Западная Культура 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Развитие культуры XIX века под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Особенности прихода научной революции XIX века. Детальные характеристики романтизма, реализма, импрессионизма и постимпрессионизма в культуре исследуемого времени.

Содержание

1.Введение ---------------------------------------------------------------------- 3
2.Развитие науки и философии -------------------------------------------- 4
3.Романтизм в художественной культуре Европы --------------------- 9
4.Реализм в художественной культуре Европы ------------------------11
5.Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре XIX века----- 13
6.Заключение ----------------------------------------------------------------- 15
7.Список литературы ------------------------------------------------------- 16

Работа содержит 1 файл

культорология1.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить. Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). В 1-й половине века писатели-реалисты не причисляли себя к одному новому направлению, но оно уже существовало и проявило себя в разных странах. Даже сам термин «реализм» окончательно укрепился лишь во второй половине века и пропагандировался в других видах искусства (например, в живописи). Реализм XIX в. – особый этап в развитии реалистической эстетики в целом, даже вершина. Уже сформировавшиеся в течение разных эпох основные принципы реализма именно в XIX в. были осознаны и обоснованы как целостная художественная система и в соответствии с особенностями истории и культуры «буржуазной эпохи». Главные постулаты – широкий охват действительности, ориентация на правду жизни в искусстве, достоверность характеров – получают обоснование и соотносятся с требованиями времени и современным менталитетом, «расширяются» и обосновываются.

     Реалисты  не отталкиваются от современной  действительности, а стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Для романтиков важно в искусстве самовыражение художника, выражение сути бытия, для реалистов – анализ социальной сущности бытия, познание внутренних закономерностей исторических и социальных процессов. Романтики создают идеальный образ мира, причём, по принципу контраста к отрицаемой ими реальности. Реалисты обращаются именно к объективной действительности, «вписывая» человека в современные и реальные обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия». Таким образом, реализм предполагает социально-историческую детерминированность изображаемых событий и характеров.

     Раньше  реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика); наиболее противоречиво и трудно, причём значительно позднее метод реализма оформлялся в Германии. Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и драма (историческая; «лёгкие» жанры; синтетические формы – музыкальные драмы Вагнера). Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно выделяются два этапа: литературный процесс в 1830-40-е более тесно связан с романтической традицией, это взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга системы; с 1850-х гг. размежевание и даже противопоставление романтической и реалистической традиций всё больше выходит на первый план, определяемое новыми историческими обстоятельствами, более трезвым уровнем осмысления буржуазности как всеобъемлющего эпохального явления. С этими периодами связаны и этапы развития европейского романа. Именно во Франции реалистическая эстетика получила наиболее выраженное теоретическое оформление (Стендаль, Бальзак, Шанфлёри, Дюранти, Флобер). Реализм в Англии отличался большим своеобразием — ярко выраженным дидактизмом и критическим реализмом. Самыми знаменитыми английскими писателями-реалистами были Чарльз Диккенс (1812—1870), Вильям Теккерей (1811 —1863). Романтическое направление в английской литературе представлено творчеством сестер Шарлотты и Эмилии Бронте. 

  1. Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре XIX века

Импрессионизм - течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости.

Постимпрессионизм – различные стили живописи, последовавшие за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х гг. Термин был впервые использован английским критиком Роджером Фраем в 1911 г. для описания работ Поля Сезанна, Винсента Ван-Гога и Поля Гогена. Эти художники ушли от спонтанности импрессионизма, пытаясь придать своим работам более серьезное значение.

     Импрессионизм в искусстве сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком.

     Импрессионисты  воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и односторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее, искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительными, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства. Представители импрессионизма : Клод Моне, Огюст Ренуар, Огюст Роден.

     Более сложными и противоречивыми, чем  у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX в., как Ван Гог, Гоген, Сезанн. Их называют постимпрессионистами (от латинского post - после). Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу, и каждый из них шел своим собственным путем.

     Применительно к литературе импрессионизм рассматривается  широко - как стилевое явление, ставшее  характерным для писателей различных  убеждений и творческих методов, узко – как течение с определенным методом и тяготившим к декадентству мироощущением, сложившимся на рубеже XIX – XX вв. 
 
 

     Заключение

     Таким образом, особенностью развития европейской  культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. и писатели, и художники, и музыканты отражали в своих произведениях жизнь со всеми ее сложностями, нюансами экономической и политической жизни, революционных переворотов. Деятели искусства своими трудами издали широкопанорамную энциклопедию жизни XIX в. 
 

 

      Список использованной литературы

  1. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  2. Новая философская энциклопедия под ред. В. С. Степина. Т. 1-4. М., 2000-2001.
  3. Руднев В. Словарь культуры XX века. М., 1997.
  4. Самин Д.К. Сто великих научных открытий. М.. 2008.
  5. Тихонова О.В. Западноевропейская литература XIX в. Романтизм и реализм. Воронеж, 2006.
  6. Детская энциклопедия Академии Педагогических наук СССР. Том 12 – искусство. М.: «Просвещение», 1968.
  7. Детская энциклопедия Академии Педагогических наук СССР. Том 11 – Язык. Художественная литература. М.: «Просвещение», 1968.
  8. Основные произведения иностранной художественной литературы: Лит.-библиогр. cправочник/ Всесоюз. Гос. Б-ка иностр. Лит.; отв. Ред. Л.А. Гвишиани. – м.: Книга, 1980.
  9. Культурология: учебное пособие. / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  10. Краткий энциклопедический словарь. – М.: «АСТ», 2002.

Информация о работе Западная Культура 19 века