Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:50, доклад
Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Еще в середине IX века на средней Волге сложился, как отмечает автор "Очерков Нижегородской ярмарки" В.П.Безобразов, "коммерческий центр", просуществовавший до нашествия монголо-татар на Русь. Впервые крупная ярмарка проводилась в Нижнем Новгороде во второй половине XIV века.
На ярмарку приезжало не менее 150 тыс.человек, в то время как в самом Н.Новгороде проживало около 18 тыс. жителей. С трех сторон ярмарочная территория была окружена широким подковообразным каналом, а с четвертой стороны открывалась на Оку. Особый интерес представляли четыре корпуса Китайских рядов. На ярмарку приезжало много купцов из Азии, а чай из Китая являлся одним из главных товаров. Монферран спроектировал эти корпуса в духе китайской архитектуры, хотя их общая композиция имела чисто классическую основу.
Китайские
ряды. Фото М.П.Дмитриева.
Конец XIX века.
Безусловно, самым красивым сооружением всего ансамбля ярмарки этого периода являлся сохранившийся до настоящего времени Спасский собор, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года. Проектирование Монферраном Спасского собора совпало по времени с проектированием Исаакиевского собора в Петербурге. Это обстоятельство не могло не способствовать некоторому сходству их внешнего вида.
Кроме возведения многочисленных зданий на ярмарке строились и инженерные сооружения - каналы и целая система мостов, из которых вызывал наибольший интерес и получил восторженные оценки современников наплавной мост через Оку, это был самый длинный мост в России того времени.
Эскиз фасада Спасского собора.
Чертеж О.Монферрана
Для защиты ярмарочных строений от весенних вод, заливавших всю территорию стрелки, было создано значительное искусственное основание высотой 3,5 метра. На Нижегородской ярмарке впервые за все время строительства ярмарок в России были устроены санитарно-технические помещения, была построена первая в России подземная сводчатая канализация. Подобные подземные работы к тому времени были проведены лишь в Москве, где в 1816 - 1829 гг. сооружались водоотводные подземные каналы для подачи чистой воды в город.
Ярмарка во второй половине XIX века.
Значение ярмарки, как во внутренней, так и во внешней торговле страны с каждым годом увеличивалось. И прежде всего это отражалось на росте ее товарооборота. В середине века стоимость привозимых на Нижегородскую ярмарку товаров превышала 60% общей стоимости товаров, прибывавших в Россию.
В 1840-е годы на ярмарку ежегодно приезжало около 15 тыс. купцов, Всего в августе во время наибольшей активизации торговли собиралось до 150-200 тыс. человек.
После смерти А.А.Бетанкура (14 июля 1824 года) царским указом от 24 июля 1824 года было объявлено, что управление работами к окончательному устроению Нижегородской ярмарки было поручено полковнику Бауса", и в том же году Р.Р.Бауса вместе с архитектором А.Л.Леером на основании утвержденного плана разработал проекты новых зданий и сооружений.
В проекте намечен широкий круг инженерных мероприятий: устройство шлюза на канале, соединявшем Мещерское озеро с обводным каналом, трех шлюзов для соединения озера с Волгой, создание новой шоссейной дороги, которая должна была начинаться от моста через Оку, проходить рядом с мечетью, а также предполагалось укрепление "каменной и деревянной обделки" берега Волги на протяжении двух километров там, где находилась главная пристань, и замощение камнем всей площади ярмарки в пределах обводного канала.
В архитектурном ансамбле ярмарки существенное место отводилось колокольне, хотя в монферрановском ансамбле доминирующую роль по-прежнему выполнял Спасский собор. Проект колокольни с жилым корпусом у Спасского собора.Арх. Леер. 1825 г.
Колокольня, армянская церковь и мечеть составляли со Спасским собором целостный архитектурный ансамбль, который Лееру удалось создать благодаря согласованию пропорций отдельных их элементов.
