Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:57, контрольная работа
В представлении европейца давно сложился образ «страны восходящего солнца». При слове «Япония» в воображении живо всплывают красота японских девушек, виртуозные па мастеров карате, плюс Фудзияма, цветущая сакура, икебана, нецке, Сад камней, саке и древнейшая императорская династия. Об исторических событиях минувшей эпохи напоминают многочисленные архитектурные сооружения тех времен: замки, буддистские храмы Киото, Нара и др. Все это будет Японией.
3.Философия и религия
3.1 Синтоизм
Реконструкция
раннего синтоизма весьма затруднена
поздними наслоениями. Так называемые
камбундзэнсё - три основные книги: «Кудзики»
(620 г.), «Кодзики» (712 г.) и «Нихонги» (720 г.),
а также 10 первых томов из 50-томной «Энгисики»
(«Книги церемоний и нравов», 927 г.), которые
считаются основным источником синтоистского
мировоззрения (истории синто, его догматики
и ритуала), - на самом деле далеки от первоначального
синтоизма 5 - 6 вв. н. э. Кстати, само название
«синто» появляется позднее, после распространения
буддизма в Японии и в противовес ему.
Начиная с конца
6 в. синтоизм подвергается сильному влиянию
корейской и китайской идеологии: конфуцианства,
даосизма (в меньшей степени) и, особенно
широко, буддизма. Названные выше классические
священные книги, особенно «Нихонги» и
«Энгисики» - источники синто, - также не
избежали этого. (Более того,
«Нихонги» подражает по манере и стилю
изложения материала сочинению знаменитого
китайского историка Сыма Цяня, а также
династийной истории Хань
- Хань-шу.) Содержащиеся в них синтоистские
мифы и предания были интерпретированы
в соответствии с китайскими канонами
и традициями. Тем не менее в этих сочинениях
присутствует стойкая традиция, уходящая
корнями в протояпонскую культуру бронзового
века. Особый интерес представляют
«Кодзики» и «Энгисики» (вернее, синтоистские
молитвословия норито, включённые в них).
Несмотря на сильное влияние иноземной
культуры в период записи «Кодзики», всё
сочинение в целом свидетельствует о том,
что местная традиция живёт и укрепляется,
воплотившись в синтоистском мировоззрении.
Мифология ранних архаических пластов
синтоизма сохраняется в «Кодзики»,
«Фудоки» и даже в «Нихонги» и позволяет
выявить и на столь поздней стадии циклизации
развитой анимизм и ещё более ранние архаический
фетишизм и тотемизм.
3.2 Буддизм
Буддизм проникает
в Японию вместе с китайской письменностью
примерно на рубеже 4 и 5 вв. в период
активного вмешательства Ямато в
войну между корейским государством Пэкче,
на стороне которого выступала Япония,
и
Когурё. К этому времени японцы захватили
на юге Корейского полуострова территорию
Мимана и превратили её всю во владения
царя Ямато - миякэ.
Проповедь буддизма пользовалась успехом
среди могущественной аристократии, особенно
среди окружения царя после завоевания
Мимана, когда значительно усилился приток
иммигрантов из Кореи. Вообще захват корейской
провинции несомненно способствовал синтезу
феодализма в Ямато. Поэтому буддийских
миссионеров, деятельность которых весьма
значительно возросла после 2 (или
4) собора в Кушанском царстве, ожидали
благоприятные условия. Род Сога, составляющий
ближайшее окружение царя (в 4 в. установилась
традиция, по которой царь должен был жениться
на женщинах из рода Сога), одним из первых
принял буддизм, видя в нём опору в борьбе
за власть. В 552 г., за десять лет до того,
как третье из корейских феодальных государств
Силла, усилившись, отвоевало у Японии
Мимана и заставило японцев покинуть полуостров,
из Пэкче, искавшего у Ямато помощи против
Силла, было отправлено ко двору сумэраги
пышное посольство. Среди прочих даров
в Японию была привезена бронзовая скульптура
Будды и несколько свитков сутр, которые
сначала были приняты очень благосклонно.
Сога даже поместили бронзового
Будду в синтоистский храм. Но вскоре против
Сога выступили Накатоми при поддержке
Мононобэ. Борьба особенно обострилась
после потери Мимана.
