Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной с услугами разного рода. Сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

• в сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

• в области государственно-правовых отношений;

• в сфере духовных и художественно- эстетических запросов;

• в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Содержание

Введение…………………………….………………………………………………….3

1. Гостеприимство и развлечения в древних культурах…..…………………………4

1.1 У истоков системы гостеприимства…..…………………………………….…….4

1.2 Праздники и зрелища античности…………………………………………...……7

2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира………………………10

2.1 Особенности развития услуг в древнем мире….…………………………..……10

2.2 Культурный туризм в древности…………………………………………………12

2.3 У истоков спортивного туризма…………….……………………………………14

2.4 Курорты Древнего мира………….……………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………….19

Библиографический список………….……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

инд гостеп.docx

— 41.22 Кб (Скачать)
 

     Содержание

Введение…………………………….………………………………………………….3

1. Гостеприимство  и развлечения в древних культурах…..…………………………4

1.1 У истоков системы гостеприимства…..…………………………………….…….4

1.2 Праздники и зрелища античности…………………………………………...……7

2. Зарождение  и развитие услуг в обществах  древнего мира………………………10

2.1 Особенности  развития услуг в древнем мире….…………………………..……10

2.2 Культурный  туризм в древности…………………………………………………12

2.3 У истоков  спортивного туризма…………….……………………………………14

2.4 Курорты  Древнего мира………….……………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………….19

Библиографический список………….……………………………………………….20

 

     Введение

     С древнейших времен множество людей  отправлялись в путешествия с  целью познания мира и открытия новых  территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались  в определенных услугах со стороны  местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми  предприятиями индустрии туризма  стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.

     В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней  Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству  дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые  постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала  в рекреационных путешествиях —  на свои виллы, к морю, в горы.

     На  востоке в древности путешествовали большими караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или в караван-сараях (постоялый двор с загоном для  животных). Уровень обслуживания был  намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли.

     Уже в древности зародились и стали  развиваться общественные услуги со стороны государства и правовой системы.

     В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной  с услугами разного рода. Сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

     • в сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

     • в области государственно-правовых отношений;

     • в сфере духовных и художественно- эстетических запросов;

     • в быту и в удовлетворении личных потребностей.

     1. Гостеприимство и  развлечения в  древних культурах

     1.1 У истоков индустрии гостеприимства

     Появление первых прообразов гостиниц и профессий  по обслуживанию людей, останавливающихся  на ночлег, связано с ранними периодами  человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой  культуры народов Древнего мира. В  обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое выступало формой зашиты их личности и имущества.

     Самыми  древними домами, построенными с целью  приема гостей, можно считать таверны. В начале XX в. был найден столб  из черного камня высотой больше человеческого роста, на котором  клинописью были вырезаны законы Хаммурапи, вавилонского царя, жившего в 1792-1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи предписывали владельцам таверн доносить властям  на посетителей, замышлявших преступление и проговорившихся об этом за едой. Ослушание каралось смертной казнью. Таверны того времени пользовались дурной славой из-за плохого качества питания, зачастую разбавленного вина, а также из-за содержавшихся там  притонов греха, домов терпимости. В  странах Древнего Востока было принято  путешествовать на верблюдах, собираясь  в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали  шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения  разбойников, путники нередко останавливались  в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых  относятся еще к III тыс. до н.э., к  временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые  включали загон для верблюдов  и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно  было рассчитывать в Европе. Гостиниц в древнем мире явно не хватало. Евангельские тексты повествуют о том, что проведение переписи населения Вифлеема привело  к переполнению местных гостиниц. Святое семейство разместилось на ночлег в хлеву, который был устроен  в пещере, где и появился на свет Иисус Христос.

     С развитием торговли появилась потребность  в создании для путешествующих не только заведений для приема пищи, но и для ночлега. Передвижение в  те времена было медленным и трудным, таверн в Европе было совсем мало. Многим путникам приходилось уповать на гостеприимство в частных домах. В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц. Древние  греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для этого  существовали особые комнаты для  гостей. В курортных местностях строились  жилища для сдачи внаем приезжающим. Хуже приходилось путнику, если ему  приходилось заночевать в дороге, не доехав до города. Придорожных постоялых  дворов было очень мало. Развитие сообщений  приводит к формированию самобытного  обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают особые «Союзы гостеприимства». В греческих городах-полисах  существовали частные заезжие дворы  — катагогии, но их содержание не считалось  делом достойным. Поэтому большинство  гостиниц были государственными. Эти  так называемые пандокеи строились  в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и т.д. В этих гостиницах путникам предлагали только ночлег, провизию же ему приходилось  возить с собой. Даже в период процветания  Римской империи купцы, странствующая  молодежь, бродячие артисты, паломники  могли рассчитывать после трудной  дороги только на связку соломы в постоялых  дворах и на теплый бок своей лошади, чтобы не замерзнуть.

