Жизнь и смерть в буддизме

Автор: g*******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 22:27, реферат

Описание работы

В данной работе предпринята попытка рассмотрения основных положения классического буддизма тхеравады и понятий жизни и смерти с точки зрения учения тхероваддинов.

Работа содержит 1 файл

жизнь и смерть.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

     Элементы, мгновенно рождающиеся, есть проявления чего – то непознаваемого, абсолютного, что несомненно существует в реальности.

     По  отношению к реальности буддизм  не является реализмом: он отрицает реальность материального мира (к примеру  стола), отрицает реальность “я” первого  лица и все остальные “я”. Все  это – иллюзии, реален только абсолют, и если называть буддизм реализмом, то только по отношению к нему. Идеализмом буддизм также не является, так  как хотя он и отрицает вещи в  себе внешних объектов, предметы не являются “представлениями” или  продуктами “сознания”. Восприятие предмета – иллюзия, но не галлюцинация. Если в темноте человек видит змею, которая в последствии оказалась  веревкой, то веревка все равно  имела место. Люди, которых видит  индивид – иллюзии, но за ними стоит  такой же вихрь элементов, какой  создал индивида и его мир. Точек  соприкосновения нет, элементы одного мира никогда не смогут войти в  состав другого.

Теория  спасения

     Элементы, поток которых формирует феноменальный  мир, являются проявлениями субстанции, лежащей в основании вихря  элементов, разбиваются на единичные  элементы и носят название дхармы. О природе и познаваемости дхарм у разных школах буддизма не было единого мнения, но все сходились в одном: танец дхарм является причиной иллюзии человека и идея спасения человека основана на принципе “успокоения” дхарм. Иллюзия человека и переживаемого им мира является результатом волнения, суеты этой  метафизической сущности.

     Прозрение состоит в постижении человеком  того принципа, что такого волнения не должно быть, что в человеке изначально присутствует тенденция успокоения, что абсолютная сущность стремится  к состоянию покоя, и, таким образом  прекращению бытия. Познавший эту  истину вступает на путь к окончательному покою. Путем подавления страстей он останавливает проявления все большего количества элементов , пока наконец  не наступит полная тишина – остается только абсолютная сущность в состоянии  полного спокойствия.

     Волнение, или помрачненность непознаваемой  сущности бытия, не имеет начала, земная жизнь – только один из бесчисленных краткий периодов, переживаемых тем  абсолютным, что лежит в основе каждой личности и ее мира. Число  личностей бесконечно, и каждая спасает  только себя.

     Буддийская  этика направлена на достижение в  конечной цели спасения. Предмет учения буддизма разбит на четыре отдела, четыре “истины”.

 

ЧЕТЫРЕ  БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

 

     Главнейшим  доктринальным положением буддизма выступает учение о четырех “благородных истинах”. Философия буддизма, по мере своего развития, обретала все большую  автономность и ставила проблемы, непосредственно не связанные с  нуждами доктрины, но сама ее направленность, как религиозной философии, не могла  выйти за установленные идеологические пределы. Учение о “четырех благородных  истинах” выступает в роли такого идеологического ограничителя.

     Четыре  “благородные истины” объединяют положения, известные под следующими условными названиями: “истины” страдания, возникновения страдания, пути избавления от страданий, возможности следовать  по этому пути. 

Истина  страдания (все есть страдание) представляет собой изложение факта неудовлетворенности человеческого существования в мире причин и следствий. Основная характеристика эмпирического человеческого существования (дукха), направленного на индивидуальную установку (упадана), порождает жажду испытывать чувственный опыт (влечение к приятному и стремление избежать неприятное), и определяется как сансара. Но воздействие причинно-следственных связей, которого индивид не замечает, создает всеобщую зависимость и, соответственно, непостоянность состояний, которая и есть страдание. Но страдание в буддийском смысле (дукха) не имеет ничего общего со страданием христиан. В христианском смысле страдание - это кара бога за грех (ветхий завет), либо залог спасения, как любовь бога к человеку (новый завет). В буддийской традиции дукха фигурирует как мировоззренческий принцип и разворачивается в ходе анализа эмпирического существования. Понятие дукха лишено какой бы то ни было моральной оценки. Дукха – следствие незнания (авидья). В следствии авидьи индивид может лишь частично контролировать свои действия. Такое существование является стихийным, нестабильным, и воспринимается как безусловно страдательное. 

Истина  причины возникновения  страдания (у страдания есть причины) важна для понимания того факта, что страдание рассматривается не как вечный и неизменный атрибут существования, а как следствие своих причин. Причины страдания – деятельность (всякая неосознанная деятельность, в том числе эмоции, и т. д.) субъекта. 

Истина  прекращения страдания (страдание можно прекратить). Прекращение действия причинно–следственных связей возможно лишь в том случае, если субъект имеет к этому соответствующие психофизические предпосылки, а истинная природа субъекта содержит в себе потенции, позволяющие выйти из круга сансары.

Истина  пути (есть путь, прекращения страданий) - это описание практики преобразования индивидуальной психики для приближения к главной цели – успокоение, достижения нирванического состояния, устранения индивидуального отношения к окружающему миру и фактам внутреннего психологического опыта. 

     На  основе изложенного можно сделать  вывод, что западная концепция жизни  и смерти не корректна по отношению  к буддизму, и, как таковая, рассматриваться  не может.

 

Заключение

 
 

     Для того, чтобы определить, что есть жизнь и что есть смерть в буддизме, необходимо сопоставить трактовку  этих терминов западным и индийским  институтами, то есть для ответа на этот вопрос в самом начале необходимо определить, что есть жизнь и смерть для европейца, и что под ними понимают индусы. Учитывая кардинальную разницу в вопросах мировоззрения  двух систем, корректный ответ на этот вопрос дать крайне затруднительно, если вообще возможно. Корректней будет  попытка хотя бы приблизительно изложить суть учения Будды, попытка чего и  была предпринята в этой работе.

 

     Список  литературы

 
  1. Васубандху  “Абхидхармакоша” – Наука, 1990.
  2. “Вопросы Милинды (Милиндапаньха)” – Наука, 1989.
  3. “Буддизм в переводах” – Андреев и сыновья, 1993.
  4. О. О. Розенберг, “Труды по буддизму” – Наука, 1990.
  5. “Буддизм и культурно – психологический традиции народов востока” – Наука, 1990.
  6. Л. С. Васильев, “История религий востока” – Высшая школа, 1983.
  7. “Буддизм, история и культура” –  Наука, 1988.
  8. В. П. Андросов, “Нагарджуна и его учение”; Наука, 1990.
  9. Психологический аспекты буддизма – Наука, 1991.
  10. Сатиочандра Чаттерджи, “Индийская философия” – Селена, 1994.
  11. Н.В. Исаева, “Шанкара и индийская философия” - Москва, 1991.

Информация о работе Жизнь и смерть в буддизме