Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:48, реферат
Манипулирование человеческим сознанием в эпоху 21 века является важным инструментом для средств массовой информации, которые используют многочисленные приемы для достижения определенных целей. Процессы глобализации и интеграции привели к тому, что были сломлены определенные барьеры предоставления информации и доведения важных сведений до читателя. Изменились приоритеты современного общества, отражение которых четко прослеживается в массовых источниках.
Содержание.
1. Понятие языковой картины мира;
2. Традиционная система ценностей российского общества и русская языковая; картина мира в условиях современного социально-языкового контекста:
- Тематика российских молодежных журналов:
- Понятие брака и семьи
- Образ учителя в сознании молодежи
- Современное отношение к понятию дружбы
3. Выделение доминантной ценности и устойчивой лексемы;
- Ценности и антиценности современного российского общества;
4. Синтаксические способы манипуляции;
5. Практические выводы
Заключение.
На протяжении 20 века языковая картина мира претерпела многочисленные изменения. Согласно социологическим опросам, наиболее значимыми ценностями для российского общества являются:
здоровье
безопасность
семья
достаток
образование
дружба
любовь
внимание к людям
уважение к родителям
Антиценности:
наркомания
алкоголизм
жесткость
агрессия
безработица
беззаконие
болезни
Вместе с тем, такие ценности как порядочность, вера, смысл жизни, справедливость, милосердие стали менее значимыми. Человек стал заботиться лишь о собственном благополучии. «Базовые понятия морали: добро, зло, добродетель, долг, свобода воли, ценности – стали трактоваться по-новому, в духе приоритета обогащения, фактически любыми средствами. Все эти ценности получили денежную оценку. Оживилось противопоставление практической и духовной морали. Это противопоставление снизило роль морали в обществе[11]».
Тенденции воздействия молодежных СМИ на формирующуюся систему ценностей современной молодежи можно представить в виде таблицы. Она позволяет наглядно представить те изменения, которые произошли за относительно короткий промежуток времени.
Ценности и антиценности современной российской молодежи.[12]
Ценность/ антиценность | Традиционная система | Молодежные тенденции |
Брак, семья | + | нейтральное |
Целомудрие | + | - |
Дружба | + | нейтральное |
Уважение к старшим | + | - |
Проституция | - | нейтральное |
Воровство | - | нейтральное |
Гомосексуализм | - | нейтральное |
Наркомания | - | нейтральное |
Практические выводы.
Проделанная работа позволила сделать ряд очень важных практических выводов, связанных с воздействием средств массовой информации на общественное сознание, которое представляет собой комплексную лингвистическую систему, находящуюся в непрерывном развитии наряду с социальной динамикой общества. Понятийный аппарат воздействия слова и речи на сознание включает в себя такие термины как: риторика, языковое манипулирование, пропаганда, языковая демагогия, а также нейролингвистическое программирование и пиар. Языковое манипулирование имеет ряд особенностей, которое отличает его от других способов влияния:
большая скрытость воздействия;
отсутствие физического давления;
отсутствие психологической агрессии;
менее явная нацеленность на результат воздействия;
Языковое манипулирование является скрытым воздействием на человека, которое осуществляется с помощью языковых средств на трех уровнях: индивидуальном, групповом и массовом. Оно нацелено на побуждение человека к действиям, входящим в противоречие его интересам или воззрениям, а также языковой картиной миррой и системой ценностей общества, в котором он живет. Изучением построения манипуляционного высказывания занимается лингвистика, которая во многих случаях позволяет прогнозировать реакцию реципиента на основе фонетических, грамматических и лексико-семантических законах языка и риторических правилах построения речи.
Как уже было упомянуто ранее, на уровне слова наиболее эффективными являются лексические приемы и формы воздействия в современных средствах массовой информации как упрощение, предполагающее изложение событий краткими простыми предложениями, примитивизирующими смысл высказывания. Также необходимо вывести введение исторических параллелей через имена собственные, и, конечно, прагматически нагруженные группы. К ним относятся образы и понятия, конструируемые с помощью лексико – грамматических средств и повторяющиеся в большом количестве для достижения определенной реакции со стороны читателя.
Чаще всего в российских журналах можно встретить штампы - универсальные истины, то есть суждения, утверждающие определенное положение как соответствующее действительности, несмотря на тот факт, что оно может быть ложным. Введение эксперта и высказывание его мнения особенно влияет на молодых читателей, которое может преподносить диаметрально противоположную информацию.
Подробного рассмотрения требуют синтаксические способы воздействия, которые пользуются большой популярностью среди СМИ. К ним можно отнести: повтор, который встречается в эмоционально загруженных статьях, где от читателя требуется запоминание одной главной идеи; параллельные конструкции, закладывающие в сознание план действий; градацию - прием языкового воздействия близкий к технологиям нейролингвистического программирования.
Важным выводом также является то, что третья глава данной книги позволяет читателю в дальнейшем правильно интерпретировать сообщения средств массовой информации. Он может защитить себя и свое сознание от манипулирующего воздействия. Язык является универсальным инструментом социального влияния на широкие массы. В настоящее время произошло некое модифицирование русского языка, так как общество вошло в двадцать первый век, располагая огромными потоками информации, которые необходимо осмыслить.
К сожалению, российская молодежь является наиболее слабым звеном, подверженным манипулированию, так как в раннем возрасте становления и формирования личности необходимо накопление знаний, ценностей и убеждений. Согласно проведенному анализу в книге «Манипулирование словом в средствах массовой информации» институт семьи постепенно угасает и трансформируется в необязательное явление, а ведь именно он отвечает за моральное и этическое воспитание молодых. В связи с этим новое поколение ищет путей для самореализации посредством средств массовой информации, которые в значительной степени могут внушить не совсем правильные, а иногда и ложные утверждения.
[1] Lichter S.R., Rothman S., Media and Business Elites.// Public Opinion, October/ November 1981 – p. 42-44.
[2] Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.-с.261.
[3] Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку.// Зарубежная лингвистика.1.-М., 2002. –С.85.
[4] А.А Данилова, «Манипулирование словом в средствах массовой информации».
[5] Seventeen, 2004 год, июнь;
[6] Seventeen, 2004, май;
[7] Seventeen, 2003 г. Ноябрь.
[8] Seventeen, 2003 г. Март.
[9] Словарь русского языка. В 4-х. т. – М., 1984 – С. 918.
[10] Seventeen 2002. Ноябрь.
[11] Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – С. 168.
[12] А.А Данилова, «Манипулирование словом в средствах массовой информации».