Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга (1703–1725 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства. Одновременно с решительным переломом во всех областях городского строительства произошли крупнейшие сдвиги и в самих художественных воззрениях русских зодчих.

Содержание

Введение
1. Основание города
2. Строительство Санкт-Петербурга (1703–1725 гг.)
3. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

История культуры спб.docx

— 27.64 Кб (Скачать)

     Привилегированная военная дворянская школа стояла в центре внимания и забот правительства. Но потребности государства заставляли думать о подготовке специалистов некоторых  профессий и из разночинцев. Труд врача, учителя, переводчика, инженера, даже ученого в очень слабой мере манил к себе дворян, пренебрежительно относившихся к этим "неблагородным" занятиям. Поэтому одновременно с  привилегированной школой столицы  стали возникать и школы для  разночинцев, как профессиональные, так и общеобразовательные.

     В петровские времена было заложено прочное  начало медицинскому образованию, связанному с потребностями армии и флота.

     9

     Крупнейший  в стране центр школьного образования, Петербург стал главным центром  русской науки, добившейся уже к  середине XVIII в. крупнейших достижений. Необходимость развертывания в  России научной работы для укрепления ее экономической и военной мощи была совершенно ясна для Петра I и  его сподвижников. Важнейшим мероприятием Петра I для развития науки была организация  Академии наук. Подготовка к этому  делу велась с первых лет правления  Петра I, но серьезные шаги в этом направлении были сделаны только после Полтавы и Гангута.

     Значительную  роль в развитии механики и техники  играла основанная в начале XVIII в. в  Петербурге токарная и инструментальная мастерские. А. К. Нартовым был изобретен  токарно-копировальный станок с  суппортом. "Это механическое приспособление, - писал Маркс о позднейшем изобретении  суппорта в Англии, - заменяет не какое-либо особенное орудие, а самую человеческую руку, которая создает определенную форму, приближая острие режущего инструмента  к материалу труда или направляя  его на материал труда, например на железо". Изобретение суппорта явилось  важнейшим этапом технической революции  в области металлообработки.

     Заметное  место в культурной жизни столицы  принадлежало музеям. Большинство из них, возникнув самостоятельно, позднее  вошло в систему Академии наук. Старейшим из музеев была Кунсткамера, первый в России научный музей.

     Начало  Кунсткамеры было положено Петром I. Во время поездок за границу он внимательно знакомился с музеями  Западной Европы. Европейские кунсткамеры  того времени ставили себе целью  не столько поучать, сколько развлекать посетителей. Под впечатлением увиденного, Петр решил открыть подобное заведение  и в России. Задавшись такой  целью, Петр стал везде собирать различные  новые приборы, инструменты, машины, чучела животных, анатомические аномалии в спирту, одежду и так далее.

     Поначалу  Петровская коллекция находилась в  Летнем дворце.

     10

Но коллекция  постоянно росла, и в 1719 году на набережной Васильевского острова был заложен  фундамент будущей Кунсткамеры  и Библиотеки, а в 1727 г., уже после смерти Петра, состоялось торжественное открытие Кунсткамеры на новом месте.

     К первой половине XVIII в. относится основание  ботанических садов и небольшой  зоологической коллекции.

     Театральное искусство русского народа, имевшее  многовековую историю, делает в первой четверти XVIII столетия значительные шаги в своем развитии. Петербургская  театральная культура XVIII в. продолжала традиции, сложившиеся еще в Московской Руси. Но театр в Петербурге не повторял, а развивал эти традиции. С Петербургом  связано создание нового литературно-художественного  театра и новой драматургии.

     Петр I видел в театре одно из средств  борьбы за светскую культуру, освобожденную  от церковно-схоластического влияния. Поэтому он относился к организации  театра как к делу, в развитии которого государство заинтересовано не менее чем в школах, издании  книг и других культурных мероприятиях. Для создания театра была выписана немецкая странствующая труппа во главе  с антрепренером Иоганном Кунстом. Но Кунст не смог подготовить ожидавшегося от него репертуара. Театральное дело берет в свои руки сестра царя Наталья  Алексеевна, страстная любительница театра и главный помощник Петра I в его театральной политике.

     Таким образом, в культурной жизни Петербурга ярко проявились замечательные успехи русской культуры первой четверти XVIII века. Передовые деятели русской  культуры, преодолевая преграды, которые  ставил крепостнический строй, напряженно работали над развитием русской  культуры и ее распространением. 
 
 

11

Заключение 

     Петербург возник на исконно русской территории, в течение многих веков игравшей огромную роль в экономическом развитии Руси.

     Устье Невы еще в древности являлось не только важнейшим стратегическим пунктом на северо-западных подступах  к русским землям, но и служило  наиболее удобным выходом на широкие  морские пути.

     Естественно, что возникший первоначально  как крепость, Петербург стал с  первых же лет превращаться в морской  торговый порт, призванный обслуживать  потребности всей страны. Параллельно  с торговлей в городе развивалось  военное и гражданское судостроение, мануфактурное производство.

     Санкт-Петербург  развивался как центр русской  нации, морской мощи и культуры. Технологический  институт и другие учебные заведения  воспитали не одно поколение знаменитых ученых, инженеров и исследователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12

Список  литературы 

  1. Анисимов  Е.В. Время петровских реформ. Л.: 1999. – 252 с.
  2. Князьков С.И. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. М.: "Планета". 1995. – 512 с.
  3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., "Наука". 1999. – 357 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

Информация о работе Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга (1703–1725 гг.)