В проект 1825 года было внесено существенное изменение, а именно: Бауса нашел, что "устроение судоходного пути от Волги к обводному каналу через Мещерское озеро оказывается совершенно бесполезным". Тем самым не был выполнен один из главных компонентов бетанкуровского замысла - вхождение судов в большой канал непосредственно к торговой зоне ярмарки. Если до 1827 года все внимание архитекторов и инженеров было сосредоточено на возведении главной части ярмарки - гостиного двора, то в 1830-е годы они стали заниматься проектированием окружавшей его территории. В 1836 году архитектор "по зданиям Нижегородского ярмарочного гостиного двора" А.Л.Леер совместно с инженером П.Д.Гетманом разработал генеральный план ярмарки и выполнил проекты нескольких зданий. Эти работы были предусмотрены в связи с посещением ярмарки в этом году императором Николаем 1, который дал распоряжение об улучшении благоустройства ее территории.
Проектом предусматривалось построение нескольких зданий, из которых наиболее значительными были пакгауз и больница. Проекты этих зданий были выполнены архитектором А.Л.Леером в 1836 году, но рассмотрение и утверждение их продолжалось в течение 1836 - 1839 годов. Эти каменные постройки представляли собой типичные образцы провинциального русского классицизма.
8 апреля 1839 года был утвержден план Нижнего Новгорода и Кунавинской слободы, выполненный первым городовым архитектором Г.И.Кизеветгером. По проекту предполагались перепланировка Нижегородского кремля как главного административного центра города и создание верхней и нижней волжских набережных с системой плошадей. Важной частью проекта являлось обеспечение удобной связи города с ярмаркой.
В 1830-е годы произошло разрушение важного инженерного сооружения ярмарки - Пырского канала. В 1834 году состояние канала было бедственным. Инженер П.Д.Готман говорил об устройстве шлюзов, что стоимость их ремонта "будет значительно превышать всю могущую производиться от них выгоду". И в 1835 году канал решено было уничтожить. Таким образом, водная система, созданная Бетанкуром, просуществовала всего десять лет. Нарушение связи Мещерского озера и обводного канала с Пырским каналом привело к тому, что "маленькая Венеция" из единой инженерной системы превратилась в два водных бассейна, которые наполнялись водой лишь в весеннее время.
Мечеть.
Фото
М.П.Дмитриева.
Конец XIX века.
В 1820-е годы ярмарка значительно повлияла на формирование прибрежной зоны Нижнего Новгорода, особенно на застройку Рождественской улицы. На ней стали строиться многочисленные каменные дома, использовавшиеся в ярмарочное время под гостиницы и трактиры. К 1840-м годам улицы получили сплошную каменную застройку, в которой выделились усадьбы Голицыных и Строгановых - крупнейших поставщиков железа на ярмарку. По оценке историка М.П.Погодина, "улица... принадлежит к числу лучших улиц не только в России, но и в Европе. Много примечательных зданий с большим вкусом".
В не меньшей степени преобразилась застройка и набережной Благовещенской слободы. Здесь также была предпринята попытка сформировать набережную, как сплошную линию двух- и трехэтажных домов.
К середине XIX века ярмарка процветала, оказывала влияние на состояние всей торговли России. Ярмарка сформировалась, как крупное торговое государственное предприятие, вполне отвечавшее требованиям городского образа жизни того времени. К этому времени был образован уникальный архитектурный ансамбль, который не имел себе равных не только в русском, но и в европейском градостроительстве XIX века.
Новая планировочная структура ярмарки в 1860-1870-е годы.
Во второй половине XIX века, в период бурного развития капитализма в России, Нижегородская ярмарка получила дальнейшее развитие. В период 1850 -1860 годов после открытия Николаевской железной дороги стоимость товаров, привозимых на ярмарку, увеличилась почти в 3 раза.
Ярмарка чутко реагировала на изменения в международной жизни. О международном признании Нижегородской ярмарки говорит тот факт, что в 1866 году ее посетило посольство США с целью укрепления торговли с Россией.
Росту
товарооборота ярмарки способствовало
развитие судоходства. В 1876 году число
паровых судов увеличилось до 500.Увеличение
привоза на ярмарку товаров обусловило
приток на нее огромного количества людей.