Воспользовавшись волнениями, которые
начались в связи с поражением в Корее,
Мононобэ и Накатоми объявили, что разгневанные
синтоистские божества требуют возмездия,
и сбросили Будду в воды канала Нанива.
Однако победа противников буддизма оказалась
непрочной. Во время вспышки моровой язвы
Сога с помощью Буддийских монахов сумели
склонить царя на сторону Буддизма, и глава
рода Сога, Умако, получил разрешение возобновить
культ Будды и начал строить небольшие
буддийские храмы. Мононобэ продолжали
ожесточённую борьбу, но в 587 г. Умако Сога
окончательно разгромил Мононобэ и Накатоми
и возвёл на престол своего ставленника
Судзин, принявшего буддизм. К концу
6в. влияние буддизма и Сога при дворе и
среди знати настолько возросло, что высшее
синтоистское жречество и светская знать,
его поддерживающая, оказались оттеснёнными
на задний план. После того как в 593 г. При
поддержке Сога регентом-тайси стал Умаядо
(Сётоку-Тайси), началось усиленное внедрение
иноземной культуры и буддизма (преимущественно
махаянистской его ветви), и дальнейшее
развитие японской государственности
совершается под знаком крепнущего влияния
буддизма. Хотя позднее, в 7 в., союз Сумэраги
и Накатоми, направленный против прежнего
оплота буддизма -
Сога, способствовал появлению в Японии
и известным успехам конфуцианства, но
это не помешало установлению хороших
отношений между императорским домом
и монастырями. С момента введения буддизма
в Японию в этой стране возникло первоначально
8 сект. Учение всех этих сект проникло
из Китая и Кореи.
Секта Дзёдзицу была создана в 625 г. буддийским
монахом Экканом, прибывшим в Японию из
Кореи. Тем же монахом была также создана
в 625 г. другая буддийская секта Санрон
или Санронсю. В 660 г. (по другим источникам
в 653 г.) проповедник Досё по возвращении
из Кореи, где он учился, основал третью
буддийскую секту Хоссосю. В том же году
буддийский проповедник Тицу по возвращении
из Китая основал в Японии четвёртую секту
Кусасю. В 739 г. китайскими буддистами,
прибывшими в Японию, была основана пятая
секта
Кэнгосю. В 754 г. китайским же проповедником
здесь была основана шестая буддийская
секта Рицу или Риссю. В 806 г. буддист Сайтё
(или Дэнгё Дайси) по возвращении из Китая
основал на горе Хиэи близ Киото седьмую
секту
Тэндайсю, а Кукаи (или Кобо Даиси) в том
же году основал на горе Коя восьмую секту
Сингон. Впоследствии возникли новые секты,
игравшие особенно активную роль в политической
жизни страны.
3.3 Конфуцианство
Можно предполагать,
что первое знакомство японцев с
конфуцианством состоялось в 5 - 6 вв., хотя
японская историография - без приведения
каких- либо документированных
«Цянь-цзы-вэнь» («Тысяча иероглифов»).
Эта версия о раннем знакомстве японцев
с конфуцианством основывается на мифах
и преданиях, изложенных в первых канонических
книгах «Кодзаки» и «Нихонги», составленных
в начале 7 в. Советский востоковед Я. Б.
Радуль-Затуловский на основе китайских
источников отмечает, что книга «Цянь-цзы-вэнь»,
хотя и была составлена для семьи китайского
императора У-ди в 3 в., но распространение
в Китае получила лишь в 6 в., следовательно,
и в Японию она могла попасть не раньше
этого времени. Знакомство японцев с конфуцианством
в 6 в. подтверждается фактом направления
в 609 г. японской миссии в Китай для обучения,
в составе которой находился потомок императора
Одзин Минабутино Сёан и Такамуку
Куромаро, ставшие впоследствии видными
проповедниками конфуцианства. Но, независимо
от достоверности той или другой даты
знакомства японцев с учением выдающегося
философа-моралиста древнего Китая Конфуция,
это учение несомненно легло в основу
мировоззрения правящей верхушки Японии
в период становления японского государства.
Многие видные японские учёные утверждают,
что конфуцианство в Японии достигло несравненно
бoльшего развития, нежели в Китае, и что
только в Японии это учение по-настоящему
раскрыто и в сочетании с учениями «ямато-дамасии»
(«дух Японии») и «бусидо»
(«самурайский дух») составили основу
«идеальной национальной культуры».