     Потребность в развитии системы гостеприимства была обусловлена и размерами  Римской империи. Для более или  менее оперативного управления государством была создана густая сеть дорог, связывавших  столицу с другими городами. Этими  дорогами охотно пользовались путешественники. Еще в I в. до н.э. на всех главных дорогах  Римской империи возникли государственные  постоялые дворы. Они располагались  на расстоянии одного дня езды на лошади, т.е. примерно через каждые 25 миль, ими  пользовались лишь правительственные  чиновники и гонцы по специальным  разрешениям. Позднее постоялые  дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. За определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, а также жилье и питание. Эти постоялые дворы не были комфортабельными. На лучшие условия путники могли рассчитывать в частных гостиницах. Некоторые богатые землевладельцы строили на границах своих владений собственные постоялые дворы. Управляющими вполне могли быть рабы или вольноотпущенные. В провинциях и самом Риме возникали «пристанища» — гостиницы, представлявшие собой целый комплекс с садом, водоемом во внутреннем дворике, залом для встречи высоких гостей и отдельными комнатами.

     У римлян существовала определенная классификация  гостиниц. Они строили два типа «пристанищ»: одни из них предназначались  для плебеев (стабулярии), другие —  только для патрициев (мансионес). Венецианский купец-путешественник Марко Поло, посетивший в свое время Рим, с одобрением отзывался о постоялых дворах, отмечая, что в них «и королю остановиться незазорно».

     Хотя  большинство постоялых дворов и  таверн того времени продолжало пользоваться сомнительной славой, система гостеприимства в Древнем Риме продолжала развиваться. Особую славу приобрели знаменитые римские пиры, которые устраивала знать. Для состоятельных римских  граждан организовывались своеобразные «рестораны» в трактирах, особой популярностью среди которых  пользовалось заведение римского трактирщика  Секвиля Локарта. Римские повара считались городской элитой и  награждались высокими титулами. Во времена  правления императора Адриана (117—138 г. н.э.) они учредили на Палатинском  холме свою собственную Академию кулинарного искусства.

 

     

     1.2 Праздники и зрелища античности

     В Древнем мире наряду с «культурным  туризмом» и посещением важных религиозных  и спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий. Праздники были обязательным компонентом  бытовой культуры народов, государственной  и религиозной жизни. Традиции их проведения были различными. У персов, по мнению Геродота, самым большим  праздником признавался день рождения человека, отмечаемый обильной трапезой. В богатых домах на стол подавались зажаренные в печи целиком быки, кони, верблюды. Персы были большими любителями десертов и вина.

     Наряду  с семейными праздниками жители Древнего мира широко отмечали религиозные  праздники. Таких всенародных праздников в году насчитывалось немало. Вот  как у Геродота описывается поездка  древних египтян в город Бубастис на праздник:

     «Плывут туда женщины и мужчины совместно, при чем на каждой барке много  тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они  гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины  и мужчины поют и хлопают в  ладоши. Когда они подъезжают к  какому-нибудь городу, то пристают к  берегу и делают вот что. Одни женщины  продолжают трещать в трещотки, как  я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над  ними, третьи пляшут, четвертые стоят  и "задирают" подолы своей одежды. Это они делают в каждом приречном  городе. Наконец по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными  жертвоприношениями: на этом празднике  выпивают виноградного вина больше, чем  за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей».

     Праздники проводились и в городах-полисах  Древней Греции, в каждом из которых  организовывались народные гулянии. Были и общие праздники, например праздник Диониса — бога виноделия. В этот день земледельцы, облачившись в  козлиные шкуры, изображали сатиров  — спутников Диониса и устраивали веселые шествия по улицам городов, разыгрывали в лицах сцены  из мифов. Позднее стали устраивать праздничные представления у подножия холмов. Здесь под открытым небом и стали обустраивать «места для зрелищ», или по-гречески «театры». В V—IV вв. до н.э. театры, были почти во всех греческих городах. Афинский театр был устроен на склоне акрополя и вмешал до 17 тыс. зрителей. Первый каменный театр в столице Римской империи был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. В Риме ставились греческие трагедии и комедии и пьесы римских авторов. В I в. здесь был построен сохранившийся до наших дней величественный амфитеатр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей, приходивших посмотреть на бои гладиаторов и другие популярные зрелища Древнего Рима.

     С особым размахом зрелищные мероприятия  и праздники стали организовываться во времена Римской империи. Древний  Рим — город свободных граждан, которые требовали от правителей: «Хлеба и зрелищ!» В этом городе зрелища проводились ежегодно, и  ни один из императоров не жалел  на них денег. Да и во времена республики в течение года устраивалось немало праздников и игр, которые длились  порой до двух месяцев. Так, празднества, устроенные римским императором  Траяном, жившим во II в., продолжались 123 дня. Первыми по зрелищности и  популярности были гладиаторские бои  и цирковые игры, большой любовью  горожан пользовался театр. Музыкальные  состязания, заимствованные у греков, в Риме были не особенно популярны. Римские зрелища были рассчитаны на любое время дня. Во время праздника  ночное небо города нередко окрашивалось иллюминаций. Любили римляне и гонки  колесниц.

     В Италии и провинциях строили амфитеатры — специальные сооружения для  зрелищ. После появления афиш о  гладиаторских боях или травле зверей в города Древнего Рима стекались  тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно увидеть все  сословия и все народы этого государства. Патриции, а также военная знать  могли возлежать на своих ложах, наблюдая кровавые бои на арене. В  перерывах публика получала из рук  служителей воду, фрукты и сладости. Многочасовые сражения гладиаторов  сменялись выступлениями фокусников, клоунов. Поединки между гладиаторами и сражения целых отрядов уступали место поединкам гладиаторов со львами, тиграми и другими животными. И хотя гладиаторские бои были позднее отменены, другие римские празднества просуществовали вплоть до IV в.

Информация о работе Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира