолютного портретного сходства. По снятой маске Растрелли исполнил в том же 1719 году восковой раскрашенный бюст Петра в латах.  
Хотя к 1724 году Растрелли так и не получил повеления приступить к работе, он был твердо уверен, что ему скоро предстоит осуществление грандиозного проекта. К сожалению, его ожиданиям не суждено было сбыться модели надолго остались у скульптора.  
Они вновь были «опробованы» только 22 июля 1743 года. Однако мастер, которому уже исполнилось шестьдесят восемь лет, нашел в себе творческие силы, чтобы создать совершенно новый монумент. Он перерабатывает первоначальную модель, утвержденную Петром. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщения пластической формы.  
Увы, скульптор так и не увидел свое самое капитальное произведение отлитым в металле. Растрелли умер 18 ноября 1744 года. Его сын - великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли добился продолжения работы. 14 декабря 1744 года царским указом ему было поручено «зачатое отцом его дело исправлять». Но конный монумент был установлен перед въездом в Михайловский замок только в конце лета 1800 года.

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

СТАТУЯ ПЕТРА I НА КОНЕ

 
Голова Петра повернута чуть влево (прил.1). Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благородный овал лица; выбившиеся пряди подчеркивают крутой лоб. На голове Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца. Фигура Петра поражает гигантским сложением - мощные плечи, широкая грудь, крупные руки. На нем воинский доспех, тяжелый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Петр неколебимо сидит на послушном ему коне.  
Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику - богатырского коня. «Гордясь могучим седоком», конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННА ИОАНОВНА С АРАПЧЁНКОМ

 

Растреллиевская скульптура Анны Ивановны восходит к парадному портрету, характерному для русского барокко той эпохи. Почти ювелирная отделка бронзовой статуи, обилие украшений и декоративность костюма придают произведению исключительную нарядность (прил.2).

Вместе с тем мастер наделяет личностной индивидуальностью  образ императрицы с ее застывшими, крупными и грозными чертами лица. Художник близок к объективному, исторически  правдивому взгляду на венценосную  особу, с которой связан один из самых  мрачных периодов русского общества XVIII века

В итоге, императрица Анна Ивановна в скульптуре Б.К. Растрелли  воспринимается олицетворением торжествующей  самодержавной власти в России.


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БРОНЗОВЫЙ БЮСТ ПЕТРА I

 

 

Одно из лучших произведений Б.К. Растрелли  – бронзовый бюст Петра I, отлитый  в 1723-1729 годах в нескольких экземплярах. Скульптура уникальна по своей портретной достоверности, так как при работе над ней мастер использовал восковой слепок с лица императора, снятый в 1719 году.

Жизненность в передаче подробностей по-барочному сочетается в произведении с пышной декоративностью, с изощренным мастерством в передаче фактуры и деталей одежды, а так же изображений на щитках панциря, где запечатлены эпизоды Полтавского сражения и аллегорическая композиция, представляющая самого царя, «молотом и долотом» высекающего из каменной глыбы фигуру новой России (прил.3).

Портретные скульптуры Б.К. Растрелли  — монументальны, в них выражен  не только индивидуальные особенности  и темперамент человека, но и образно  воплощен характер целой эпохи. В  изысканном и торжественном бюсте  Петра I, созданном «по обычаю римских  императоров», Б.К. Растрелли, конечно, сохранил без изменений портретные черты головы-маски Петра. Однако поражавшая современников болезненная, с судорожно-мгновенным взглядом напряженность  лица императора приобретает в величественном образе символическое значение государственного величия Российской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделав данную работу , я близко познакомилась с творчеством Карло Бартоломео Растрелли,  восхитилась его преданностью и любовью к искусству, которая выразилась через упорную работу, не прекращающуюся несмотря на первоначальные неудачи и склочничество соперников, что в конце концов и увенчалось пышной славой и поклонением к созданным им великим памятникам искусства, которые, без сомнения, являются шедеврами мировой культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Архипов Н.И., Раскин А.Г. Бартоломео Карло Расстрелли

Петинова  Е.Ф. Бартоломео Карло Расстрелли

http://www.tonnel.ru/?l=kniga&59

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество Карло Бартоломео Растрелли