Конфуцианцы были первыми составителями
японских «династийных летописей» и играли
важную роль в создании чиновничьего аппарата
при японских императорах. Они ведали
строительством храмов, государственных
складов, вели учёт, выполняли обязанности
советников и писцов, причём бoльшую, наиболее
подготовленную часть их составляли китайцы
и корейцы. Более достоверные данные о
распространении в Японии конфуцианства,
а вместе с ним и других видов китайской
культуры относятся к началу 7 в. С этого
времени знание китайского языка, овладение
конфуцианскими догмами становятся обязательными
признаками благородного, аристократического
воспитания
(особенно широкое распространение китайский
язык получил в науке. Накамура
Хадзимэ в своей работе «Пути идей народов
Востока. Индия, Китай, Тибет,
Япония», изданной в 1964 г. в Гонолулу, отмечает:
«В мире науки наиболее образованные японцы
в древние времена - буддийские монахи
и учёные- конфуцианцы - публиковали свои
работы на китайском языке...» Однако при
этом Накамура отмечает, что «японцы часто
неправильно толковали оригинальные китайские
тексты. Это неправильное толкование источников,
передающих китайские идеи, представляет
собой одно из наиболее значительных явлений
в истории японской мысли»). При императоре
Тэндзи (662 - 670 гг.) было создано первое
государственное учебное заведение, возглавляемое
учёным- конфуцианцем, выходцем из Кореи,
а при императоре Тэмму (673 - 686 гг.) это училище
было преобразовано в «императорскую
школу», ставшую основным центром распространения
конфуцианства и китайской культуры. Конфуцианство
как господствующая идеология японской
аристократии открывало широкую дорогу
для распространения всей системы китайской
культуры. Особенностью японского конфуцианства
явилось то, что оно было достоянием лишь
высших аристократических кругов японского
общества, оставаясь недоступным для широких
народных масс. Конфуцианство встречало
также противодействие и со стороны японских
феодалов, поскольку основные принципы
этого учения, предусматривающие утверждение
власти императора, находились в противоречии
с их сепаратистскими устремлениями и
лишали их морального права вести междоусобную
войну за государственную власть в стране.
Большую поддержку японских феодалов
получил буддизм, проникший в Японию в
6 в. н. э.
Проповедь буддизма об отречении от «бренной
мирской суеты» для достижения нирваны,
открывающей путь к превращению человека
в Будду, давала феодалам действенное
идеологическое оружие для поддержания
господства над народными массами. В то
же время буддийское учение ставило всех
людей, исповедующих его, в равное положение
перед Буддой и, следовательно, в отличие
от конфуцианских канонов каждый из феодалов
мог претендовать на равные с императором
права на власть над народом. По мере распространения
буддизма и использования его в борьбе
за установление господства одного наиболее
могущественного феодального рода, фактически
узурпирующего императорскую власть в
стране, японские проповедники буддизма
стали искать пути устранения противоречий
с конфуцианством по центральному политическому
пункту - отношение подданных к императору.
Они утверждали, что махаянистское направление
буддизма, получившее наибольшее распространение
в
Японии, не отрицает основные конфуцианские
принципы государственного и общественного
устройства жизни в течение всего времени,
пока «не восторжествует царство Будды».
В буддийских школах существовали правила
для учащихся, согласно которым монах
должен соединять религиозную преданность
бодхисаттве с конфуцианским служением
государству и обществу.
Процесс приспособления
конфуцианства и буддизма к японским
условиям жизни ускорялся по мере
вытеснения китайских и корейских
проповедников и сосредоточения
руководства храмами и
4. Письменность
Иероглиф –
греческое слово (hieroglyphoi), буквально
оно означает
«священные письмена». Вот какое объяснение
этого слова можно найти в словарях: «…фигурные
знаки (преимущественно древнеегипетского
письмена), известные с 4-го тысячелетия
до н.э.; оьозначают целые понятия или отдельные
слоги и звуки речи; название «иероглиф»
первоночально обозначало
«священные, высеченные на камне письмена»…».
Ничего общего
со «священными письменами» или
«идеограммами» японские
«иероглифы» не имеют. Подобное название
является в известной мере исторической
случайностью.
