Воспитание патриотизма в условиях межнационального диалога культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:35, доклад

Описание работы

Понятие «патриотизм» в России как нигде многомерно и многоаспектно. Так как Россия многонациональная держава где россиянами себя ощущают разные народы, необходимо учитывать вкладывать в патриотизм нечто большее… так лучше понимать под ним любовь к своей Родине, ко всем населяющим её народам . а не к конкретной нации.
Привить подобную любовь может «диалог культур». Это. согласно социологическому словарю, «совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными К., а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений».
Мы в своем исследовании решили изучить опыт взаимодействия между двумя самыми популярными этносами нашего города и края в целом- русскими и армянами.

Работа содержит 1 файл

Воспитание патриотизма в условиях межнационального диалога культур.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

  Воспитание патриотизма в условиях межнационального диалога культур (на примере русских и армян).

Понятие «патриотизм» в России как нигде многомерно и многоаспектно. Так как Россия многонациональная  держава где россиянами себя ощущают  разные народы, необходимо учитывать  вкладывать в патриотизм нечто большее… так лучше понимать под ним  любовь к своей Родине, ко всем населяющим её народам . а не к конкретной нации.

Привить подобную любовь может  «диалог культур». Это. согласно    социологическому словарю, «совокупность  непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными К., а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений».

Мы в своем исследовании решили изучить опыт взаимодействия между двумя самыми популярными  этносами нашего города и края в  целом- русскими и армянами.

Объектом  нашего исследования стала духовная культура современных русских и  армян, а предметом его - менталитет и повседневная  жизнь  этих народов  как важная составная часть  духовной культуры. 

Цель исследования через выявление общих ментальных черт выяснить некоторые проблемы и  пути построения диалога кальтур.

Русские и армяне, несмотря на значительные внешние различия,имеют очень много общего в своих ментальных установках.  Сходство это объясняется рядом причин.

1.Прежде всего, следует  отметить, что «в природном ландшафте русских и армян есть и равнинные, и горные районы. В частности, это характерно для Южного региона России, где эти народы живут и взаимодействуют наиболее плотно.

     2.Общая историческая судьба , испытания, которые выпали на долю народов – соседей, оставили неизгладимый след в менталитете , в стиле поведения.

    3.Духовная культура и русских, и армян  существует под прямым влиянием одной религиозной традиции. Очевидны принадлежность русских и армян к христианству и факт их единоверия как сближающего начала.

1.Прежде всего отметим, что  и тот, и другой народ отличают высокая темпераментность ,горячность, вспыльчивость . Так, « по мнению Лосского, русский народ обладает могучей силой воли, из которой проистекает страсть русских людей- сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленных на любимую или ненавистную ценность».(11.с.24) Армян, как и многих других жителей Кавказа, тоже отличают высокая активность, бескомпромиссность, взрывной темперамент. Поэтому, «у армян особенно широко распространены усилительные жесты, сопровождающие речь.

2. И русским, и армянам присуще коллективное мышление, приоритет общественных интересов над частными. Данную черту наиболее ярко иллюстрируют пословицы: «Один – за всех, а все –за одного (армянская)-Все- за одного, а один за всех (русская)»(13, с.254).

3.Иностранцы, пообщавшиеся с русскими  и армянами, обязательно отмечают доброжелательность, душевую доброту, им свойственные. Доброта напрямую связана с коллективностью этих народов. «Обратимся к пословицам: «Доброе дело и в воде не тонет»(армянская) и «Доброе дело и в воде не тает» (русская)»(2, с.20).

  5.Изучаемые нами народы обладают толерантными установками на общение, компромисностью ,диалогичностью. .«Россия- многонациональная страна ,поэтому позитивное отношение к представителяразных национальностей свойственно русским»(8, с.205)

Толерантность исторически  присуща и армянам. «На Кавказе  всегда

ценилось искусство диалога  как умения слушать и, советуясь  со старшими по возрасту, находить компромиссные  решения. Народное суждение «Если не у кого спросить, посади свою шапку  перед собой и посоветуйся  с ней» выразительно свидетельствует  об этом»(22, с.79)

Эти и другие сходства русских  и армян делают процесс построения диалога культур между этими  этномами гармоничным и естественным процессо.


 «Тесные экономические , политические и культурные связи между этими народами существовали испокон веков. Как в русских, так и в армянских летописях содержатся факты, свидетельствующие о взаимном интересе русских и армян к идеалогическим и культурным традициям друг друга»(2, с. 21).

    С Х!Х века и даже раньше своеобразным «посредником» между русскими и армянами было казачество. Эта общественная прослойка стала продуктом синтеза русских традиций и армянских, кавказких обычаев, ментальных черт.

