Картина «Герника»
создана под впечатлением бомбежки
Герники в период Гражданской
войны в Испании. Картина, выполненная
маслом в черных, белых и серых
тонах, стала признанным шедевром
и символом бессмысленных разрушений
войны. Художник писал: «Искусство
- это ложь, которая помогает понять
нам правду».
Дадаизм и его последующая
форма - сюрреализм были отражением
послевоенного мироощущения абсурдности
любой системы и самого человеческого
бытия. Искусство рассматривалось
как средство высвобождения подсознательного
в целях преобразования мира.
(Дадаизм - от франц. dadaisme, от dada - конек,
деревенская лошадка, детский
лепет. Авангардистское направление,
зародившееся в Швейцарии (А.
Бретон, М. Дюшан, Т. Тзара - автор
термина «дадаизм» и др.
Сюрреализм - от франц. surrealisme – сверх
реализм. Направление, провозгласившее
источником художественного творчества
сферу подсознательного (инстинкты, сновидения
и др.).
Возникнув в Швейцарии
в 1916 г., дадаизм вскоре переместился
в Париж, к нему примкнули
художники Дюшан, Миро, Пикабия
и поэты Арагон, Элюар, Бретон.
Это было кратковременное (дадизм
просуществовал до 1922 г.), пестрое
и хаотичное направление, охарактеризованное
самими дадаистами как лишенное
логики. Его авторы на выставках
представляли различные коллажи
в виде, например, наклеенных на
холст окурков, газет, опилок.
При этом демонстрация подобных
«произведений» сопровождалась
под стать им «музыкой» - ударами
в ящики и банки, танцами
в мешках. Дадаисты откровенно
презирали традиционное искусство.
Так, в «Мане Лизе» Дюшана (1919)
к знаменитому портрету Леонардо
были добавлены усы и борода.
2.3 Течения в западноевропейском
искусстве
На почве дадаизма в 20-е
гг. во Франции возник сюрреализм. Сам
термин ввел поэт Г. Аполлинер в 1917 г.,
принципы направления были сформулированы
в «Манифесте сюрреализма», написанном
поэтом А. Бретоном и опубликованном
в журнале сюрреалистов «Ля революсьон
сюррэалист» («Сюрреалистическая революция»).
Возникнув в литературе, сюрреализм
перешел в живопись, театр и
кино.
Сюрреализм - это не
просто творческий метод одного
из видов искусства, это целая
философия, что и позволило
сюрреализму на довольно длительный
период стать методологией всей
европейской культуры. Эта методология
основана на интуитивизме Бергсона,
психоанализе Фрейда, герменевтических
принципах Дильтея. (Герменевтика (от
греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий)
- искусство толкования текстов
(классической древности. Библии
и др.). Фантазия, интуиция, бессознательное
синтезируются в творческий акт,
который, в свою очередь, допускает
«соединение несоединимого», «правило
несоответствия», «свободные ассоциации».
Первым сюрреалистом в живописи
был Андре Массон (1896-1987). Заинтересовавшись
проблемой бессознательного. Массон
занялся рисунками пером, произвольно
водя по бумаге, позднее он
стал наклеивать на бумагу
различные кусочки ткани, песок
и т. д. М. Эрнст экспериментировал
в технике коллажа, фотомонтажа,
прибегая к сюрреалистическим
образам.
Но самым главным
представителем этого течения
был Сальвадор Дали (1904 - 1989). В
начале своего творчества Дали
под влиянием теории психоанализа
3. Фрейда использовал в своих
картинах ошеломляющие фантастические
образы. Он называл их «рисованными
фотографиями снов». Вот название
одной из картин Дали: «Остатки
автомобиля, дающие рождение слепой
лошади, убивающей телефон».
Дадаисты не претендовали
на разрушение литературы, как
считают многие, они только говорили
о преобразовании самой идеи
литературы, искусства, понимания
красоты.
Заключение
В панораме культурной жизни
Западной Европы второй половины XX века
выделяется направление, где силен
порыв к духовности. Художественно-эстетические
искания Западной Европы второй половины
XX века представляли собой ценный опыт
человечества по осознанию себя в
новых социокультурных условиях.
