Размышляя
об отрицательном влиянии современного
научно-технико-индустриального прогресса
на многие стороны человеческой жизни,
следует обратить особое внимание на тенденцию
нивелирования личности. В современном
индустриально-прогрессивном мире развитие
индустрии нуждается в человеке лишь как
в производителе и потребителе. И поскольку
производственные операции в основном
выполняются машинами, постольку человек
должен свестись к «служащему» и превратиться
в «придаток» машины. Индустриальный прогресс,
как отмечает профессор З. Какабадзе, нуждается,
таким образом, исключительно в человеке
как производителе и потребителе, все
же остальные отношения и соответствующие
особенности становятся лишними, «нерентабельными».
Именно подобной нерентабельной особенностью
оказывается индивидуальность человека:
эффективное функционирование индустриальных
организаций требует единой дисциплины
и единого режима, единая же дисциплина
и единый режим идеально осуществляются
лишь при абсолютной однородности характеров,
наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих
в этой организации индивидов. Функционирующая
в бешеном темпе индустриальная машина
не терпит никаких опасностей отклонения.
Поэтому-то она принимает специальные
меры для уравнивания, нивелирования личностей.
Весьма характерно в этом отношении, что
современные общественно-государственные
учреждения с необычайным усердием занимаются
«воспитанием» граждан по всеобщим стандартам
и образцам. Уличная реклама, телевидение,
журналы, газеты упорно внушают гражданам
образцы, нормы и стандарты поведения,
образования, одежды, квартирной обстановки.
И нужно подчеркнуть, что граждане современных
индустриальных обществ в этом отношении
слишком «благовоспитанны» - каждый из
них необычайно чувствителен к тому, что
делают, как себя ведут, как одеваются,
как отдыхают, как развлекаются и как обставляют
квартиру, что читают другие, вернее, большинство
других: каждый хочет во что бы то ни стало
жить по всеобщим стандартам, по «моде».
В результате всего этого люди постепенно
теряют свое индивидуально- своеобразное
лицо и превращаются в анонимно-безликую
массу.
В
условиях современного научно-технического
прогресса, в эпоху беспрецедентного развития
науки и техники еще более резко выявилась
характерная для западного общества тенденция
фетишизации рациональности или разума,
которая часто доходит до иррационализма.
Индустриальный
прогресс различными средствами и путями
приводит к нивелированию личностей, что
означает резкое падение «качества содержания»
человеческой жизни. Ибо для человека
в конечном итоге невыносимо чувство потери
индивидуально-своеобразного лица, т.е.
потери собственной «самости», превращения
в безликую количественную единицу. Научно-технико-индустриальный
прогресс, уравнивая и нивелируя личности,
способствует внутреннему разобщению
людей, ибо внутреннее обращение людей
предполагает их различие и индивидуальное
своеобразие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
сказанное выше позволяет отметить,
что целесообразность исследования
проблем научно-технического прогресса,
проблем, связанных с бурным развитием
науки и техники, в наши дни
обусловлена е столько тем, что
техника совместно с наукой занимает
определяющее место как в общественной,
материальной, так и духовной жизни всего
человечества и фактически изменила уже
облик земного шара, сколько тем, что именно
сегодня, на высоком уровне развития науки
и техники намного яснее стали некоторые
важные характеристики техники. Выяснилось,
в частности, что прогресс вынуждает нас
пересмотреть некоторые важные характеристики
науки и ее связи с техникой, а именно,
обусловленность развития самой науки
и научных исследований успехами и возможностями
техники. Техника часто определяюще влияет
на многие экономические, социальные,
научные, экологические и даже политические
решения.
Всемерно
умножая силы человечества, его способность
покорения природы, использования
ее закономерностей в своих целях
и интересах, научно-технический прогресс
несет человечеству неизменные блага,
но одновременно этот прогресс ставит
перед нами целый ряд острейших социальных,
политических, моральных, медико-биологических
проблем, таит в себе не только радужные
перспективы, но и определенные трудности
и опасности, непредвиденные роковые предопределения.
Прогресс
общества характеризуется не только
завоеваниями науки и техники, но
и выработкой норм и оценок поведения,
отражающих потребности социальной
системы и ее возможности усовершенствовать
отношения личности и общества, развивать
культуру. Культура как процесс реализации
духовных ценностей выражает уровень
«господства» человека над природой, т.е.
показывает, чего достигло человечество
в направлении развития науки и техники,
и одновременно характеризует степень
гуманизации человеческих отношений в
обществе.
Исходя
из такого понимания сущности культуры
можно утверждать следующее: без
развития науки и техники невозможен
сам прогресс человечества - это бесспорно.
Развитие науки и техники является также
незаменимым и обязательным условием
прогресса культуры. В условиях преимущественного
развития науки и техники на современном
этапе следует обратить особое внимание
на то обстоятельство, что необходимо
разумное регулирование тенденции абсолютизации
роли и значения технического способа
мышления, так как подлинное развитие
культуры возможно лишь на основе гармоничного
взаимоотношения ее компонентов. Гармония
же подразумевает сохранение специфических
особенностей всех компонентов культуры
и исключает переоценку или недооценку
роли и значения того или иного элемента.
Мы,
конечно, не должны закрывать глаза
на то, что с возрастанием мощности
техники увеличивается как благополучие
людей, так и опасность для
их существования. В обществе, устроенном
соответственно человеческому достоинству,
техника не только была бы освобождающим
фактором, но и обрела бы сама себя. Если
сегодня техники иногда испытывают страх
перед тем, что может произойти с их изобретениями,
то ведь лучшей реакцией на этот страх
была бы попытка как-то содействовать
установлению общества, отвечающего человеческому
достоинству.
Таким
образом, культурные аспекты всякого
развития, включая научно-технические,
означают его оценку, соотнесение
с высокими гуманистическими, общечеловеческими
ценностями. А это в свою очередь
означает также, что центром всех изменений
и преобразований, точкой отсчета всякого
развития является человек.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антология
исследований культуры. Кн. в 3-х т. Т. 1.
Интерпретации культуры // Типология культуры.
СПб. 1997. С. 203-340.
2.
Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории
культуры. М.: Высшая школа, 1988. 224 с.
3.
Бромлей Ю.В., Подольный Р. Человечество
– это народы. М.: Мысль, 1990. 391 с.
4.
Вебер А. Избранное. Кризис европейской
культуры. СПб.: Университетская книга,
1999. 654 с.
5.
Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса.
М., 1979. 316 с.
6.
Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики,
2001. 396 с.
7.
Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект
пресс, 1994. 317 с.
8.
Духовная культура и этническое самосознание
наций. Вып. 1-2. М. 1990-1991.
9.
Ерасов Б.С. Социальная культурология.
М.: Аспект пресс, 2000. 591 с.
10.
Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.:
СПГ-УВК, 1994. 342 с.
11.
Культура: теории и проблемы. М.: Наука,
1995. 297 с.
12.
Лебедев О. Т. Научно-техническая революция
и философские проблемы формирования
инженерного мышления. М., Высшая школа,
1973. 220 с.
13.
Левяш И.Я. Культурология. Мн.: ТетраСистемс,
1999. 544 с.
14.
Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности
её развития. Л., 1970. 180 с.
15.
Сорокин П. Социокультурная динамика //
Сорокин П. Человек. цивилизация. Общество.
М., 1992. С. 425-504.
16.
Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия
науки и техники. М., 1995. 446 с.
17.
Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс,
1991. 730 с.