Автор: g*******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 22:27, реферат
В данной работе предпринята попытка рассмотрения основных положения классического буддизма тхеравады и понятий жизни и смерти с точки зрения учения тхероваддинов.
Элементы, мгновенно рождающиеся, есть проявления чего – то непознаваемого, абсолютного, что несомненно существует в реальности.
По
отношению к реальности буддизм
не является реализмом: он отрицает реальность
материального мира (к примеру
стола), отрицает реальность “я” первого
лица и все остальные “я”. Все
это – иллюзии, реален только абсолют,
и если называть буддизм реализмом,
то только по отношению к нему. Идеализмом
буддизм также не является, так
как хотя он и отрицает вещи в
себе внешних объектов, предметы не
являются “представлениями” или
продуктами “сознания”. Восприятие предмета
– иллюзия, но не галлюцинация. Если
в темноте человек видит змею,
которая в последствии
Элементы,
поток которых формирует
Прозрение состоит в постижении человеком того принципа, что такого волнения не должно быть, что в человеке изначально присутствует тенденция успокоения, что абсолютная сущность стремится к состоянию покоя, и, таким образом прекращению бытия. Познавший эту истину вступает на путь к окончательному покою. Путем подавления страстей он останавливает проявления все большего количества элементов , пока наконец не наступит полная тишина – остается только абсолютная сущность в состоянии полного спокойствия.
Волнение, или помрачненность непознаваемой сущности бытия, не имеет начала, земная жизнь – только один из бесчисленных краткий периодов, переживаемых тем абсолютным, что лежит в основе каждой личности и ее мира. Число личностей бесконечно, и каждая спасает только себя.
Буддийская этика направлена на достижение в конечной цели спасения. Предмет учения буддизма разбит на четыре отдела, четыре “истины”.
Главнейшим доктринальным положением буддизма выступает учение о четырех “благородных истинах”. Философия буддизма, по мере своего развития, обретала все большую автономность и ставила проблемы, непосредственно не связанные с нуждами доктрины, но сама ее направленность, как религиозной философии, не могла выйти за установленные идеологические пределы. Учение о “четырех благородных истинах” выступает в роли такого идеологического ограничителя.
Четыре
“благородные истины” объединяют
положения, известные под следующими
условными названиями: “истины” страдания,
возникновения страдания, пути избавления
от страданий, возможности следовать
по этому пути.
Истина
страдания (все есть страдание) представляет
собой изложение факта неудовлетворенности
человеческого существования в мире причин
и следствий. Основная характеристика
эмпирического человеческого существования
(дукха), направленного на индивидуальную
установку (упадана), порождает жажду
испытывать чувственный опыт (влечение
к приятному и стремление избежать неприятное),
и определяется как сансара. Но воздействие
причинно-следственных связей, которого
индивид не замечает, создает всеобщую
зависимость и, соответственно, непостоянность
состояний, которая и есть страдание. Но
страдание в буддийском смысле (дукха)
не имеет ничего общего со страданием
христиан. В христианском смысле страдание
- это кара бога за грех (ветхий завет),
либо залог спасения, как любовь бога к
человеку (новый завет). В буддийской традиции
дукха фигурирует как мировоззренческий
принцип и разворачивается в ходе анализа
эмпирического существования. Понятие
дукха лишено какой бы то ни было моральной
оценки. Дукха – следствие незнания
(авидья). В следствии авидьи
индивид может лишь частично контролировать
свои действия. Такое существование является
стихийным, нестабильным, и воспринимается
как безусловно страдательное.
Истина
причины возникновения
страдания (у страдания есть причины)
важна для понимания того факта, что страдание
рассматривается не как вечный и неизменный
атрибут существования, а как следствие
своих причин. Причины страдания – деятельность
(всякая неосознанная деятельность, в
том числе эмоции, и т. д.) субъекта.
Истина прекращения страдания (страдание можно прекратить). Прекращение действия причинно–следственных связей возможно лишь в том случае, если субъект имеет к этому соответствующие психофизические предпосылки, а истинная природа субъекта содержит в себе потенции, позволяющие выйти из круга сансары.
Истина
пути (есть путь, прекращения страданий)
- это описание практики преобразования
индивидуальной психики для приближения
к главной цели – успокоение, достижения
нирванического состояния, устранения
индивидуального отношения к окружающему
миру и фактам внутреннего психологического
опыта.
На основе изложенного можно сделать вывод, что западная концепция жизни и смерти не корректна по отношению к буддизму, и, как таковая, рассматриваться не может.
Для того, чтобы определить, что есть жизнь и что есть смерть в буддизме, необходимо сопоставить трактовку этих терминов западным и индийским институтами, то есть для ответа на этот вопрос в самом начале необходимо определить, что есть жизнь и смерть для европейца, и что под ними понимают индусы. Учитывая кардинальную разницу в вопросах мировоззрения двух систем, корректный ответ на этот вопрос дать крайне затруднительно, если вообще возможно. Корректней будет попытка хотя бы приблизительно изложить суть учения Будды, попытка чего и была предпринята в этой работе.