Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:04, курсовая работа
Развитие культуры XIX века под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Особенности прихода научной революции XIX века. Детальные характеристики романтизма, реализма, импрессионизма и постимпрессионизма в культуре исследуемого времени.
1.Введение ---------------------------------------------------------------------- 3
2.Развитие науки и философии -------------------------------------------- 4
3.Романтизм в художественной культуре Европы --------------------- 9
4.Реализм в художественной культуре Европы ------------------------11
5.Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре XIX века----- 13
6.Заключение ----------------------------------------------------------------- 15
7.Список литературы ------------------------------------------------------- 16
Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить. Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). В 1-й половине века писатели-реалисты не причисляли себя к одному новому направлению, но оно уже существовало и проявило себя в разных странах. Даже сам термин «реализм» окончательно укрепился лишь во второй половине века и пропагандировался в других видах искусства (например, в живописи). Реализм XIX в. – особый этап в развитии реалистической эстетики в целом, даже вершина. Уже сформировавшиеся в течение разных эпох основные принципы реализма именно в XIX в. были осознаны и обоснованы как целостная художественная система и в соответствии с особенностями истории и культуры «буржуазной эпохи». Главные постулаты – широкий охват действительности, ориентация на правду жизни в искусстве, достоверность характеров – получают обоснование и соотносятся с требованиями времени и современным менталитетом, «расширяются» и обосновываются.
Реалисты не отталкиваются от современной действительности, а стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Для романтиков важно в искусстве самовыражение художника, выражение сути бытия, для реалистов – анализ социальной сущности бытия, познание внутренних закономерностей исторических и социальных процессов. Романтики создают идеальный образ мира, причём, по принципу контраста к отрицаемой ими реальности. Реалисты обращаются именно к объективной действительности, «вписывая» человека в современные и реальные обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия». Таким образом, реализм предполагает социально-историческую детерминированность изображаемых событий и характеров.
Раньше
реалистический метод сложился во Франции
(и теория, и практика); наиболее противоречиво
и трудно, причём значительно позднее
метод реализма оформлялся в Германии.
Ведущими формами эпохи становятся прозаические
жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают
развиваться и поэзия (поэма, лирика) и
драма (историческая; «лёгкие» жанры; синтетические
формы – музыкальные драмы Вагнера). Во
всех упомянутых странах в процессе развития
реализма явно выделяются два этапа: литературный
процесс в 1830-40-е более тесно связан с романтической
традицией, это взаимодействующие и взаимодополняющие
друг друга системы; с 1850-х гг. размежевание
и даже противопоставление романтической
и реалистической традиций всё больше
выходит на первый план, определяемое
новыми историческими обстоятельствами,
более трезвым уровнем осмысления буржуазности
как всеобъемлющего эпохального явления.
С этими периодами связаны и этапы развития
европейского романа. Именно во
Франции реалистическая эстетика получила
наиболее выраженное теоретическое оформление
(Стендаль, Бальзак, Шанфлёри, Дюранти,
Флобер). Реализм в Англии отличался
большим своеобразием — ярко выраженным
дидактизмом и критическим реализмом.
Самыми знаменитыми английскими писателями-реалистами
были Чарльз Диккенс (1812—1870), Вильям Теккерей
(1811 —1863). Романтическое направление в
английской литературе представлено творчеством
сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.
Импрессионизм - течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости.
Постимпрессионизм – различные стили живописи, последовавшие за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х гг. Термин был впервые использован английским критиком Роджером Фраем в 1911 г. для описания работ Поля Сезанна, Винсента Ван-Гога и Поля Гогена. Эти художники ушли от спонтанности импрессионизма, пытаясь придать своим работам более серьезное значение.
Импрессионизм в искусстве сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком.
Импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и односторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее, искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительными, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства. Представители импрессионизма : Клод Моне, Огюст Ренуар, Огюст Роден.
Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX в., как Ван Гог, Гоген, Сезанн. Их называют постимпрессионистами (от латинского post - после). Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу, и каждый из них шел своим собственным путем.
Применительно
к литературе импрессионизм рассматривается
широко - как стилевое явление, ставшее
характерным для писателей
Заключение
Таким
образом, особенностью развития европейской
культуры XIX в. было исключительное разнообразие
видов, направлений и жанров художественного
творчества. Романтизм, реализм, импрессионизм,
постимпрессионизм – таковы основные
направления, охватившие практически
все виды искусства – литературу, живопись,
музыку Европы XIX в. и писатели, и художники,
и музыканты отражали в своих произведениях
жизнь со всеми ее сложностями, нюансами
экономической и политической жизни, революционных
переворотов. Деятели искусства своими
трудами издали широкопанорамную энциклопедию
жизни XIX в.
Список использованной литературы