       Теперь  рассмотрим особенности взаимоотношений  армян и русских в советскую  эпоху. «в советской классике  Враг- кавказец сменяется Другом , даже более того- он становится не просто другом, но олицетворением самой советской власти. Вся комплиментарная в отношении кавказцев советская официальная культура, по-видимому восходит к мазохистской любви к диктатору, к его сапогам и тихому голосу. Тема неприязни к кавказцам оказалась полным табу, она не была возможна, так как носила в себе скрытую потенцию антисоветского заговора. Тревожный, угрюмый и разбойничий Кавказ, «Кавказ- вызов» уступает место Кавказу курортному  ,приученному. Любовник- армянин был последним романтическим образом , уже почти целиком анегдотическим»(31, с.68).. Однако, «несмотря на наличие активного обмена в области духовной культуры, многие явления, приобретая интернациональный характер, одновременно не теряли способности сохранить национальную форму или воплощаться в более или менее выразительных национальных вариантах . Довольно отчетливо это наблюдается в созданных на армянском языке произведениях литературы, театральной драматургии, художественной кинематографии, в прессе и т. д.»(33, с. 86).

Проблемы  в культурном взаимодействии и взаимопонимании 

 

 Можно выделить три крупных блока проблем, которые существуют сегодня в социо-культурных связях между русскими и армянами и которые требуют скорого разрешения:

 

  1. Отчуждение между русскими и армянами, негативный взаимонастрой при попытках установления культурного взаимодействия в современном обществе. 

«Приехавшие в Россию в 1988—1991 гг. жертвы армянского землетрясения  и национальных конфликтов из Закавказья сформировали компактные районы проживания. Большая группа армян оказалась  в Москве и центральных областях России, а также в Краснодарском  крае. Новый эмигрант в окружении  чуждых ему по культуре и мышлению людей вынужден принимать их правила, нормы поведения, язык общения. Поселяясь  же вместе со своими земляками, он подспудно  стремится сохранить привычный  для него уклад жизни, язык, культуру и традиции»(25, с.47). Численное превосходство  русских тает на глазах. «У русских наблюдается процесс возвращения фобий в восприятии жителей Кавказа (армян в частности) . Это утверждение кавказского торговца на рынках русских городов и постепенное и неуклонное становление системы этнической стратефикации в южных регионах России…Эта территория не есть «родина народа», «колыбель нашей культуры».Напротив все более крепнет установка, что это пространство, куда русские «заброшены судьбой». Русские чувствуют себя здесь дома только как отдельные люди, потому что родились здесь, но не чувствуют себя дома как народ. Поэтому мир-дружба между народами в Краснодарском крае есть благо для русских, дарованное благодеянием хозяев –кавказцев»(31, с. 71).

Также заметим, что «в постсоветское  время в сознании россиян появился некий новый термин- «лица кавказской национальности», встречающийся не только в средствах массовой информации, но и на страницах научных журналов, в официальных документах. Надо ли говорить, что вызванное незнанием Кавказа и кавказцев подобное отождествление, которому подвергается кавказская идентичность, несет в себе неприкрытый отрицательный заряд и конфликтогенность»(3,0 с.78). «Действительно, у русских серьезные противоречия и конфликты издревле существовали только с жителями Кавказа. Это объясняется тем, что русские завидуют южанам, живущим в более благоприятных условиях. Люди, живущие на равнине, не могут считать своими тех, кто живет в горах»(20, с.257).Так налицо отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественной идеологии в общественной психологии. Между тем, такой образ –исключительно важный элемент полиэтнического, поликультурного общества, какое проживает на юге России. В современном российском лексиконе понятия «этнические отношения» и «этнические конфликты « стали фактически синонимами. Но не будем однако и преувеличивать масштабы проблемы Так, по данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (1997 г.) на открытый вопрос «К людям какой национальности россияне испытывают чувство наибольшей антипатии?» только 2,3% опрошенных сказали, что к армянам»(30, с. 78).

 

  1. Многие армяне, покинувшие Родину со временем теряют национальное самосознание, предпочтение отдают русским культурным традициям, нежели армянским.

 «Армянская молодежь, при своей способности быстро адаптироваться к иноэтническому окружению и в большинстве своем являющаяся бикультурной (т.е. свободно владея русским языком и будучи знакома с русским культурным наследием), зачастую испытывает недостаток знаний своей культуры. Это объясняется тем, что армянские институты в России не могут обеспечить достаточное количество информации и удовлетворить потребность в культурной идентификации»(5, с.54).

Этот процесс потери интереса к своим национальным, культурным обычаям активизирует обрусение  значительной части армян.» Сегодня наблюдается усиленная миграция армян в последние 10—15 лет. В этот же период количество браков армян с русскими увеличилось в три раза, что, естественно, не могло не повлечь за собой ускорение ассимиляционных процессов. По последним сведениям, только в Москве проживает около 700 000 армян. Большинство прибывших в последние годы армян занято в сфере предпринимательства и малой коммерции. Большой процент составляют армяне, которые уже ассимилировались и сменили фамилии (у многих окончание фамилии -ян сменилось на -ов)»(5 ,с.55).

