Зарождение культуры западноевропейского средневековья. Социальная культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:22, реферат

Описание работы

Исследователи-этнологи утверждают, что у каждого народа, у каждого племени, самого, казалось бы, «примитивного», есть свои собственные представления о том, как возник человек, как возник мир, иными словами, своя мифология, свои сказания и предания. Есть определенная «картина мира», определенный способ восприятия пространства и времени, труда и семьи, соотношения мира природного, «естественного» мира и «сверхъестественного». И все это включается этнологами в понятие «культура» [2; 9].

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 14.47 Кб (Скачать)

1. Зарождение культуры  западноевропейского средневековья.  Социальная культура средневековья 

Исследователи-этнологи утверждают, что у каждого народа, у каждого племени, самого, казалось бы, «примитивного», есть свои собственные  представления о том, как возник человек, как возник мир, иными словами, своя мифология, свои сказания и предания. Есть определенная «картина мира», определенный способ восприятия пространства и времени, труда и семьи, соотношения мира природного, «естественного» мира и  «сверхъестественного». И все это  включается этнологами в понятие  «культура» [2; 9].

Рассматривая культуру западноевропейского средневековья  необходимо остановиться на таких ее аспектах, как: социальная культура, религия, литература и театральное искусство, архитектура, скульптура, живопись.

Социальная культура средневековья выступает прежде всего как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой  культуры лежит взаимодействие двух начал - собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время  завоевания Рима «варварами», влияли на собственную культуру языческой  родоплеменной жизни галлов, готтов, саксов, ютов и других племен Европы.

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению  собственно западноевропейской средневековой  культуры [5].

Средневековая культура формировалась на основе натурального хозяйства замкнутого мира сельского  поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.

В дальнейшем основой  культуры все более становится и  городская среда, бюргерство, ремесленное  цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

Отношения сеньора  и вассала строятся на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности  и покровительства. Эти отношения  образуют общество. С образованием централизованных государств оформляются  сословия, составляющие структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и  остальные жители, позднее названные  «третьим сословием» - народом. Духовенство  заботится о душе человека, дворянство занимается государственными делами, народ трудится.

Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой  культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они  стремились общественные отношения  объяснить по образцу отношений  человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует  христианское духовенство.

Важным элементом  социальной культуры является монашество. Оно олицетворяет переход от общинного  ожидания царства Божия на земле  к достижению индивидуального спасения путем аскетической совместной «святой» жизнедеятельности [9].

 Для второй  сословной группы-дворян характерны  иные представления о человеке  и его месте в мире. Рыцарский  идеал предполагает знатное происхождение,  такие качества, как храбрость  забота о славе, чести, стремление  к подвигу, благородству.

 В период средневековья  люди накапливали богатства, добывали  ценности, потом приобретали землю  и т.д. Свободные крестьяне,  вынужденные, в силу различных  материальных и духовных причин, искать себе покровителей, передавали  свои земли монастырям, церкви  или каким-либо могущественным  людям, обретая взамен поддержку  и защиту. Крестьяне не отдавали  свои земли насовсем. Они оставались жить и трудиться на этих землях [1].

У людей в средние  века была другая «картина мира», определявшего  их поведение. Были иные представления  о жизни и смерти. И не знали  они более настоятельной заботы, чем забота о том, что будет  с ними по окончании земного пути. Для средневекового человека это  была сфера высших ценностей, сфера  высших критериев человеческого  поведения.

Важнейшей характеристикой  этого периода был рост городов  и городского ремесла. В классическое средневековье быстро растут старые и возникают новые города около  замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки.

Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна - частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» - эпидемии чумы в середине XIIIв. Однако, в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли. В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город.

Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную  роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам  с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они  проезжали. Внешняя торговля в этот период все ещё более развита, чем внутренняя. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические  изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.

 Развитие внутренней  торговли значительно тормозилось  отсутствием единой денежной  системы, многочисленными внутренними  таможнями и таможенными сборами,  отсутствием хорошей транспортной  сети, постоянным разбоем на дорогах.  Грабежом промышляли многие, как  люди простые, так и благородного  происхождения. Среди них мелкие  рыцари, не находившие себе места  в созидательной хозяйственной  жизни, т.к. наследовать имущество  отца мог только старший сын,  а уделом остальных становились  войны, походы, разбой, рыцарские развлечения.

Информация о работе Зарождение культуры западноевропейского средневековья. Социальная культура средневековья