Возникновение и сущность христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии.

Содержание

1. Возникновение христианства.

2. Распространение христианства.

3. Сущность христианства.

4. Христианство и культура.

Работа содержит 1 файл

реферат культура прав.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

 

 Христианский Бог  - это надмирный Дух, свободно  творящий не только природу, но и человека. При этом человек лишь отчасти принадлежит природе, он прежде всего выступает как личность, т. е. сверхприродное «я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Личность есть образ Божий в человеке. Иными словами в человеке есть что-то божественное, но это «что-то» - не природная сила, а способность быть личностью. Таким образом христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы. Правда, способ осмысления и практической реализации этого духовного открытия был весьма различен на различных стадиях развития христианской культуры.

                         

                                      4. Христианство и культура.

 

     Христианство  сыграло двойственную роль в развитии европейской культуры.  [2, с.162]   С одной стороны, великое наследие греко-римского античного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятники античной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. С другой стороны христианство оказало большое влияние на становление европейской культуры. Корни богатой культурой Европы - в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных подвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на духовную культуру. [4, с.198] Христианская религия выступает как мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности.

     Библия, библейские  образы и сюжеты на протяжении  веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа освобожденного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество – церковная архитектура, - было призвано прославлять величие бога и церкви. Музыка в католическом храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могла не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия (“тяжел крест”, “путь на Голгофу”, царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии

на том свете формировали  в народах представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, царящих на земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после страшного суда и второго пришествия Христа, а до этого приходилось терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Словом, на протяжении многих веков, даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения литературы - все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви.

     Влияние  церкви на традиции, культуру  и быт народов Европы было  различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. На западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчек светскому развитию, на востоке же слияние православной церкви с государством создало более мощную систему незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции, сломать которую оказалось много сложнее. И это различие в немалой степени обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции стран

и народов Европы.

   

                4.1. Влияние христианства на культуру Руси.

 

     На Руси  христианство способствовало появлению  и развитию топологической общности храмовой архитектуры, монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки. Русские города стали украшаться храмами и другими монументальными зданиями - крепостями, княжескими палатами и т.д., жилища граждан и крестьян - предметами прикладного народного искусства. Особенное значение в средневековой русской культуре (как и в западной) приобрело строительство храмов, которые становились центрами культурной и интеллектуальной жизни. Одним из самых знаменитых архитектурных сооружений стал величественный киевский собор Св.

Софии. Храм воплощает  собой устремленность человека к  богу. Купол храма

олицетворяет молитвенное  горение к небесам, способ приобщения к божественному. [5, с.98-100]

     Храмовая  культура способствовала также  развитию монументальной живописи  и иконописи. Были созданы региональные художественные школы в Киеве, Новгороде, Ярославле, Ростове Великом. Церкви расписываются с помощью образцов - канонов, они назывались “таблетками”, а позднее “прописями”.

     Христианизация  Руси во многом способствовала  возникновению русской философии. Через христианство русская философия смогла, не утратив своей уникальности, приобщиться к философской традиции Византии и через нее - к античной философии. Митрополит Илларион стал основателем “исторического богословия” – продуктивного и жизненного философского направления. Первая попытка осмыслить человеческое существование как целостность, в единстве личной, семейной и государственной жизни, принадлежит великому русскому князю Владимиру Мономаху. Он создал

“практическую философию”, в которой наряду с глубокими  философскими прозрениями давал практические советы и разрабатывал этические нормы.

              

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы :

                   

     1.  Кудрявцев  В.В. Лекции по истории религии  и свободомыслия.

     Учебное   пособие. М., 1997.

     2.  Поликарпов  В.С. История религий. Лекции  и хрестоматия. М.,

     1997.

     3.  Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и

     современные религии  . Курс лекций. М., 1996.

     4.  Культурология.  Учебное пособие. Под ред. Драч  Г.В. Ростов-на-

     Дону, 1995.

     5. Чернокозов А.И.  История мировой культуры. Учебное  пособие.

     Ростов-на-Дону, 1997.

 

 

 

 

 


Информация о работе Возникновение и сущность христианства