Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:57, доклад
В рабство стали обращаться не только пленные. Рабство, возникшее еще в недрах первобытного общества, в ведическую эпоху, особенно в поздний период, претерпело существенные изменения и обрело законченную форму. Рабом мог стать любой член общества. Продажа свободных в рабство была уже обычным явлением, человек мог не только стать собственником другого человека, но и сделать его объектом купли-продажи.
Возникновение рабовладельческих отношений в Индии
Во II тыс. до н. э. заканчивается процесс расселения индоиранских племен.
После расселения ариев в долине Ганга, здесь создались необходимые предпосылки для возникновения классического индийского рабовладельческого государства. Ведийские предания помогают воспроизвести картину развития арийского общества. Усовершенствование орудий производства увеличило количество продуктов и богатств, усилило обмен между племенами, а это в свою очередь привело к возникновению и закреплению разделения труда и возникновению имущественного неравенства. Уже в поздних частях Вед идет деление людей на «лучших» и «скверных». К первым относились люди царского рода (кшатрии) и потомки жрецов (брахманы), ко вторым — (дасью), чужаки, враги. Несомненно, происхождение этого термина указывает на то, что первыми рабами были военнопленные и покоренное население; на раннем этапе рабство носило патриархальный характер. Рабы работали вместе с членами семьи и под бдительным надзором домохозяина (гриханати). Однако с развитием обмена и ростом товарного производства растет число рабов. Их используют на самых тяжелых работах — на полях, в рудниках, в ремесленных мастерских и т. п. Рабство утратило патриархальность и превратилось в жестокую тиранию для одних и источник постоянной наживы для других. Во многих ведических текстах говорится об удовольствиях и благополучии, которые нес труд рабов их владельцу, говорится о множестве рабов у одного лица, рабы рассматриваются как часть имущества, а владение тем или иным количеством рабов, свидетельствовало о богатстве их владельца.
В рабство стали обращаться не только пленные. Рабство, возникшее еще в недрах первобытного общества, в ведическую эпоху, особенно в поздний период, претерпело существенные изменения и обрело законченную форму. Рабом мог стать любой член общества. Продажа свободных в рабство была уже обычным явлением, человек мог не только стать собственником другого человека, но и сделать его объектом купли-продажи.
Положение рабов
можно охарактеризовать рядом наиболее
общих черт. Среди них ведущей
является отсутствие права на свою
личность, последствием чего было отсутствие
свободы передвижения. В некоторых
источниках среди домашних животных
назван человек, по-видимому, этим подчеркнуто
отношение собственности
Рабы обладали залоговой ценностью. Рабыня, попадая в качестве залога, своим потомством оплачивала проценты по условиям залога. Неправоспособность раба в суде и при заключении хозяйственных сделок была нормой древнеиндийских обществ.
О торговле рабами как разновидности торговли движимым имуществом говорят многие документы. Рабы, именовавшиеся двуногими (двипада), продавались на условиях, устанавливаемых государством, оно же следило за соблюдением правильности сделок с учетом всех параметров и изъянов товара.
Спрос на рабов был высоким и по ряду причин историческая традиция не сохранила указания на цену. Однако можно говорить, что на спрос влияла выгодность применения рабского труда, наличие различных категорий рабов на рынке, вкусы рабовладельцев и другие причины. Согласно фактам, раба оценивали на четверть суммы больше, чем лошадь, в два с половиной раза больше, чем буйвола или корову, в двадцать раз больше, чем овцу или козу. На раба распространялись все права на наследование недвижимости, потомство раба принадлежало владельцу. Раб лишен любой собственности.
Доля труда рабов
в экономике древней Индии
была значительной, особенно это касается
крупных хозяйств; в том числе
царских земель. Рабы упоминаются
почти в каждом случае дележа наследства,
описании собственности хозяев и
в целом общины. Крупные хозяйства
с их высокой долей рабского труда
давали основной продукт в экономической
структуре, определяли интенсивность
товарообмена, формировали отношения
в среде имущего класса. Это
касалось упорядочения отношений между
царем, знатью и жречеством, то есть
хозяйственные отношения с
В земледелии с началом
сельскохозяйственных работ рабскому
труду сопутствовало
Знатные дома обслуживались
рабами, имевшими профессии поваров,
массажистов, водоносов, певцов и актеров.
Гаремная прислуга, банщики, носильщики
паланкинов также относились к этой
категории работников. Слуги сопровождали
хозяина в поездках, на войне, на
стезе отшельничества и этим подчеркивали
общественное положение хозяина-
От изменения состояния в обществе, от происходивших стихийных бедствий и войн увеличивался приток рабов различных категорий. Продажа себя и своего родственника в рабство каралась изгнанием из касты. Иногда это позволялось, но только на оговоренный срок. Еще один путь — долговое рабство. В рабство попадали совершившие правонарушения и преступления. Мало упоминаемый путь в рабство — это похищение с целью превратить человека в раба. Это действие считалось государственным преступлением и наказывалось смертной казнью.
Информация о работе Возникновение рабовладельческих отношений в Индии