Жизнь
Авиценны
Творческое наследие
великого ученого, философа, врача
и поэта Абу ибн Сины, получившего
широкую известность в Европе
под именем Авиценны, огромно.
Труды Ибн Сины принадлежат
к числу выдающихся творений,
обогативших сокровищницу мировой
культуры.
Родился Ибн
Сина в 980 году в небольшом
укрепленном селении Афшана близ
Бухары, где прошла его молодость,
где он сформировался как ученый
и врач. Мальчик с раннего возраста
проявлял исключительные способности
и одаренность. Уже к десяти
годам он знал наизусть почти
вест Коран. Затем его отправили
изучать мусульманское законоведение
в школу, где он был самым
младшим. Но вскоре даже самые
взрослые из слушателей школы
оценили у и знания мальчика и приходили
к нему советоваться, хотя Хусейну только
исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику
и философию, геометрию и астрономию под
руководством приехавшего в Бухару ученого
Абу Абдиллаха Натили. С 13-14 лет юноша начал
заниматься самостоятельно. И геометрия,
и астрономия, и музыка ему давались легко,
пока он не познакомился с «Метафизикой»
Аристотеля. В автобиографии он упоминал,
что несколько раз прочитал этот труд,
но не смог понять его. Помогла в этом книга
ал-Фараби с комментариями к «Метафизике».
В 16 лет Ибн
Сину пригласили лечить самого эмира
Бухары Нуха ибн Мансура. В автобиографии
Авиценна писал: «Я занялся изучением
медицины, пополняя чтение наблюдениями
больных, что меня научило многим приемам
лечения, которые нельзя найти в книгах».
Работоспособность Ибн Сины была исключительной.
«В то время, - говорит он о своем шестнадцатилетнем
возрасте, - я недосыпал ни одной ночи,
да и в течение дня не занимался ничем
иным. Кроме наук. Возвращаясь к ночи в
мое жилище, я ставил перед собой светильник
и погружался в чтение или письмо… Когда
же сон окончательно одолевал меня. То
и во сне продолжал я обдумывать те вопросы,
которыми занимался наяву… Такую жизнь
вел я, пока не усвоил твердо всех наук
и не овладел ими настолько, насколько
это вообще доступно человеку». Медицине
Ибн Сина посвятил 16 из своих многочисленных
сочинений. К семнадцати годам он был уже
зрелым ученым и занимался врачебной практикой.
После взятия
Бухары тюрками и падения династии
Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился
в Ургенч, ко двору правителя Хорезма.
Тут его стали называть «князем врачей».
В 1008 году после отказа Ибн Сины поступить
на службу к султану Махмуду Газневи благополучная
жизнь сменилась годами скитания по Хорасану
и Табаристану. Почти вся дальнейшая жизнь
Ибн Сины прошла в скитаниях по разным
городам прикаспийской области и Ирана.
Условия, в которых он находился, часто
были тяжелыми; не раз он подвергался преследованиям,
был заключен в тюрьму. И только благодаря
огромной силе воли и изумительной памяти,
даже лишенный возможности пользоваться
необходимой литературой, Ибн Сина не
прекращал научной, литературной и врачебной
работы. Приходилось ему заниматься и
административной, и государственной
деятельностью. Все это рано подорвало
его силы. Умер Ибн Сина в 1037 году в возрасте
57 лет, в Хамадане (Иран), где и сейчас находится
его могила.
Творчество
Авиценны
Написанный на арабском
энциклопедический труд «Книга исцеления»
посвящен логике, физике, биологии, психологии,
геометрии, арифметике, музыке, астрономии,
а также метафизике. «Книга знания» также
является энциклопедией. Основными медицинскими
произведениями Ибн Сины считаются:
- «Канон врачебной науки» - сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различия между холерой и чумой, описал проказу, отделив ее от других болезней. Изучил ряд других заболеваний.
- «Лекарственные средства» - написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
- «Удаление вреда разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок».
- «О пользе и вреде вина» - самый короткий трактат Ибн Сины.
- «Поэма о медицине»
- «Трактат о пульсе»
- «Мероприятия для путешественников»
- «Трактат о сексуальной силе» - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
- «Трактат о уксусомеде» - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и меда.
- «Трактат о цикории»
- «Кровеносные сосуды для кровопускания»
- «Рисола-йи жудия» - описываются лечение заболевания уха, желудка, зубов. Кроме этого в нем описаны проблемы гигиены.
В своих медицинских
трудах Авиценна развивает учения выдающихся
представителей древней медицины (Гиппократа,
Галена и др.), а также обобщает результаты
своих исследований и наблюдений.
В понимании метафизики
Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за
ал-Фараби Ибн Сина различает возможно
существующее благодаря другому, и абсолютно
необходимо сущее, существующее благодаря
себе. Ибн Сина утверждает совечность
мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина
объяснял с помощью неоплатонического
понятия эманации, обосновывая таким образом
логический переход от первоначального
единого понятия к множественности тварного
мира. Однако в отличие от неоплатонизма
он ограничивал процесс эманации миром
небесных сфер, рассматривая материю не
как конечный результат нисхождения единого,
а как необходимый элемент любого возможного
бытия. Космос делится на три мира: материальный
мир, мир вечных несотворенных форм, и
земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная
душа образует с телом единую субстанцию,
обеспечивающую целостное воскрешение
человека; носителем философского мышления
выступает конкретное тело, предрасположенное
к принятию разумной души. Абсолютная
истина может быть постигнута посредством
интуитивного видения, которое предстает
кульминацией процесса мышления. К числу
мистических произведений Ибн Сины относятся
«Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга
о сущности молитвы», «книга о смысле паломничества»,
«Книга об избавлении от страха смерти»,
«Книга о предопределении».
Находясь в
Гургане, Ибн Сина написал трактат
об определении долготы этого города.
Ибн Сина не смог воспользоваться тем
методом, которым пользовались Абул Вафа
и ал-Буруни, и предложил новый метод, состоящий
в измерении кульминационной высоты луны
и ее сравнении с высотой в Багдаде путем
вычисления по правилам сферической тригонометрии.
В «Книге о способе, предпочитаемом другим
способам при конструировании наблюдательного
инструмента», Ибн Сина описал изобретенный
им наблюдательный инструмент, который,
по его мнению, должен был заменить астролябию;
в этом инструменте для уточнения измерений
впервые применялся принцип нониуса.
У Ибн Сины
есть также труды, посвященные
вопросам музыки. Широкую известность
имеет рассказ, будто именно
Ибн Сина совместно с Насирс
Хосровом изобрел распространенный
в Средней Азии струнный смычковый
инструмент – гиджак. Об Ибн
Сине создано немало рассказов,
где его жизнь представлена в фантастическом
плане. О нем упоминает в «Божественной
комедии» Данте; в комедии «Валенсианские
безумцы» - Лопе де Вега, знаменитый испанский
драматург. В августе 1952 года по призыву
Всемирного Совета Мира отмечалось тысячелетие
со дня рождения Ибн Сины.
Литература
- Ахадова М. А. Арифметическая часть «Книга знания» Ибн Сины. Геометрическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Ученые записки Бухарского госпединститута, 12, 1964.
- Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985.
- Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.
- Ибн Сина. Избранное. М.: Книга, 1980.