Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:22, реферат
Исследователи-этнологи утверждают, что у каждого народа, у каждого племени, самого, казалось бы, «примитивного», есть свои собственные представления о том, как возник человек, как возник мир, иными словами, своя мифология, свои сказания и предания. Есть определенная «картина мира», определенный способ восприятия пространства и времени, труда и семьи, соотношения мира природного, «естественного» мира и «сверхъестественного». И все это включается этнологами в понятие «культура» [2; 9].
1. Зарождение культуры
западноевропейского
Исследователи-этнологи утверждают, что у каждого народа, у каждого племени, самого, казалось бы, «примитивного», есть свои собственные представления о том, как возник человек, как возник мир, иными словами, своя мифология, свои сказания и предания. Есть определенная «картина мира», определенный способ восприятия пространства и времени, труда и семьи, соотношения мира природного, «естественного» мира и «сверхъестественного». И все это включается этнологами в понятие «культура» [2; 9].
Рассматривая культуру
западноевропейского
Социальная культура средневековья выступает прежде всего как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.
В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал - собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами», влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готтов, саксов, ютов и других племен Европы.
Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры [5].
Средневековая культура формировалась на основе натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.
В дальнейшем основой культуры все более становится и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.
Отношения сеньора и вассала строятся на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Эти отношения образуют общество. С образованием централизованных государств оформляются сословия, составляющие структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием» - народом. Духовенство заботится о душе человека, дворянство занимается государственными делами, народ трудится.
Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.
В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Важным элементом социальной культуры является монашество. Оно олицетворяет переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетической совместной «святой» жизнедеятельности [9].
Для второй
сословной группы-дворян
В период средневековья
люди накапливали богатства,
У людей в средние
века была другая «картина мира», определявшего
их поведение. Были иные представления
о жизни и смерти. И не знали
они более настоятельной
Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое средневековье быстро растут старые и возникают новые города около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки.
Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна - частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» - эпидемии чумы в середине XIIIв. Однако, в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли. В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город.
Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период все ещё более развита, чем внутренняя. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.
Развитие внутренней
торговли значительно