Жесты позы в деловом разговоре

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:55, доклад

Описание работы

Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких - на его деятельности.

Работа содержит 1 файл

жесты и позы.docx

— 17.74 Кб (Скачать)

     Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже  появились определенные приемы и  наработки, рекомендующие как правильно  и доступно излагать свои мысли. Какие  слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких  случаях стоит делать акценты  на личности партнера, а в каких - на его деятельности.

     Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты . Слова передают нам  логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

     Невербальное  общение - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и  усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом  может контролироваться.

     Разговаривая  с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что  действительно думает и чувствует  наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что  хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас  слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает  себя в позиции силы.

     До 65% информации о собеседниках люди получают не из их слов, а на основе жестов и  телодвижений.

     Жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного и того же жеста, существует несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий - быть обманным. Поэтому  их необходимо читать в системе, где  каждый дополняет, уточняет, корректирует другие.

     Автор многих популярных книг о невербальных компонентах общения доктор Дэвид  Левис выделяет четыре типа жестов в зависимости от их предназначения.

Первый  тип жестов - жесты-символы. К ним  относится, например, довольно распространенный сегодня во многих странах мира американский символ "ОК", означающий "все  хорошо", "все в порядке" и  передающийся с помощью большого и указательного пальцев, которые  как бы образуют букву "О". Однако этот жест нельзя считать общепринятым. Например, во Франции он может означать ноль, а в Японии – деньги.

Другие  жесты-символы еще в большей  степени ограничены рамками той  или иной культуры или местности, причем эта специфичность может  проявляться двояко.

Во-первых, для обозначения какого-либо понятия  в одной культуре может быть определенный символ, в то время как в другой - подобный символ отсутствует вовсе. Так, в Саудовской Аравии поцелуй  в макушку означает извинение. В  Иордании и некоторых других арабских странах проведение по зубам ногтем большого пальца символизирует ограничение финансовых возможностей.

Во-вторых, национальная специфика проявляется  в том, что в разных культурах  используются разные жесты-символы  для обозначения одних и тех  же или близких понятий, в частности, для того чтобы показать самоубийственность того или иного действия, решения  и т. п., американцы приставляют один или два пальца к голове, как  бы показывая тем самым пистолет. В аналогичной ситуации жители Папуа  и Новой Гвинеи проводят рукой  по горлу, а японцы делают энергичное движение рукой, сжатой в кулак.

Второй  тип жестов - жесты-иллюстраторы, используются для пояснения сказанного. С помощью  такого жеста усиливаются те или  иные посылы сообщения, ключевые моменты  беседы подчеркиваются и в результате лучше запоминаются. Наиболее типичным примером может служить указание направления рукой. Интенсивность  жестикуляции зависит от темперамента. Когда она сильно различается, собеседники  чувствуют неловкость, хотя часто  не могут понять причину неудобства и раздражения. "Читать" иллюстративные жесты несколько легче, чем символические, поскольку они поясняют сказанное  словами.

Третью  группу составляют жесты-регуляторы. Они  играют очень важную роль в начале и конце беседы. Один из таких  жестов-регуляторов - рукопожатие. Это  традиционная и древнейшая форма  приветствия. Она информативна и  говорит о многом. Не случайно немецкий философ И. Кант назвал руку "видимой  частью мозга".

В деловом  мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также как  символ заключения соглашения, знак доверия  и уважения к партнеру. Интенсивность  и длительность рукопожатия относится  к важным компонентам. Так, короткое, вялое рукопожатие и очень  сухие руки могут свидетельствовать  о безразличии. Влажные руки говорят  о сильном волнении. Важно принимать  во внимание индивидуальные особенности  человека: есть люди, у которых ладони почти всегда влажные. Чуть-чуть удлиненное рукопожатие наряду с другими  невербальными средствами (улыбкой, взглядом) демонстрирует дружелюбие, но не стоит слишком долго задерживать  руку собеседника. Это вызывает ощущение попадания в капкан что естественно, вызывает раздражение.

Жесты-регуляторы позволяют поддержать беседу или  указать на ее окончание. Например, частые кивки головой означают необходимость  ускорить беседу, не отвлекаться на частности и пояснения, а медленные - показывают заинтересованность в  беседе, согласие с партнером; немного  приподнятый вверх указательный палец - стремление прервать на данном месте партнера, возразить ему, вернуться  к другой теме и т. п.

Наконец, четвертую группу составляют жесты-адапторы, сопровождающие обычно наши чувства  и эмоции. Они напоминают детские  реакции и проявляются в ситуациях  стресса, волнения, становятся первыми  признаками переживаний. Так, если человек  расстроен, он может теребить мочку  уха или одежду, а в затруднительных  ситуациях - почесывать затылок.

  Поза  – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

  Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств  общения психолог А.Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведённых В.Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое  содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению  к собеседнику. Это размещение свидетельствует  либо о закрытости, либо о расположении к общению.

  Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

  Есть  ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован  в общении, он будет ориентироваться  на собеседника и наклоняться  в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряжённом  состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек  же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной  непринуждённой позе. Практически все  люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не все понимают, как  они это делают.

Информация о работе Жесты позы в деловом разговоре