Этот опыт помогает современному человеку
выйти из мира — «музея», где все
разложено по полочкам, где каждый
экспонат описан, пронумерован, изучен
и «оправдан», в мир креативный,
мир творчества, где человек в
большей степени проявляет свою
свободу, самостоятельность и творчество.
В культуре Западной
Европы второй половины XX века
сильны акценты духовности культуры,
и потому все ее концепции
заинтересованно относятся к
личности, творения ее как незаурядной,
непохожей на другие. Отмечается,
что культурная практика многообразна,
она может быть и не духовна,
а утилитарна, прагматична, но
приоритет принадлежит духовной
культуре. Культура должна стремиться
к идеалу — одному из проявлений
ее духовности. Наличие духовности
— это непременное условие
саморазвития, самосовершенствования
личности.
Главная же идея, к
которой приходит культура Западной
Европы второй половины XX века, и
которая, вероятно, будет доминировать
в культурной парадигме XXI века
— это ценность всякой культуры,
равноправность существования и развития
этих культур, если они несут в себе гуманистические
ориентиры.
Для культуры Западной
Европы второй половины XX века
важна идея плюрализма культур.
В многообразии культурных традиций
видится достоинство и высшая
ценность ее существования.
Культура Западной
Европы второй половины XX века
подвела человечество к осознанию
необходимости преодоления евроцентристских
подходов, колониальных по сути
принципов отношения к культурам
разных народов. На повестку
дня встал вопрос осознания
многоцентричности культуры, представляющей
широчайший спектр разных культур.
Многоцветие культур — это
величайшая ценность человечества.
Общекультурные ориентиры
не могли не повлиять на
состояние художественной жизни
бурного переходного периода
в истории человечества, именуемого
XX век.
Художественно-эстетическая
система Западной Европы второй
половины XX века вобрала в себя
всю полноту духовных исканий
общества. Художественная картина
мира — отражение экспериментаторства
человека в сфере искусства.
Открытая, неравновесная и незавершенная,
быстро меняющаяся, подвижная система
объединяет множество относительно
самостоятельных художественных
направлений: от реализма до
модернизма, включающего в себя
экспрессионизм, супрематизм и авангардизм,
сюрреализм и формотворчество
в начале века до постмодерна
со второй половины и до
конца XX века.
Каждое из направлений
имеет свою художественно-культурную
специфику, свои цели и ценностные
критерии. Но есть некая принципиальная
общность этого художественного
калейдоскопа XX века: поиски новых ценностей,
переоценка традиционных художественных
систем.
Культурный опыт Западной
Европы второй половины XX века
позволил в конце столетия
осознать приоритетные направления
существования человека, актуальные
и перспективные для третьего
тысячелетия. Это проблемы: глобализация
— как новая мера культуры;
гуманизация — как главное
направление и смысл развития
культуры; гармонизация, коэволюция
природы и общества — как
главное условие выживания и
дальнейшего развития человечества.
Человечество на исходе
XX века готово выбрать одну
из альтернатив будущего существования:
встать на путь самоуничтожения,
самоистребления, повторив ошибки
прошлого, или осуществить прорыв
в принципиально новые области
человеческого духа, творческих
возможностей. Выбор в XXI век открыт.
Список использованной литературы
1. Введение в культурологию.
Учебное пособие (под ред. Попова
Е.В.). - М.: БЕК. 1995.
2.Гуревнч П.С. Культурология.
– М.: Просвещение. 1996.
3. Елисеев А. Л. Тюрин
Е.А. Культурология. Учебное пособие
для технических университетов.
- Орел: Издательство Орел ГТУ, 1998.
4. Иванчук А.П. Культурология.
Курс лекций. Часть 1. - Орел: Издательство
Орел ГТУ. 1997.
5. История и теория
мировой и отечественной культуры.
учебное пособие (под общ. ред.
проф. Прудникова М.Н.). - М.: Труд. 1997.
6. Культурология: Учебное
пособие для студ. техн. Вузов.
Колл. авторов под ред. Н.Г. Багдасарян.
- М.: Высш шк.. 1998.
7. Малюга Ю.Я. Культурология.
Учебное пособие. - М.: Наука. 1998.
8. Немировская Л.З. Культурология.
История и теория культуры. - М.:
1992
9. Сильвестров В.В. Философское
обоснование теории и истории
культуры. – М.: Наука. 1990.
10. Соколов Э.В. Культурология.
- М.: БЕК. 1994.