Влияние yng на материальную и духовную куьтуру общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Так, первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского и в некоторой степени культурологического осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного об

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Размышляя об отрицательном влиянии современного научно-технико-индустриального прогресса  на многие стороны человеческой жизни, следует обратить особое внимание на тенденцию нивелирования личности. В современном индустриально-прогрессивном мире развитие индустрии нуждается в человеке лишь как в производителе и потребителе. И поскольку производственные операции в основном выполняются машинами, постольку человек должен свестись к «служащему» и превратиться в «придаток» машины. Индустриальный прогресс, как отмечает профессор З. Какабадзе, нуждается, таким образом, исключительно в человеке как производителе и потребителе, все же остальные отношения и соответствующие особенности становятся лишними, «нерентабельными». Именно подобной нерентабельной особенностью оказывается индивидуальность человека: эффективное функционирование индустриальных организаций требует единой дисциплины и единого режима, единая же дисциплина и единый режим идеально осуществляются лишь при абсолютной однородности характеров, наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих в этой организации индивидов. Функционирующая в бешеном темпе индустриальная машина не терпит никаких опасностей отклонения. Поэтому-то она принимает специальные меры для уравнивания, нивелирования личностей. Весьма характерно в этом отношении, что современные общественно-государственные учреждения с необычайным усердием занимаются «воспитанием» граждан по всеобщим стандартам и образцам. Уличная реклама, телевидение, журналы, газеты упорно внушают гражданам образцы, нормы и стандарты поведения, образования, одежды, квартирной обстановки. И нужно подчеркнуть, что граждане современных индустриальных обществ в этом отношении слишком «благовоспитанны» - каждый из них необычайно чувствителен к тому, что делают, как себя ведут, как одеваются, как отдыхают, как развлекаются и как обставляют квартиру, что читают другие, вернее, большинство других: каждый хочет во что бы то ни стало жить по всеобщим стандартам, по «моде». В результате всего этого люди постепенно теряют свое индивидуально- своеобразное лицо и превращаются в анонимно-безликую массу.

     В условиях современного научно-технического прогресса, в эпоху беспрецедентного развития науки и техники еще более резко выявилась характерная для западного общества тенденция фетишизации рациональности или разума, которая часто доходит до иррационализма.

     Индустриальный  прогресс различными средствами и путями приводит к нивелированию личностей, что означает резкое падение «качества содержания» человеческой жизни. Ибо для человека в конечном итоге невыносимо чувство потери индивидуально-своеобразного лица, т.е. потери собственной «самости», превращения в безликую количественную единицу. Научно-технико-индустриальный прогресс, уравнивая и нивелируя личности, способствует внутреннему разобщению людей, ибо внутреннее обращение людей предполагает их различие и индивидуальное своеобразие.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, сказанное выше позволяет отметить, что целесообразность исследования проблем научно-технического прогресса, проблем, связанных с бурным развитием  науки и техники, в наши дни  обусловлена е столько тем, что  техника совместно с наукой занимает определяющее место как в общественной, материальной, так и духовной жизни всего человечества и фактически изменила уже облик земного шара, сколько тем, что именно сегодня, на высоком уровне развития науки и техники намного яснее стали некоторые важные характеристики техники. Выяснилось, в частности, что прогресс вынуждает нас пересмотреть некоторые важные характеристики науки и ее связи с техникой, а именно, обусловленность развития самой науки и научных исследований успехами и возможностями техники. Техника часто определяюще влияет на многие экономические, социальные, научные, экологические и даже политические решения.

     Всемерно  умножая силы человечества, его способность  покорения природы, использования  ее закономерностей в своих целях  и интересах, научно-технический прогресс несет человечеству неизменные блага, но одновременно этот прогресс ставит перед нами целый ряд острейших социальных, политических, моральных, медико-биологических проблем, таит в себе не только радужные перспективы, но и определенные трудности и опасности, непредвиденные роковые предопределения.

     Прогресс  общества характеризуется не только завоеваниями науки и техники, но и выработкой норм и оценок поведения, отражающих потребности социальной системы и ее возможности усовершенствовать  отношения личности и общества, развивать культуру. Культура как процесс реализации духовных ценностей выражает уровень «господства» человека над природой, т.е. показывает, чего достигло человечество в направлении развития науки и техники, и одновременно характеризует степень гуманизации человеческих отношений в обществе.

     Исходя  из такого понимания сущности культуры можно утверждать следующее: без  развития науки и техники невозможен сам прогресс человечества - это бесспорно. Развитие науки и техники является также незаменимым и обязательным условием прогресса культуры. В условиях преимущественного развития науки и техники на современном этапе следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что необходимо разумное регулирование тенденции абсолютизации роли и значения технического способа мышления, так как подлинное развитие культуры возможно лишь на основе гармоничного взаимоотношения ее компонентов. Гармония же подразумевает сохранение специфических особенностей всех компонентов культуры и исключает переоценку или недооценку роли и значения того или иного элемента.

     Мы, конечно, не должны закрывать глаза  на то, что с возрастанием мощности техники увеличивается как благополучие людей, так и опасность для  их существования. В обществе, устроенном соответственно человеческому достоинству, техника не только была бы освобождающим фактором, но и обрела бы сама себя. Если сегодня техники иногда испытывают страх перед тем, что может произойти с их изобретениями, то ведь лучшей реакцией на этот страх была бы попытка как-то содействовать установлению общества, отвечающего человеческому достоинству.

     Таким образом, культурные аспекты всякого  развития, включая научно-технические, означают его оценку, соотнесение  с высокими гуманистическими, общечеловеческими  ценностями. А это в свою очередь означает также, что центром всех изменений и преобразований, точкой отсчета всякого развития является человек.

 
 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1.  Антология исследований культуры. Кн. в 3-х т. Т. 1. Интерпретации культуры // Типология культуры. СПб. 1997. С. 203-340.

     2. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. М.: Высшая школа, 1988. 224 с.

     3.  Бромлей Ю.В., Подольный Р. Человечество – это народы. М.: Мысль, 1990. 391 с.

     4. Вебер А. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. 654 с.

     5. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1979. 316 с.

     6.  Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2001. 396 с.

     7.  Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект пресс, 1994. 317 с.

     8.  Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1-2. М. 1990-1991.

     9. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект пресс, 2000. 591 с.

     10. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГ-УВК, 1994. 342 с.

     11. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. 297 с.

     12. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973. 220 с.

     13. Левяш И.Я. Культурология. Мн.: ТетраСистемс, 1999. 544 с.

     14.  Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. Л., 1970. 180 с.

     15. Сорокин П. Социокультурная динамика // Сорокин П. Человек. цивилизация. Общество. М., 1992. С. 425-504.

     16. Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1995. 446 с.

     17. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 730 с.

Информация о работе Влияние yng на материальную и духовную куьтуру общества