Официальная японская
историография, основывающаяся на мифах
и преданиях «Кодзики» и «Нихонги»,
утверждает, что распространение китайской
иероглифической письменности в Японии
тесно связано с конфуцианством, хотя
знакомство с китайской письменностью,
как это подтверждается некоторыми историческими
памятниками, произошло на рубеже новой
эры. Так, в японском музее (Сигонасима
в преф. Фукуока) хранится золотая печать,
которая была переслана в 57 г. китайским
императором поздней династии Хань королю
японского королевства Ва; в центре печати
имеются китайские иероглифы.
Применение японцами китайской иероглифической
письменности относится к 4 -
5 вв.: в имперских коллекциях Японии хранится
бронзовое зеркало японской работы с иероглифическими
надписями, найденное в деревне Каваи,
Нарской префектуры, относящееся к 4 - 5
вв. Около 400 г. из Пэкче было отправлено
в
Японию специальное посольство. В его
состав входили два китайских учёных корейского
происхождения, названные в «Нихонги»
Акити и Вани. Они привезли с собой свитки
на китайском и корейском языках. По традиции
этот момент считается началом введения
китайской письменности в Японии. Однако
в 5 в. письменность была ещё достоянием
очень немногих и только в конце 5 - начале
6 в., когда китайское письмо было приспособлено
к японскому языку, получила практическое
применение. Во время правления Сётоку-Тайси
в 607 г. из Ямато в Китай (ко двору Суй) во
главе большого посольства был отправлен
Оно-но
Имоко. В 608 г. Он возвратился в сопровождении
китайского посла. Власть
Сётоку-Тайси достигла зенита. При дворе
начинают вести летопись на китайском
языке. По преданию, в 620 г. Были завершены
два исторических сочинения, приписываемые
Сётоку-Тайси, - «Тэнно-ки» («Летопись царей»)
и
«Коку-ки» («Летопись государства»). Целый
штат монахов (корейцев, китайцев, японцев)
был занят перепиской буддийских сутр
и китайских комментариев к ним. Свитки
украшались живописью руками опытных
мастеров. При Сётоку-Тайси происходит
усиленная иммиграция корейских и китайских
монахов- проповедников, учёных, художников,
музыкантов, ремесленников.
Слово, которым
в японском языке называют иероглифы
– «кадзини»
(kanji), происходит от имени китайской династии
Хань, в Китае иероглифом
«хань» обозначают и династию Хань, и сам
Китай, а китайские иероглифы называются
«ханьцзы».
Заимствование иероглифов привело к тому, что каждый иероглиф, помимо японского чтения (кунного) чтения имеет ещё и китайское название (онное чтение), иногда даже несколько. Это сильно усложняет изучение языка даже самими японцами.
Вместе с иероглифами японцы заимствовали из китайского языка огромное количество слов, приспособив их к фонетическому строю своего языка. Но китайский и японский языки существенно отличаются друг от друга, не только фонетикой но и грамматикой, поэтому возникла необходимость создать менее громоздкие знаки для записи служебных слов и изменяемых частей слова. Для этой цели около тысячи лет назад были созданы две слоговые азбуки – хирагана и катакана, объединённые общим названием «кана». Слоговые – потому что каждый символ каны отображает звучание одного слога. Всего основных слогов (а, соответственно и основных знаков каждой азбуки) 46.
Система японского
письма называется «кандзи – как – мадзири
– бун», то есть «письмо иероглифами с
примесью азбуки».
5. Законодательство
В 604 г. в Японии
введён китайский календарь. В том
же 604 г. провозглашён так называемый
«Закон 17 статей». Собственно говоря, этот
закон ещё не представлял собой
свода действующего законодательства.
Скорее, это был весьма авторитетный
сборник поучений в добродетели,
составленный, по-видимому, учёными, принадлежавшими
к китайской богословской школе.
Крайне тенденциозный, как и все сочинения
такого рода, «Закон 17 статей» помимо буддизма
отмечен также серьёзным влиянием конфуцианства,
вместе с которым в арсенале японской
учёности появляются также и элементы
даосизма.
Изложенные довольно бессистемно, морально-этические
поучения, заключённые в сборнике, могут
служить рекомендацией к применению норм
обычного права, которое существовало
в это время и служило основой для судопроизводства.
