Западноевропейская культура XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 08:23, реферат

Описание работы

Специфика художественной культуры XX века в отличие от предшествующих периодов истории заключается в ее принципиальном переходном характере: формируется новое видение мира, новые подходы к языку и мышлению, а также новое самосознание человека в мире, его отношение к предметам искусства и реалиям бытия. Этот процесс характеризуется бурным поиском изобразительных приемов и экспериментальной попыткой создания нового стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению. XX век стал переломным также и вследствие мощного скачка научно-технического прогресса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Культура западной Европы XX в ……………………..……………………………….4
Противоречия мирового развития…………………………………………………………...4
Научно-техническая революция……………………………………………………………….5
Культурологические концепции……………………………………………………………….7
Глава 2. XX век и новые формы европейского искусства………………………….…13
2.1 Кризис культуры………………………………………………………………………………………13
2.2 Представители европейского искусства…………………………………………………15
2.3 Течения в западноевропейском искусстве…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………….……………17
Список использованной литературы…………………………………………………….…….. 20

Работа содержит 1 файл

Novosibirsky_gosudarstvenny_agrarny_univers_2.docx

— 46.21 Кб (Скачать)

 Картина «Герника»  создана под впечатлением бомбежки  Герники в период Гражданской  войны в Испании. Картина, выполненная  маслом в черных, белых и серых  тонах, стала признанным шедевром  и символом бессмысленных разрушений  войны. Художник писал: «Искусство - это ложь, которая помогает понять нам правду».

 Дадаизм и его последующая  форма - сюрреализм были отражением  послевоенного мироощущения абсурдности  любой системы и самого человеческого  бытия. Искусство рассматривалось  как средство высвобождения подсознательного  в целях преобразования мира. (Дадаизм - от франц. dadaisme, от dada - конек,  деревенская лошадка, детский  лепет. Авангардистское направление,  зародившееся в Швейцарии (А.  Бретон, М. Дюшан, Т. Тзара - автор  термина «дадаизм» и др.   Сюрреализм - от франц. surrealisme – сверх реализм. Направление, провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения и др.).

 Возникнув в Швейцарии  в 1916 г., дадаизм вскоре переместился  в Париж, к нему примкнули  художники Дюшан, Миро, Пикабия  и поэты Арагон, Элюар, Бретон. Это было кратковременное (дадизм  просуществовал до 1922 г.), пестрое  и хаотичное направление, охарактеризованное  самими дадаистами как лишенное  логики. Его авторы на выставках  представляли различные коллажи  в виде, например, наклеенных на  холст окурков, газет, опилок. При этом демонстрация подобных  «произведений» сопровождалась  под стать им «музыкой» - ударами  в ящики и банки, танцами  в мешках. Дадаисты откровенно  презирали традиционное искусство.  Так, в «Мане Лизе» Дюшана (1919) к знаменитому портрету Леонардо  были добавлены усы и борода.

2.3 Течения в западноевропейском  искусстве

На почве дадаизма в 20-е  гг. во Франции возник сюрреализм. Сам  термин ввел поэт Г. Аполлинер в 1917 г., принципы направления были сформулированы в «Манифесте сюрреализма», написанном поэтом А. Бретоном и опубликованном в журнале сюрреалистов «Ля революсьон сюррэалист» («Сюрреалистическая революция»). Возникнув в литературе, сюрреализм перешел в живопись, театр и  кино.

 Сюрреализм - это не  просто творческий метод одного  из видов искусства, это целая  философия, что и позволило  сюрреализму на довольно длительный  период стать методологией всей  европейской культуры. Эта методология  основана на интуитивизме Бергсона, психоанализе Фрейда, герменевтических  принципах Дильтея. (Герменевтика (от  греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) - искусство толкования текстов  (классической древности. Библии  и др.). Фантазия, интуиция, бессознательное  синтезируются в творческий акт,  который, в свою очередь, допускает  «соединение несоединимого», «правило  несоответствия», «свободные ассоциации».  Первым сюрреалистом в живописи  был Андре Массон (1896-1987). Заинтересовавшись  проблемой бессознательного. Массон  занялся рисунками пером, произвольно  водя по бумаге, позднее он  стал наклеивать на бумагу  различные кусочки ткани, песок  и т. д. М. Эрнст экспериментировал  в технике коллажа, фотомонтажа,  прибегая к сюрреалистическим  образам. 

 Но самым главным  представителем этого течения  был Сальвадор Дали (1904 - 1989). В  начале своего творчества Дали  под влиянием теории психоанализа 3. Фрейда использовал в своих  картинах ошеломляющие фантастические  образы. Он называл их «рисованными  фотографиями снов». Вот название  одной из картин Дали: «Остатки  автомобиля, дающие рождение слепой  лошади, убивающей телефон».

