Язык культуры: культура как знаково-символическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен. Эстетическое отношение к миру. Художественная культура как особая область культуры. Своеобразие эстетической культуры и эстетических ценностей.

Работа содержит 1 файл

Новый.docx

— 13.58 Кб (Скачать)

21.Язык культуры: культура как знаково-символическая система.

 

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.

Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.  
Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выражения представлений и переживаний, различаются как по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем:  
 
естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.

 
Наряду с отдельными конвенциональными знаками, вводимыми по тому или иному поводу, в ходе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные системы, связанные с выполнением различного рода обрядности (свадебная, похоронная. праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность — коронация, инаугурация и т. д.). Можно сказать, что каждая область социокультурной жизни имеет свою символическую систему.  

20.Эстетическая и художественная культура.Искусство как феномен § 1.1 Эстетическое отношение к миру

Эстетическое отношение есть у каждого человека, только он об этом не всегда знает, точнее, не знает, что оно именно так называется. Крошечный малыш с удовольствием слушает мелодичные напевы, обращает внимание на яркие цвета. Став старше, предпочитает те предметы, которые ему кажутся красивыми. А это уже не просто восприятие, это - оценка, что предполагает возможность выбора. То есть можно говорить об эстетическом отношении.

Возникает вопрос: является ли эстетическое отношение к миру врожденным или оно есть результат воспитания? Надо сказать, что это давняя проблема в эстетике и философии, по этому поводу было довольно много споров. В решении любого вопроса, где содержится разделительная частица "или", обычно возникают крайние точки зрения, так и здесь одни утверждали, что эстетическое дано нам от природы, другие - что оно есть только результат воспитания в обществе, то есть носит чисто социальный характер.

Сторонники первой позиции опирались на наблюдения живой природы, где красота звука, цвета, формы играют большую роль. Подобные наблюдения привели к умозаключению, что чувство красоты, и эстетического у человека существует на биологическом уровне и является природным, врожденным качеством.

Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире. Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю -- это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания, и внутреннюю -- творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности.

Важнейшей составной частью эстетической культуры является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей. Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности.

Возникло мнение, что эстетическое - это не объективный предмет, и не субъективное ощущение, а особое отношение между человеком (субъектом) и предметом, явлением (объектом). Другими словами: эстетическое всегда проявляется только в отношении к чему-либо: к вещи, свойству, самому человеку и т.д. Но отношений человека к миру очень много: познание, любовь, труд - вот некоторые примеры. Какое же из них будет эстетическим?

Прежде всего, выделим широту эстетического отношения: оно универсально. Это означает, что объектом эстетического может быть любой предмет, свойство, явление, существующие в мире. Животное, в отличие от человека может отдавать предпочтение только в рамках своего биологического вида: соловей ориентируется, лишь в трелях других соловьев, но не замечает прекрасной окраски, например, удода. Вряд ли птицы оценивают бабочек и других насекомых с позиций красоты, для них они только пища.

Человек же может наслаждаться и красотой цветка, и видом возделанного поля, диким пейзажем, изящностью математической формулы и прекрасный исполнением какого-нибудь па-де-де и так далее, примеры можно множить до бесконечности. Вот это и есть универсальность: принципиальных границ эстетического отношения не существует.

Но ведь не все в мире вызывает в нас восхищение прекрасным или отвержение безобразного. Что-то оставляет нас равнодушными, не затрагивая наших эстетических чувств. Поэтому выделим следующее качество эстетического - это отношение удовольствия, наслаждения (гедонизм). Достаточный ли это признак, чтобы отличить эстетическое от неэстетического? Вкусная еда, удобная одежда и т.п. тоже доставляют человеку удовольствие, но не о всякой удобной одежде мы говорим, что она красива и даже, бывает, предпочитаем неудобную, но красивую (во всяком случае, ту, которую мы считаем красивой). Следовательно, речь идет не о любом наслаждении, удовольствии, а лишь о духовном.

Но человек может получать удовольствие и от решения: математической задачи, от выполненного долга, доброго дела и т.д. Это примеры духовного наслаждения, но не эстетического. Получается, что эстетическое должно обладать еще каким-то признаком. И этот признак выделил немецкий, философ Имануил Кант: «Эстетическое бесполезно, бескорыстно».