Впоследствии в 8 и особенно в 10-13 вв., когда
правовые нормы были систематизированы
и записаны в полном соответствии с феодальной
юрисдикцией, составители различных кодексов
и философско-юридических трактатов любили
ссылаться на «Закон 17 статей». В 645 г. Накатоми
Каматари со своими сподвижниками нанёс
решительное поражение в вооружённой
борьбе господствовавшему в течение долгого
времени роду Сога. Чтобы закрепить плоды
своей победы, он с бoльшей определённостью
проводит реформы по централизации управления
на китайский манер. Наряду с китаизацией
руководящего центра, построением императорского
двора со всеми китайскими атрибутами,
были ликвидированы юридические остатки
родового строя, уничтожен целый ряд институтов,
не соответствовавших новому положению.
Переворот Тайка послужил началом новой
эры японской истории. Для понимания того,
что стал делать победивший в окончательной
борьбе царский дом, необходимо учитывать
ту огромную роль, которую сыграла во всём
этом китайская цивилизация. Заносимая
корейскими и китайскими переселенцами,
она сосредоточилась главным образом
в пределах наиболее могущественных родов,
из которых сильнейшим был царский. Эта
цивилизация принадлежала государству,
далеко опередившему в своём историческом
развитии Японию, в частности, давно перешедшему
к феодализму. В 7 в. китайский государственный
строй характеризуется сильнейшим укреплением
государственной власти, с давних пор
- ещё с 5 в., со времени Северной Вэй (а может
быть и ещё раньше
- со времён Западной Цзинь - 3 в.), ведшей
ожесточённую борьбу с местными феодалами.
Короли северновэйского царства (386 - 577
гг.), Сев. Ци (550 -
577 гг.), Сев. Чжоу (557 - 580 гг.), а также объединители
Китая - императоры династии Суй (581 - 618
гг.) и затем - Тан (618 - 919 гг.) пришли к власти
именно путём подчинения себе этих феодалов
и захвата основных богатств и экономических
ресурсов страны. Это было сделано в форме
экспроприации всех феодальных владений,
изъятия из-под власти местных феодалов
земледельческого населения страны, а
отсюда следовательно и доходов от него,
и введения вместо этого системы равных
для всех земельных наделов (цзюнь-тянь).
Этим путём не только подрывалось экономическое
значение местных феодалов; этим способом
императоры захватывали в свои руки в
форме налога с наделов доходы всей страны,
т. е. обращали эксплуатацию крестьянства
в свою пользу. На этой почве выросла и
политическая идеология, проникнутая
духом централизма и абсолютизма верховной
власти, и естественно, что эта идеология
поддерживалась японскими царями и способствовала
оформлению их тенденций в определённую
политическую систему в духе китайского
абсолютизма. В 645 г. была проведена предварительная
перепись земель и населения и отдельно
буддийских монахов и монахинь. За образец
была принята система танского государства.
В первой луне 646 г. был провозглашён царский
указ о проведении реформы кайсин-но тё,
которая по названию годов правления получила
наименование Тайка (Великая реформа);
окончательное оформление эта реформа
получила в кодексе законов «Тайхорё»
(701 г.). В 8-й луне того же 646 г. новый указ
объявлял уже о раздаче земельных участков.
В числе мер, обозначенных реформой кайсин-но
тё, значилась также отмена всех старых
податей и повинностей и вводилась новая
система обложения (по образцу танской
системы). Одновременно столица государства
из Асука была перенесена в Тоёсаки, в
устье реки Ёдо. Тоёсаки оставалась столицей
до 710 г. В новую столицу во множестве стали
переселяться китайские и корейские иммигранты,
буддийские монахи, учёные, ремесленники.
Столичная культура китаизируется, чему
немало способствовали поездки японцев
в Китай на весьма длительный срок. Так,
члены посольства, отправленного Сётоку-Тайси
в 607 г., возвратились на родину спустя
30 лет, обогащённые китайской наукой. За
это время, и особенно вскоре после начала
проведения реформы, неоднократно снаряжались
посольства к танскому двору.
6. Искусство
6.1 Архитектура
По преданию,
первый буддийский храм был построен
в 552 г. в честь изображения Будды,
привезённого из корейского государства
Кудара (Пэкче).
Вскоре противники буддизма из родов Мононобэ
и Накатоми сожгли храм, а статую Будды
сбросили в воды канала Нанива. В результате
ожесточённой борьбы этих двух родов с
родом Сога, выступавшим в поддержку буддизма,
последний победил и строительство буддийских
храмов возобновилось. К 640 г., по свидетельству
«Нихонги», было построено уже 46 храмов.
