Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:15, реферат
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии.
1. Возникновение христианства.
2. Распространение христианства.
3. Сущность христианства.
4. Христианство и культура.
Христианский Бог - это надмирный Дух, свободно творящий не только природу, но и человека. При этом человек лишь отчасти принадлежит природе, он прежде всего выступает как личность, т. е. сверхприродное «я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Личность есть образ Божий в человеке. Иными словами в человеке есть что-то божественное, но это «что-то» - не природная сила, а способность быть личностью. Таким образом христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы. Правда, способ осмысления и практической реализации этого духовного открытия был весьма различен на различных стадиях развития христианской культуры.
Христианство сыграло двойственную роль в развитии европейской культуры. [2, с.162] С одной стороны, великое наследие греко-римского античного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятники античной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. С другой стороны христианство оказало большое влияние на становление европейской культуры. Корни богатой культурой Европы - в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных подвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на духовную культуру. [4, с.198] Христианская религия выступает как мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности.
Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа освобожденного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество – церковная архитектура, - было призвано прославлять величие бога и церкви. Музыка в католическом храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могла не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия (“тяжел крест”, “путь на Голгофу”, царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии
на том свете формировали в народах представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, царящих на земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после страшного суда и второго пришествия Христа, а до этого приходилось терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Словом, на протяжении многих веков, даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения литературы - все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви.
Влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы было различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. На западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчек светскому развитию, на востоке же слияние православной церкви с государством создало более мощную систему незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции, сломать которую оказалось много сложнее. И это различие в немалой степени обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции стран
и народов Европы.
4.1. Влияние христианства на культуру Руси.
На Руси
христианство способствовало
Софии. Храм воплощает собой устремленность человека к богу. Купол храма
олицетворяет молитвенное горение к небесам, способ приобщения к божественному. [5, с.98-100]
Храмовая
культура способствовала также
развитию монументальной
Христианизация
Руси во многом способствовала
возникновению русской
“практическую философию”, в которой наряду с глубокими философскими прозрениями давал практические советы и разрабатывал этические нормы.
Список литературы :
1. Кудрявцев
В.В. Лекции по истории
Учебное пособие. М., 1997.
2. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М.,
1997.
3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и
современные религии . Курс лекций. М., 1996.
4. Культурология.
Учебное пособие. Под ред.
Дону, 1995.
5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Учебное пособие.
Ростов-на-Дону, 1997.