Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:53, доклад
Возникновение религиозных верований имеет в своей основе страх первобытных людей перед грозными и непонятными явлениями природы. Вместе с тем возникновение религии около 30 тыс. лет назад связано с формированием «человека разумного», который делает первые попытки объяснить причины важных для него природных явлений.
Из громадного большинства явлений природы в религии получили отражение лишь те, от которых зависела жизнь человека.
Возникновение религиозных верований имеет в своей основе страх первобытных людей перед грозными и непонятными явлениями природы. Вместе с тем возникновение религии около 30 тыс. лет назад связано с формированием «человека разумного», который делает первые попытки объяснить причины важных для него природных явлений.
Из громадного большинства явлений природы в религии получили отражение лишь те, от которых зависела жизнь человека.
Люди понимали,
что успех на охоте определяют
умение и ловкость охотника, а
также количество животных, их
характер и особенности (
После перехода
к производящему хозяйству
Понятие религия формируется на основе более частных понятий «религиозные верования» и «религиозный культ».
Религиозный культ (лат. cultus — почитание
Древнейшими
культами являются:
Тотемизм — некогда
почти универсальная и ныне ещё существующая
религиозно-социальная система, в основании
которой лежит своеобразный культ так
называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый
Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского
племени оджибва, на языке которых totem
означает название и знак, герб клана,
а также название животного, которому
клан оказывает специальный культ. В научном
смысле, под тотемом подразумевается класс
объектов или явлений природы, которому
та или другая первобытная социальная
группа, род, племя, иногда даже каждый
отдельный пол внутри группы (Австралия),
а иногда и индивид (Сев. Америка), оказывают
специальное поклонение, с которым считают
себя родственно связанным и по имени
которого себя называют. Нет такого объекта,
который не мог бы быть тотемом, однако
наиболее распространёнными (и, по-видимому,
древними) тотемами были животные.
Основной признак тотемизма
заключается в том, что тотем считается
родоначальником данной социальной группы
и каждый индивид тотемного класса — кровным
родственником, сородичем каждого члена
группы его поклонников. Если тотемом,
например, служит ворона, то она считается
действительным прародителем данного
рода и каждая ворона — сородичем. Эта
вера в родство с тотемом не символична,
а в высшей степени реальна. Например:
Согласно традиционным представлениям,
тотемное животное сохраняет особые отношения
с этнической группой. Так, если тотем
является опасным хищником, он обязательно
должен щадить единокровный род.
Для снискания полной благосклонности
своего тотема, тотемисты употребляют
самые разнообразные средства. Прежде
всего, они стараются приблизиться к нему
внешним уподоблением. Так, у племени Омаха
мальчики рода буйвол завивают на голове
два локона волос, наподобие рогов тотема.
Торжественные пляски часто имеют целью
подражание движениям и звукам тотемного
животного.
При нахождении трупа тотемного
животного выражают соболезнование и
устраивают ему торжественные похороны.
Даже племена, допускающие употребление
в пищу тотема, стараются употреблять
его в умеренном количестве (центр. Австралия),
избегают убивать его во сне и обязательно
дают животному возможность спастись.
Тотемы, в свою очередь,
как верные сородичи, к тому же обладающие
сверхъестественными силами, оказывают
родственным по крови поклонникам покровительство,
содействуя материальному их благосостоянию,
защищая от козней земных и сверхъестественных
врагов, предупреждая об опасности (сова
на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру
в Австралии), предводительствуя на войне
и т. д.
Ведовство – это совокупность верований
и обрядов, связанных с представлениями
о вредоносном колдовстве. С этой формой
религии тесно связаны понятия «порчи»,
«сглаза» и т.п., сохранившие своё значение
до наших дней.
Условия жизни обособленных,
замкнутых в себе групп – вот та социальная
основа, на которой возникла вера во вредоносную
магию. В основе всего этого комплекса
представлений и обрядов лежит то психологическое
напряжение, которое вытекает из межплеменной
вражды. Любую болезнь, несчастный случай,
смерть, даже при наличии их очевидных
причин, приписывали колдовству врага.
Кроме того, низкий уровень знаний о медицине
также способствовал развитию представлений
о чёрной магии как единственно возможной
причине болезни. У некоторых племён эта
уверенность проявлялась в крайних формах:
один из важнейших моментов похоронных
обрядов состоял в гадании, указывающем
на виновников смерти. Кстати, отражения подобных
представлений в сознании человека видны
в европейском средневековье, когда во
время междоусобных воин появление эпидемий,
неурожаи и тому подобные несчастья нередко
приписывались чёрной магии, которую использовал
противник.
Со временем в племени выделялись
люди, которым приписывали способности
к вредоносному колдовству, однако колдуны,
в отличие от знахарей-врачевателей, встречались
довольно редко. Постепенно представления
о ведовстве смешиваются с представлениями
о других видах магии, функции чёрного
колдуна объединяются с функциями знахаря-врачевателя,
предсказателя погоды и т.д. Но, так как
межплеменная рознь оказывается устойчивой
и сохраняется, хотя и в видоизменённом
виде, сохраняются и возникшие на этой
почве религиозно-магические представления.