Но почти все они ещё в древности погибли
от огня. Счастливым исключением является
только знаменитый монастырь Хорюдзи,
главные строения которого, датируемые
7 в.: кондо - Золотой храм, то - пагода, кайро
- крытая галерея и тюмон - внешние ворота,
- сохранились да наших дней. Хотя после
пожара 670 г., уничтожившего значительную
часть монастыря, все его главные здания
были перестроены, Золотой храм и пагода,
как полагают специалисты, сохранили свой
первоначальный вид. Расположенный в 7,5
японской мили (примерно 29 км) к югу от
Нара, храм состоял из пагоды (по-японски
- то) и Золотого храма
(кондо). Вокруг этих главных зданий возводились
остальные постройки, галереи и пр. Первоначально
построек было семь, откуда идёт название
храмового ансамбля - «Ситидо-горан», т.е.
семь зданий. Затем их стало гораздо больше.
Архитектурный стиль был занесён из Китая
корейскими мастерами, возводившими первые
буддийские храмы периода Асука (6 в.). С
самого начала все храмовые постройки
возводились с учётом окружающего пейзажа.
Характер понимания архитектурного ансамбля
и пейзажа как единого комплекса заимствован
из Китая. Правда, в Китае не сохранилось
ни храмового комплекса, ни даже развалин
храмов, выстроенных по плану, аналогичному
плану Хорюдзи, хотя целый ряд источников
(в том числе, например, росписи
Дуньхуана) указывает на существование
там подобного рода архитектурных образцов.
В Корее на территории древнего государства
Кудара также не сохранились постройки
этого типа. Лишь на территории государства
Силла японскому археологу Сэкино Тэй
удалось обнаружить следы храма Хоуан
лонсёу, в котором имелись постройки типа
тюмон, кондо и то, причём расположены
они были по оси, проходящей с юга на север
- фыншуй. Фыншуй - принцип геомантики,
который был положен в основу ориентации
государева дворца внутри китайской столицы
ещё со времени династии Хань - обнаруживается
и во многих памятниках архитектуры Японии
эпохи раннего средневековья. Таким образом,
здания монастыря Хорюдзи, как и деревянное
зодчество в ансамблях
Ситэннодзи в Нанива (Осака) и Ямадэра,
скопированное с китайско-корейских образцов,
являются памятниками не только японского,
но также китайского и корейского средневекового
храмового зодчества. Однако, в отличие
от китайских канонов в древнем ансамбле
Хорюдзи, несмотря на строгий план всего
ансамбля в целом, явственно проступают
черты, свойственные японскому эстетическому
мировоззрению. Так, в западной части Хорюдзи
- ансамбле Сайин
- два главных элемента архитектурного
ансамбля: Золотой храм и пагода - распложены
не по оси фыншуй, а стоят рядом (пагода
- на западе, Золотой храм - на востоке).
При таком расположении у зрителя исчезает
ощущение излишней перегруженности всего
ансамбля двумя массивными сооружениями.
В этом стремлении к большей свободе композиции
обнаруживаются черты, присущие именно
японскому искусству. В главных зданиях
ансамбля Сайин - кондо, пагоде Годзюното
и тюмон заложены основные черты формирующегося
архитектурного стиля. Кондо - здание,
в котором хранится главная святыня и
куда мирянам доступ был запрещён. Существуют
две версии датировки кондо.
Согласно первой, здание построено в период
607 - 616 гг., а в начале 8 в. нижний этаж был
обнесён крытой галереей, заметно исказившей
облик здания.