 Дадаисты не претендовали  на разрушение литературы, как  считают многие, они только говорили  о преобразовании самой идеи  литературы, искусства, понимания  красоты. 

 

Заключение

В панораме культурной жизни  Западной Европы второй половины XX века выделяется направление, где силен  порыв к духовности. Художественно-эстетические искания Западной Европы второй половины XX века представляли собой ценный опыт человечества по осознанию себя в  новых социокультурных условиях. Этот опыт помогает современному человеку выйти из мира — «музея», где все  разложено по полочкам, где каждый экспонат описан, пронумерован, изучен и «оправдан», в мир креативный, мир творчества, где человек в  большей степени проявляет свою свободу, самостоятельность и творчество.

 В культуре Западной  Европы второй половины XX века  сильны акценты духовности культуры, и потому все ее концепции  заинтересованно относятся к  личности, творения ее как незаурядной,  непохожей на другие. Отмечается, что культурная практика многообразна, она может быть и не духовна,  а утилитарна, прагматична, но  приоритет принадлежит духовной  культуре. Культура должна стремиться  к идеалу — одному из проявлений  ее духовности. Наличие духовности  — это непременное условие  саморазвития, самосовершенствования  личности.

 Главная же идея, к  которой приходит культура Западной  Европы второй половины XX века, и  которая, вероятно, будет доминировать  в культурной парадигме XXI века  — это ценность всякой культуры, равноправность существования и развития этих культур, если они несут в себе гуманистические ориентиры.

 Для культуры Западной  Европы второй половины XX века  важна идея плюрализма культур.  В многообразии культурных традиций  видится достоинство и высшая  ценность ее существования.

 Культура Западной  Европы второй половины XX века  подвела человечество к осознанию  необходимости преодоления евроцентристских  подходов, колониальных по сути  принципов отношения к культурам  разных народов. На повестку  дня встал вопрос осознания  многоцентричности культуры, представляющей  широчайший спектр разных культур.  Многоцветие культур — это  величайшая ценность человечества.

 Общекультурные ориентиры  не могли не повлиять на  состояние художественной жизни  бурного переходного периода  в истории человечества, именуемого XX век.

 Художественно-эстетическая  система Западной Европы второй  половины XX века вобрала в себя  всю полноту духовных исканий  общества. Художественная картина  мира — отражение экспериментаторства  человека в сфере искусства.  Открытая, неравновесная и незавершенная,  быстро меняющаяся, подвижная система  объединяет множество относительно  самостоятельных художественных  направлений: от реализма до  модернизма, включающего в себя  экспрессионизм, супрематизм и авангардизм,  сюрреализм и формотворчество  в начале века до постмодерна  со второй половины и до  конца XX века.

 Каждое из направлений  имеет свою художественно-культурную  специфику, свои цели и ценностные  критерии. Но есть некая принципиальная  общность этого художественного  калейдоскопа XX века: поиски новых ценностей, переоценка традиционных художественных систем.

 Культурный опыт Западной  Европы второй половины XX века  позволил в конце столетия  осознать приоритетные направления  существования человека, актуальные  и перспективные для третьего  тысячелетия. Это проблемы: глобализация  — как новая мера культуры; гуманизация — как главное  направление и смысл развития  культуры; гармонизация, коэволюция  природы и общества — как  главное условие выживания и  дальнейшего развития человечества.

 Человечество на исходе XX века готово выбрать одну  из альтернатив будущего существования:  встать на путь самоуничтожения,  самоистребления, повторив ошибки  прошлого, или осуществить прорыв  в принципиально новые области  человеческого духа, творческих  возможностей. Выбор в XXI век открыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Введение в культурологию.  Учебное пособие (под ред. Попова  Е.В.). - М.: БЕК. 1995.

2.Гуревнч П.С. Культурология.  – М.: Просвещение. 1996.

3. Елисеев А. Л. Тюрин  Е.А. Культурология. Учебное пособие  для технических университетов. - Орел: Издательство Орел ГТУ, 1998.

4. Иванчук А.П. Культурология.  Курс лекций. Часть 1. - Орел: Издательство  Орел ГТУ. 1997.

5. История и теория  мировой и отечественной культуры. учебное пособие (под общ. ред.  проф. Прудникова М.Н.). - М.: Труд. 1997.

6. Культурология: Учебное  пособие для студ. техн. Вузов.  Колл. авторов под ред. Н.Г. Багдасарян. - М.: Высш шк.. 1998.

7. Малюга Ю.Я. Культурология.  Учебное пособие. - М.: Наука. 1998.

8. Немировская Л.З. Культурология.  История и теория культуры. - М.: 1992

9. Сильвестров В.В. Философское  обоснование теории и истории  культуры. – М.: Наука. 1990.

 10. Соколов Э.В. Культурология. - М.: БЕК. 1994.

 


Информация о работе Западноевропейская культура XX века