Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:31, реферат
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК, или древнеизраильский, на котором говорили древние евреи Палестины XV—XIV вв. до христианской эры, принадлежит к системе семитических языков и является наиболее известным нам наречием древнееврейско-финикийского или ханаанейского языка. Наиболее важные и наиболее многочисленные памятники древнееврейского языка сохранились в Библии. Основным памятником древнееврейского языка является еврейское Священное Писание (Танах, Ветхий Завет), кроме него сохранились немногочисленные эпиграфические тексты и фрагменты Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. Современный иврит является искусственно возрожденной формой древнееврейского языка.
Московский
Государственный Университет
Реферат на тему:
«Языкознание древних народов.
Древнееврейский
язык»
Москва
2010 г.
Введение
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ
ЯЗЫК, или древнеизраильский, на котором
говорили древние евреи Палестины XV—XIV
вв. до христианской эры, принадлежит к
системе семитических языков и является
наиболее известным нам наречием древнееврейско-финикийского
или ханаанейского языка. Наиболее важные
и наиболее многочисленные памятники
древнееврейского языка сохранились в
Библии. Основным памятником древнееврейского
языка является еврейское Священное Писание
(Танах, Ветхий Завет), кроме него сохранились
немногочисленные эпиграфические тексты
и фрагменты Книги премудрости Иисуса,
сына Сирахова. Современный иврит является
искусственно возрожденной формой древнееврейского
языка. С
появлением на Ближнем Востоке в качестве
крупной экономической и политической
силы арамейцев, владевших главными торговыми
путями, древнееврейский язык начинает
постепенно вытесняться арамейским, в
особенности начиная с персидской эпохи,
когда арамейский язык стал официальным
языком западной части персидского государства.
Значительно быстрее процесс вытеснения
древнееврейского языка пошел со времени
Александра Македонского, когда евреи,
эмигрировавшие из Палестины, стали говорить
в Египте и Малой Азии на греческом языке,
а в Месопотамии — на арамейском. В Палестине
же процесс вытеснения шел несколько медленнее.
В эту эпоху древнееврейский язык уже
несколько изменился: в нем появляются
новые морфологические и синтаксические
факты, много слов, заимствованных из арамейского,
греческого и латинского языков. Однако
в I веке до христианской эры и здесь еврейское
население городов говорило уже по-арамейски,
за исключением небольшой прослойки, имевшей
отношение к культу и религиозным школам.
Земледельческое же население, жившее
натуральным хозяйством и оторванное
от городов, продолжало говорить на древнееврейском
языке значительно дольше; об этом свидетельствует
богатая сельскохозяйственная терминология,
встречающаяся в Мишне и других сборниках
II и III вв. Начиная с IV в. Д. е. язык окончательно
перестает быть разговорным. В качестве
же языка литературного и письменного
он продолжает употребляться и в последующие
века и отчасти до последнего времени.
По характеру своих корней древнееврейский
язык довольно близок к арамейскому, однако
содержит много элементов, сближающих
его с вавилонским языком. По типу развития,
особенно по количеству гласных в слове,
он занимает среднее место между классическим
арабским и арамейским; в то же время в
нем сохранилось много черт значительно
большей древности, чем в этих последних
языках. Следует однако заметить, что традиция
сохранила древнееврейский язык в том
виде, в каком он был незадолго до IV в.;
в более древние времена он был гораздо
богаче грамматическими формами, что видно
из составных собственных имен и из некоторых
сохранившихся более древних выражений.
О названии
Традиционным обозначением языка письменных памятников, дошедших до нас с территории Древнего Израиля и Иудеи и относящихся к периоду с X века до н. э. по II век н. э., в русской гебраистической литературе является «древнееврейский язык». Этот термин соответствует таким терминам как англ. Hebrew или нем. Hebräisch. Термин «еврейский язык», широко применявшийся по отношению к нему в XIX веке, в советское время употреблялся в основном по отношению к языку идиш, а сейчас обычно употребляется для обозначения всей совокупности языков, диалектов и этнолектов, которыми евреи пользовались в течение последних двух с лишним тысячелетий (вкл. идиш, сефардский, еврейско-арамейские, еврейско-иранские и др.). В последнее время древнееврейский язык часто включается в понятие «иврит» (также «библейский иврит» — соответствующий англ. Biblical Hebrew), так как и в еврейской литературе, и в европейских языках соответствующий термин (Hebrew) используется как для древнего, так и для современного периодов развития языка.
Древнееврейский язык относится к ханаанейской группе северо-западной ветви семитских языков. В ту же группу входят современный иврит, финикийский и ряд малых языков Заиорданья: моавитский, аммонитский и эдомитский, а также субстратный язык амарнских писем из Ханаана и Финикии 2-го тысячелетия до н. э. Все они, кроме иврита, являются вымершими.