Другая версия датирует кондо 711 г., когда
здание было восстановлено по старому
образцу. Кондо - типичный образец японской
буддийской архитектуры самого раннего
её периода. В нём в полной мере воплотились
наиболее характерные черты, присущие
японской деревянной архитектуре древности
и раннего средневековья: строгость и
простота строительных конструкций, являющихся
одновременно и деталями архитектурного
декора. Открытые для обозрения конструкции
украшают своеобразным узором как интерьер
храма, так и наружную его часть. Главной
несущей частью служит не глинобитная
стена, которой отведена роль перегородки,
а система кронштейнов, поддерживающих
венчающий карниз. Причём пересекающиеся
в виде пучка из четырёх лучей непосредственно
у самого карниза кронштейны расположены
таким образом, что их силуэт подобен очертаниям
облака. Отсюда и название этой конструктивно-
декоративной манеры - кумогата хидзики
(облака). Расположение пересекающихся
пучком кронштейнов на оси колонны заимствовано,
по мнению ряда авторов (Ж. Бюо, Р. Пэйн
и др.), у китайских архитекторов - строителей
храмов Юньган и Лунмынь. Фигуры из резного
камня, имеющие в упомянутых храмах то
же примерно назначение, что и кронштейны,
признаны этими авторами прототипами
кронштейнов. Однако не следует забывать
о весьма сложном пути перенесения конструкций
деревянной архитектуры и каменных пещерных
храмов
Китая в деревянную архитектуру Японии.
С другой стороны, как отмечают та же
Ж.Бюо и другие, так называемые кумогата
встречаются только в японской архитектуре.
Происхождение кумогата, по мнению этих
авторов, восходит к постройкам амбарного
типа древнего населения Японских островов
- айнов, которые строили свои амбары так,
чтобы защитить их содержимое от крыс.
Три центральные балки южного фасада кондо
открывают в плоскости стены фасада широкие
двустворчатые двери. Такие же двери имеются
в стенах и трёх других фасадов: северного,
западного и восточного. Двери служат
также единственным источником дневного
света. Балки - найдзин - собственно интерьера
храма пригнаны друг к другу и образуют
поверхность, которая расписана не позже
начала 8 в. Плафон найдзин составлен из
двух частей: сирин (образованной наклонно
расположенными планками) и собственно
плафона - (ори-агэкумиирэ).
Такая конструкция плафона остаётся неизменной
в течение последующих веков.
В центральной части плафон переходит
в фонарь в форме усечённой пирамиды.
Ж. Бюо и другие полагают, что фонарь плафона
является подражанием пещерным храмам
Бамиана, в свою очередь имитирующих индийскую
деревянную архитектуру. Причудливый
рисунок крыши, вздёрнутые углы которой
кажутся висящими на невидимых нитях,
как и весь силуэт здания, служил, возможно,
той же цели, что и культовые сооружения
островов Океании, а именно должен был
возбуждать благоговение и суеверный
страх. В такой же степени эти же чувства
должна была вызывать и пагода. Существуют
две теории происхождения пагоды. Согласно
одной, пагода вырастает из индийской
ступы вследствие атрофии полушарий ступы
(анда) и гипертрофии её мачты и зонта.
По другой теории, пагода развивается
из башни, которая строилась для защиты
ступы. В облике поставленной на каменный
стилобат пагоды Хорюдзи нет уже ничего
общего с приземистыми и массивными ступами.
Прототипами японской пагоды были, вероятно,
несохранившиеся пагоды Китая и Кореи.
Японская пагода могла быть в плане четырёхугольной
или многоугольной, но никогда круглой,
тогда как индийские ступы и китайские
пагоды очень часто имели вид круглой
башни.
«Пятиярусная пагода» - Годзюното - считается
замечательным образцом свободной композиции.
Силуэт пагоды, образованный наклонными
пересекающимися линиями стропил и кронштейнов,
весь пронизан воздухом.
Поэтому она и производит на зрителя впечатление
иллюзорной графичности и предстаёт только
в двух измерениях, как бы лишённой пластического
выражения. Общая высота пагоды - 33,5 м,
из них на её шпиль приходится 9,7 м. Величина
ярусов пагоды прогрессивно убывает от
основания к вершине.
Такое же явление наблюдается в индийской
(ступа) и ранней китайской
(пагода) архитектуре, но в меньшей мере.
Последнее монументальное строение древнего
ансамбля - внутренние ворота - тюмон. Тюмон
- ворота внутренней ограды монастыря,
которые находятся непосредственно перед
входом в святилище. Различные хозяйственные
строения монастыря располагались за
пределами этой ограды. Архитектурная
форма такого рода сооружения появляется
в Китае в эпоху династии Суй, т.е. в конце
6 - начале 7 в. В
Японии она претерпевает довольно существенные
изменения в сторону большей свободы композиции.
О членении фасада тюмон и своеобразной
форме его колонн уже говорилось, изменяются
также и пропорции их конструкций.
Информация о работе Возникновение и развитие цивилизации Япония