Когда древний охотник раскрашивал свое копье или наносил орнамент на топор, они не становились острее или, прочнее. Когда первобытная хозяйка наносила узоры на горшок для приготовления, пищи, еда не становилась вкуснее. Тем не менее, люди, все это делали, затрачивая время, и силы.

Если эстетическое не приносит пользы, то зачем оно? Дело в том, что эстетическое отношение к миру позволяет по-другому взглянуть на вещи: страшное, горестное, эстетически переосмысляясь, становится трагическим. Нелепое, неуклюжее, несуразное, подвергаясь осмеянию, превращается в комическое. Великое, пугающее в эстетическом, отношении, воспринимается как возвышенное. Обыденное, рутинное, заиграв красками, станет прекрасным. Все эти примеры свидетельствуют о том, что эстетическое отношение вносит гармонию между миром и человеком, гармонизируем его жизнь. Это и есть еще один, причем чрезвычайно важный принцип эстетического.

Кроме того, эстетическое не может возникнуть по приказу или по указанию. Эстетическое отношение свободно, оно предполагает возможность выбора, совершаемого самим человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, эстетическое - это особое отношение человека к миру - универсальное, гармонизирующее, свободное, бескорыстное, дающее духовное наслаждение. [3; c.15]

§ 2.1 Художественная культура как особая область культуры

Понятие "культура" родилась в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному". Со временем слово "культура" стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлении, действии, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, попадал в сферу культуры, которая приобретала смысл "образования" и "воспитания". [9; с.37]

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы - иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели.

Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по своему содержанию и способу функционирования, духовная же культура в этих отношениях духовна. Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются.

Эту духовно-материальную целостность и называют "художественностью". Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале, т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства.

Тут нужно сразу же оговорить принципиальное отличие художественной культуры от культуры эстетической. Эстетическая культура выражает универсальность, повсеместность, проявления эстетической активности людей, художественная деятельность есть специфический вид его продуктивной деятельности, поэтому художественная культура оказывается относительно самостоятельным слоем культуры, следовательно, её можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности. Понятие "совокупный" означает, что художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т. п.), включает в себя все процессы, протекающие "вокруг" искусства (создание, хранение, восприятие и т.д.), и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков и т.д.).

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живёт в пространстве и во времени. В социальном пространстве, т.е. в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой, в соответствии с их разнообразными духовными потребностями.

Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т.е. её существование во времени, то увидим, что её главные функции - обеспечить охранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведёт к уничтожению художественного наследия, но требует его актуализации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства. Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.[5; с.53]

Таким образом, можно сделать вывод, что художественное творчество имеет духовное содержание и материальную форму. Художественная деятельность находится как бы между сферой духовного производства и производства материального.

 

Кратко:

Важное место в культуре общества занимает эстетическая культура. Мера приобщения к миру эстетических, в том числе художественных, ценностей в наши дни во все большей степени характеризует уровень культуры личности, является важным показателем духовного развития человека.

Смысл понятия «эстетическая» очень по-разному трактуется теорети­ками. При всех исследователь­ских разногласиях очевидно, что сфера эстетических явлений - это сфера прежде всего красоты и искусства, в той мере, в которой оно связано с кра­сотой. Поле «эстетического» в жизни - это область таких взаимодействий человека с миром, при которых возникает или создается своеобразное чув­ственное переживание красоты или безобразия тех или иных явлений дей­ствительности.

Своеобразие эстетической культуры и эстетических ценностей

Эстетическая культура в общем - эго обработка оформление, облагораживание, одухотворение человеком среды и самого себя, направленные и сторону чувственного утверждения красоты и отри­цания (неприятия) уродства. Человек эстетически культурный способен и настроен чувственно воспринимать, переживать и порождать (создавать) красоту: в созерцании, действиях, отношениях, с частности в художествен­ном творчестве. И главное условие наличия и реализации эстетической культуры - гак называемый эстетический вкус, т.е. способность человека к различению прекрасного и безобразного, красоты и уродства. Эстетический вкус - не просто показатель и критерий эстетической культуры. Он способствует ориентации человека в царстве эстетических ценностей, центральная из которых - красота.

Информация о работе Язык культуры: культура как знаково-символическая система