 Армянском обществе пользуются высоким престижем те, кто «обрел имя» в России. Этот естественный феномен подтверждений состоятельности большим количеством условных экзаменаторов. «Тамошний « успех кажется более настоящим, так как он санкционирован большим количеством независимых экспертов, может быть даже более пространных, но свободных от подозрений в родственно-клановой озабоченности. Этот личностный успех символизирует общенациональные способности. «Домашний» успех лишен такой символической мощи. «Хождение в русские» кажется очищением, вылущиванием личности из ее этнических условностей, предписанных характеристик, однако попадая в русскую среду кавказцы быстро понимают, что культура является лишь функцией личности, но не как не наоборот»(31, с.55). Поэтому многих армян в России пьянит свобода выбирать, какой именно может быть этническая культура в ее личностной интерпритации, что может быть оставлено, а что игнорировано.

 

3….Еще один  блок проблем связан с современным  процессом культурной глобализации., в который активно вовлекаются  как русские, так и армяне. «современная культура все более сливает многообразие европейских типов в один- европейский . В век глобализации все новейшие революции создают один и тот же психологический тип: военно-спортивный , волевой и антиинтелектуальный, технически- ориентированный, строящий иерархию ценностей на примате власти. Сейчас культурологи как в России, так и в Армении ведут острые дискуссии ,необходимо ли создавать в общественной идеалогии новую конструкцию наподобие «советского человека» как новой исторической (контекстуально -надэтнической или суперэтнической) общности»(26, с. 164). . 

Главная проблема, заключается в том, чтобы найти свое место в этом процессе глобализации.. Есть множество вариантов. Поскольку процесс этот для многих, таких же, как мы - настоящая угроза, можно прийти к идее объединения. Но это, к сожалению, маловероятно в нашем регионе. Хотя бы в обозримом будущем. Более реально конкретизировать механизмы самосохранения. Мы можем четко определить, как быть, чтобы не провоцировать, скажем, дополнительные отрицательные эмоции у других, не способствовать зарождению новых конфликтов, и при этом одновременно решать собственные задачи. В том числе и задачу этнического самосохранения. Необходимо найти способ приобщения к глобализируемой культуре. Как это произошло с христианством. Мы сохранили свое мировоззрение и культурные ценности, став при этом частью христианского мира. Таким же образом мы нашли свое место в культурном мире индоевропейских языков. У нас существует также общность – историческая, мировоззренческая – с кавказским культурным миром. Для остального мира мы сегодня вообще единое целое – кавказцы, несмотря на все наше многообразие и различия. На самом деле все это – наше богатство. Если мы сумеем глубоко осмыслить это, то нам удастся стать также осознанной частью современного глобализируемого мира, оставаясь при этом частью кавказского, индоевропейского и христианского культурного мира. Тогда, быть может, и в общеэкономических взаимоотношениях, как и в других сферах, найдется тот уголок, где мы займем свое место»(30, с.51).

 

3.3.   Способы разрешения проблем и  построения гармоничного культурного  диалога между русскими и армянами.

 

Несмотря на существование  в сфере культуры недопонимания  можно в современных условиях строить взаимовыгодные  отношения, основанные на искренней дружбе, уважении и любви.

  1. Очень перспективной представляется идея этнокультурного плюрализма, которая приобретает все больше сторонников в мире успешно сочетается

 с идеалогией интеграции .Мы рассматриваем принадлежность другого человека к иной культуре .как естественное явление, не стремимся переделать других под свою культуру .Каждый имеет право ценить, уважать, поддерживать свою этническую культуру»(34, с.18).

2…«Каждое поликультурное, многоэтничное общество должно  в качестве одной из важнейших  иметь цель формирования у  своих членов навыков и умений  межкультурной коммуникации. Такая  задача является в целом новой  для нашего общества, в котором  всегда делался упор на единство  и создавались образы единой  общности. Что касается образов  гражданской общности, гражданского  единства, то такие образы необходимы ,и над их созданием должна работать общественная  идеология, в противном случае будет отсутствовать всякое ментальное основание самого постулата целостности государства»(34, с. 19). «При этом межкультурная коммуникация трактуется как взаимодействие людей , принадлежащих к разным лингвоэтнокультурным сообществам. Даже когда люди владеют общим языковым кодом, возможны конфликты между «чужим» и «своим». Поэтому так необходимо построить «гуманитарные межкультурные мосты» между представителями различных конфессий и культур на постсоветском пространстве . И огромную роль в этом играет русский язык, выступающий в качестве возможного «механизма» взаимопонимания между представителями различных лингвоэтносообществ.!»(9, с.107).

Информация о работе Воспитание патриотизма в условиях межнационального диалога культур