Территория распространения
древнееврейского языка в целом
соответствует современным
В языке эпиграфических памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты.
Алфавитом древнееврейского языка служило палеоеврейское письмо, очень близкое к финикийскому, древнейшему алфавитному письму в мире. Палеоеврейское письмо использовалось до последних веков 1-го тыс. до н. э., когда было вытеснено т. н. «квадратным», или «ассирийским», письмом, уже использовавшимся к этому времени для арамейских языков. Именно это письмо известно сейчас как еврейское письмо.
Собственно же палеоеврейское письмо сохранилось в несколько видоизменённой форме у самаритян, которые используют это т. н. самаритянское письмо исключительно для сакральных целей.
В данной статье примеры передаются в традиционной семитологической фонологической транскрипции.
Для древнееврейского языка характерно наличие 23 согласных фонем. У неэмфатических взрывных фонем /p, t, k, b, d, g/ были щелевые аллофоны, употребление которых в некоторых позициях уже свидетельствовало о превращении их в самостоятельные фонемы. Простой латерал ŝ МФА [ɬ] ещё сохранялся. По сравнению с прасемитским состоянием исчезли межзубные согласные, один из латеральных согласных (эмфатический) и увулярные. Вокализм представлен 7 полными фонемами /å, a, ä, e, i, o, u/ и 4 редуцированными (ə, ă, ĕ, ŏ), фонологический статус которых не вполне ясен.
Ударение было фонологически релевантным, хотя в большинстве случаев падало на последний слог.
В отличие от древнейших семитских языков Месопотамии, существительные в древнееврейском языке не изменяют окончаний при склонении, тем не менее, в древнееврейском принято выделять три падежа: именительный, родительный и винительный. Падеж определяется предлогами, порядком слов в предложении и другими синтаксическими связями. Различают существительные мужского и женского рода, которые могут быть в единственном, множественном и двойственном числе.
Глагол в древнееврейском языке обладает развитой системой времен, аспектов, определяющих протяженность ситуации во времени, и типов действия (нем. Aktionsart)[4]. Аспект глагола может иметь несовершенную (традиционно называемую «имперфект») или совершенную («перфект») форму. Тип действия определяет залог, переходность, возвратность и др., и осуществляется с помощью глагольных форм, называемых «породами» или «биньянами». Глагол в перфекте описывает действие извне, рассматривая его как единое целое. Действие, выраженное перфектом, может быть как в прошлом, так и в будущем или настоящем. Имперфект обозначает действие в ходе его совершения, говорящий видит ситуацию продолжающейся, а себя — внутри неё. Имперфект также может обозначать действие в настоящем, в прошлом и в будущем. В ходе развития языка перфект стал использоваться только для обозначения действия в прошлом, а имперфект — в будущем.
Древнееврейский повествовательный текст включает цепочки простых предложений, соединенных союзом «и». Цепочки прерываются диалогами или описниями, за которыми вновь появляется цепочка последовательных действий. Для образования цепочек служит глагольная форма, называемая «перевернутый имперфект»: присоединение к глаголу союза «и» превращает совершенный аспект глагола в несовершенный, и наоборот, чем и объясняется название.
Древнееврейская поэзия использует ритмический размер и параллелизм: стихотворная строка состоит из двух перекликающихся полустиший:
Вразумитесь, цари! Научитесь, судьи земли! (Псалом 2:10)
Библейская поэзия
обычно свободна от рифмы.
Как и классическая русская поэзия, уже
древнееврейская поэзия прибегает к использованию
архаических форм для придания особого,
торжественного звучания поэтической
речи. Параллелизм в библейской поэзии
используется для восстановления значений
редко встречающихся слов.
ГРАФИКА
Древнееврейский язык состоит из 22 согласных букв так называемого квадратного шрифта, выработавшегося постепенно из древнеарамейского алфавита, который в свою очередь произошел из старофиникийского. Гласные обозначаются системой знаков, ставящихся под и над буквами, так называемой пунктацией, изобретенной не раньше VI века после христианской эры. Древнейшие надписи начертаны старофиникийским алфавитом.
АЛФАВИТ
Иври́т
— язык семитской семьи, государственный язык Израиля, язык некоторых еврейских общин и диаспор; древняя форма иврита (иногда называемая древнееврейским языком) — традиционный язык иудаизма. Современный иврит возрождён и адаптирован как разговорный и официальный язык Государства Израиль в XX веке.
Между XIII и VII веком до н. э. иврит становится самостоятельным семитским языком, окончательно отделившись от близкородственных ему западносемитских идиомов. Наиболее древний литературный источник на иврите из обнаруженных к настоящему времени — «Песнь Деворы» (XII век до н. э.), которая входит в состав Ветхого Завета (Суд.5). Самая древняя надпись на иврите, «календарь из Гезера», датируется X веком до н. э.
Информация о работе Языкознание древних народов. Древнееврейский язык