На основе ведовства
формируется вера в злых духов. Представления
о духах-вредителях были распространены
довольно широко. Однако у многих народов
они были очень абстрактны, размыты, поэтому
постепенно представления о губительной
силе трансформировались в представления
о сверхъестественной силе вообще, которая
включала в себя и целебную силу. Также
с ведовством тесно связано развитие представлений
человека о душе, способной отделиться
от тела и существовать самостоятельной
субстанцией, так как наличие души объясняло
способность злых духов проникать в человека
и вызывать болезни, обмороки, нарушение
психики, кроме того было распространено
представление о возможности похищения
души.
Знахарство – это совокупность верований и обрядов, связанных с врачевательством. Очевидно, что основу магического врачевания составляет народная медицина. Однако, из-за недостатка знаний в области медицины, беззащитности перед внутренними заболеваниями, на почве народной медицины появились магические представления о врачевании, частично видоизменившие саму практику врачевания и породившие приёмы лечебного колдовства. Знахарство как форма религии представляет собой характерный комплекс следующих элементов: выделение в общине знахарей - врачевателей, знакомых со средствами народной медицины, смешение этих средств с лечебной магией (заклинания, заговоры, использование магических кристаллов и т.п.).
На основе знахарства
возникает вера в духов и богов-целителей.
Эти образы являются олицетворением магических
приёмов знахаря.
Особенности представлений
о целительной силе у различных племён
проявлялись обычно в разных приёмах лечебной
магии: в африканских племенах важную
роль в обрядах врачевания играла вербальная
составляющая (заговоры, заклинания), тогда
как у других племён она обычно уходила
на задний план; в австралийских племенах
важную роль играли снадобья и мази, призванные
успокоить духа болезни или почтить бога-целителя.
Погребальный
культ.
Под этим термином принято
обозначать совокупность религиозных
обрядов, относящихся к умершим, и связанные
с этими обрядами верования. Погребальный
культ широко распространён, он занимает
более или менее видное место во всех религиях,
от самых примитивных до наиболее сложных.
Корни погребального
культа лежат в первоначальных биологических
инстинктах: стремление отдалить от себя
тело умершего и в то же время сохранить
связь с ним.
С погребальным культом связаны
разнообразные обряды. Можно выделить
несколько основных мотиваций их появления:
естественное выражение скорби (посмертный
траур, погребальная трапеза), забота об
успокоении и благополучии духа умершего
(погребальные дары, жертвоприношения),
стремление сохранить лучшие качества
умершего в мире живых (частичный каннибализм,
поминания), стремление оберечь себя от
гнева духа умершего (влияние представлений
о вредоносной магии).
Параллельно с развитием
погребальных обрядов появляются представления
о духе умершего, которые постепенно смешиваются
с понятиями о душе человека. Развитие
представлений о духах умерших находилось
под сильнейшим влиянием мотивов социального
характера. Погребальная практика и отношение
к умершим определяются в очень сильной
степени их социальным положением при
жизни, что отражает в себе элементы общественной
дифференциации. Постепенно погребальный
культ частично сплетается с культом вождей
и царей. В этих случаях неумеренное развитие
получает обычай погребального жертвоприношения:
в могилу к умершим правителям клали не
только множество оружия, украшений, запасов
пищи, но и тела его рабов и жён.
На почве погребального
культа развилось также представление
о загробной жизни и потустороннем мире
умерших. У многих народов распространена
вера в перевоплощение человека – превращение
его в какое-либо животное, реже растение
(некоторые племена Африки, Австралии,
Океании), возрождение в новом человеческом
теле (эскимосы, алгонские племена, такулли,
нутка). Эта идея переселения душ вошла
впоследствии в некоторые сложные религиозно-философские
системы, например, в Индии она составляет
один из основных догматов брахманизма
– индуизма и легла в основу буддийского
учения. Представление же о загробном
мире значительно более распространено
у большинства народов земного шара. Сильно
разнятся представления о местопребывании
мира душ. Наиболее отсталые народы помещают
его в одну из сторон света, другие представляют
его под водой, на небесах, но наиболее
распространено представление о подземном
мире душ. Часто присутствуют представления
о различности судеб умерших в зависимости
от их материального состояния, происхождения
или социального положения, то есть потусторонний
мир является продолжением земного, а
значит социальные связи в нём сохраняются.
Результатом
культовой деятельности является, прежде
всего, удовлетворение религиозных потребностей,
оживление религиозного сознания. В сознании
верующих с помощью культовых действий
воспроизводятся религиозные образы,
символы, мифы, возбуждаются соответствующие
эмоции. Культ может стать фактором динамики
психологических состояний верующих:
совершается переход от состояния подавленности
(беспокойства, неудовлетворенности, внутренней
разорванности, скорби, тоски) к состоянию
облегчения (удовлетворенности, успокоенности,
гармонии, радости, прилива сил). В культовой
деятельности происходит реальное общение
верующих друг с другом, она является средством
сплочения религиозной группы. Во время
отправления культа удовлетворяются и
эстетические потребности. Икона, обладающая
художественными достоинствами, архитектура
и убранство храма, чтение молитв и псалмов
— все это может доставлять эстетическое
наслаждение.