Так, в 1874 году на ярмарке ежедневно находилось
до 256 тыс.человек. По популярности Нижегородская
ярмарка была сравнима с крупнейшими международными
выставками. В 1850-е годы были проведены
важные градостроительные работы, улучшена
система дорог, создана регулярная застройка
вдоль набережных обводного канала и Оки.
Особое внимание уделялось набережной
Оки, вдоль которой было проложено Московское
шоссе.
Крестовоздвижнеческая часовня.
Арх. А.П.Брюллов. 1852 г. Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX в.
На ней были построены две каменные часовни - Крестовоздвиженская (1852 г.), созданная по проекту петербургского архитектора А.П.Брюллова, и Печерская (1859 г.), спроектированная нижегородским архитектором И.К.Кострюковым и возведенная на средства нижегородского купца Ф.Целованьева.
В результате пожара 1857 года восточная часть ярмарки сильно пострадала, вследствие чего для этого района в том же году был составлен проект, по которому данная территория разделялась на четкие прямоугольные кварталы. Новый каменный театр, проект которого был утвержден в 1858 году, предполагалось выстроить на большой площади и главным фасадом обратить в сторону обводного канала, а на углу площади было намечено разместить здание цирка, боковым фасадом, выходившее на Театральную улицу.
Проект цирка был выполнен в 1859 году известным петербургским архитектором В.П. Львовым. Это был один из первых проектов стационарных цирков в России.
В конце 1850-х годов была предпринята попытка архитектурно-планировочного объединения ярмарки с городом. По указу нижегородского губернатора А.Н. Муравьева в 1861 году на верхней террасе правого берега Оки была построена часовая башня, ориентированная на главную композиционную ось ярмарочного ансамбля.
В 1860 году после неоднократных пожаров был высочайше утвержден новый проект генерального плана ярмарки, выполненный губернским архитектором и инженером Р.Я.Килевейном . По новому плану вся территория ярмарки, расчленялась на четкие прямоугольные кварталы с каменной и деревянной застройкой. Ширина улиц была неодинаковой и зависела от их значимости: наибольшую ширину имели улицы, подходившие к гостиному двору и ориентированные на культовые и общественные сооружения. Самой широкой была улица, являвшаяся продолжением моста через Оку. Важным фактором развития ярмарки стало открытие 1 августа 1862 года Московско-Нижегородской железной дороги. Необходимо отметить, что при этом строительстве одним "из главнейших соображений, руководивших Правительством при утверждении этой дороги было соединение Нижегородской ярмарки и Волжского бассейна с обеими столицами". В 1860-е годы было предпринято и новое культовое строительство. В 1866 году по проекту петербургского архитектора Д.Гущина, утвержденному 17 июня 1865 года, была построена на набережной Оки напротив Главного дома самая крупная на ярмарке часовня - Макарьевская.
Макарьевская часовня. Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века.
Еще в 1858 году ярмарочное купечество изъявило желание построить новый собор в память посещения ярмарки императором Александром II. Это нашло отражение в проектном плане ярмарки 1860 года.
В 1862 году приступили к составлению проекта Александро-Невского собора, и в начале 1864 года он был передан на рассмотрение в Министерство путей сообщения. Автором проекта собора являлся выпускник института гражданских инженеров, губернский архитектор Р.Я.Килевейн. 17 августа 1865 года проект был утвержден в Синоде, но при рассмотрении его в Министерстве путей сообщения было установлено, что "при значительных размерах он (собор) не удовлетворяет условиям прочности". В ноябре проект в целом, в том числе и фасады, был переделан, но с сохранением тех же размеров. Этот переработанный проект 18 ноября 1865 года и был высочайше утвержден.
Но строительство Александро-Невского собора не было начато. Сказалось отсутствие средств для возведения столь огромного здания. В конце 1866 года разработка нового проекта не столь дорогостоящего культового здания была поручена молодому архитектору академику Л.В.Далю, приехавшему в Нижний Новгород в том же году. Л.В.Даль, занимавший должность сверхштатного техника строительного отдела, в начале 1867 года закончил свой оригинальный проект.
Информация о работе Ярмарка в XVII - первой половине XIX веков