Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:54, автореферат
Культура не может существовать без системы коммуникации, обмена информацией, согласованных представлений о тех или иных явлениях и событиях, без их именований, оценок. Эти функции выполняет язык. Он является наиболее адекватным аналогом целостности культуры и поэтому семантический подход и исследованию культуры обладает большими эвристическими возможностями (см. тему II). Язык – это система знаков.
1. Язык как знаковый способ фиксации, переработки и передачи информации
Культура не может существовать без системы коммуникации, обмена информацией, согласованных представлений о тех или иных явлениях и событиях, без их именований, оценок. Эти функции выполняет язык. Он является наиболее адекватным аналогом целостности культуры и поэтому семантический подход и исследованию культуры обладает большими эвристическими возможностями (см. тему II). Язык – это система знаков. Знак – это материальный предмет (явления, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, переработки, хранения и передачи сообщений (информации, знаний). Знаки имеют двоякую природу. С одной стороны, они материальны, с другой, являются носителями идеального смысла, который образуется через освоение материальной стороны знаков. Смысловое значение знака – это его способность фиксировать определенные стороны, черты, характеристики обозначаемого объекта, определяющие область приложения знака.
Основной системой знаков
В культуре имеются и вторичные языки как коммуникативные структуры, которые надстраиваются над естественным языковым уровнем.
В качестве таких языков в культуре функционируют: акты человеческого поведения, которые имеют высокую социальную значимость; художественные образы в разных видах искусства; специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию; особые смысловые конструкции в философских, религиозных и литературных сочинениях. Языки культуры обладают локальной и социальной специфичностью, которую называют национальной самобытностью культуры того или иного народа, сословия. Эта самобытность «проступает» как симпатические чернила на любом культурном объекте поведенческом акте, стиле коммуникации».
(А.Я.
Флиер. Культурология
для культурологов.
– М.: 2000. С. 256).
2. Семиотика
Символ
– одно из самых многозначных понятий
в культурологии. Изначальное содержание
этого слова - удостоверение личности,
которым служил simbolon (греч.) – половинка
черепка, бывшая гостевой табличкой.
Термином символ в
Символ
– это знак особого рода, через
него людям открываются смыслы, связывающие
их в единое целое путем осознания
и переживания мира и самого себя. Символ
не просто означает смысл, но и несет собой
действенную силу. Икона не просто обозначение
Бога, для верующих: она выражает присутствие
Бога в мире и обладает той же чудодейственной
силой, что и сам Бог.
В жизни людей важными являются многие
явления и, очевидно, что в любом обществе
они будут становиться символами, подчеркивая
их значимость для человека и сосредотачивая
на них внимание. Без способности к символизации,
выраженной в форме слов, люди не имели
бы ни каких правил, законов, политической,
экономической, церковной, научной, военной
организаций и даже игр, за исключением
тех, которые имеются на уровне животных.
Для животного ни одни знак не может стать
символом. Ни одно животное не сможет понять
значение креста для христианина и того,
что у одних народов черный цвет – цвет
траура, а у других таким цветом является
белый. Животное не способно к символизации,
т. е. к тому, что наряду со знаками, определяет
поведение людей, регулирует его, что-то
запрещая или разрешая, и наполняет смыслом.
Различие знака и символа
Символизм универсален, он
Символ
– это знак особого рода, через
него людям открываются смыслы, связывающие
их в единое целое путем осознания и переживания
мира и самого себя. Символ не просто означает
смысл, но и несет собой действенную силу.
Икона не просто обозначение Бога, для
верующих: она выражает присутствие Бога
в мире и обладает той же чудодейственной
силой, что и сам Бог.
В жизни людей важными
Различие знака и символа
Символизм универсален, он
Семиотика, или семиология (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).
Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:
История
Семиотика возникла в конце XIX — начале XX века.
Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (Charles Sanders Peirce, 1839—1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure, 1857—1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил еще Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.
Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы. Соссюр вообще ничего по данной теме не написал (кроме разрозненных заметок, которые были найдены и опубликованы только во второй половине 20-го века), и его идеи стали известны благодаря посмертной (в 1916 году) публикации записей прочитанных им курсов лекций, сделанных и впоследствии отредактированных его учениками.
Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики, был немецкий логик и философ Готлоб Фреге (1848—1925), и, хотя, в отличие от Пирса и Соссюра, он не создал детально разработанной концепции, несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Среди первых исследователей проблем семиотики был и немецкий философ, создатель феноменологии Эдмунд Гуссерль; второй том его «Логических исследований», вышедший в 1901 году, во многом посвящён именно этим вопросам.
Информация о работе Язык как знаковый способ фиксации, переработки и передачи информации