Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:36, реферат
Христианство в Древней Руси существовало ещё задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространённый и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли её узнать.
Восточная же церковь, к которой относится и православие, разрешала молиться и на других языках. Это право отстаивал один из просветителей славянских народов — Кирилл, прозванный Философом. Когда Кирилл после создания (вместе с братом Мефодием) славянской азбуки отправился в Италию, то его встретили там упрёками за отступление от традиций, от канонов, согласно которым богослужение должно вестись только на языках апостолов и богословов, т. е. на одном из трёх традиционных языков.
Новая
«собственная» письменность послужила
основой бурного развития книжной
культуры в Киевской Руси, которая
до монгольского нашествия была одним
из самых цивилизованных государств
средневековой Европы в XI -XIII веках.
Рукописные книги светского содержания,
наряду с греческими богословскими трудами,
становятся необходимым знаком приобщённости
к культуре.
Основная же часть литературы — это ранние церковные песнопения, сочинения отцов византийского православия — Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Василия Великого, а также, различные хроники, исторические сочинения, апокрифы. Особое место в библиотеке, собранной ещё самим Ярославом Мудрым, занимали переведённые на славянский язык книги. Именно они и были размещены в Софийском соборе.
С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются берестяные грамоты. В Новгороде найдены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка.
Осталось
и ещё одно любопытное свидетельство
о развитии грамотности на Руси:
так называемые граффити. Их выцарапывали
на стенах церквей любители излить
свою душу. Среди этих надписей размышления
о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый
Владимир Мономах, будучи ещё молодым
человеком, во время церковной службы,
затерявшись в толпе таких
же молодых князей, нацарапал на
стене Софийского собора в Киеве
«Ох тяжко мне» и подписался своим
христианским именем «Василий».
Архитектура
Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал своё восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.
Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошёл до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа, принёс на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчленённый четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать весёлых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Софийский
собор, созданный в пору утверждения
и возвышения Руси при Ярославе Мудром,
показал, что строительство — это тоже
политика. Этим храмом Русь бросила вызов
Византии, её признанной святыне — Константине
польскому Софийскому собору. В XI в. выросли
Софийские соборы в других крупных центрах
Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из
них претендовал на свой, независимый
от Киева престиж, как и Чернигов, где был
сооружён монументальный Спасо-Преображенский
собор. По всей Руси были построены монументальные
многокупольные храмы с толстыми стенами,
маленькими оконцами, свидетельства мощи
и красоты.
Иконопись
Вместе с религией Русь унаследовала от Византии и художественные традиции, одной из которых было украшение храмов росписями и иконами. Слово «икона» происходит от греческого eikon (образ). Икона является посредником между реальным миром и божественным первообразом. Стиль живописи менялся в ходе веков, но художественные традиции иконописи сохранились до настоящего времени. Использование приёмов стилизации и яркий, нарядный колорит, характерные для средневековой религиозной живописи, оказали влияние на творчество многих художников конца 19 - начала 20 веков.
В
церквах иконы помещали на стенах, столбах
и алтарной преграде. В 14 -15 веков низкая
алтарная преграда превратилась в высокий
иконостас, отделявший прихожан от алтаря.
Иконостас стал строго организованной
иерархической системой священных образов,
в которой иконы с изображением Христа,
Богоматери, апостолов, святых и праздников
располагались рядами в определённом
порядке. Иконы часто украшали окладами
из серебра, золота и драгоценных камней,
которые могли закрывать икону почти целиком,
оставляя видимыми только лики. Вначале
мастеров - иконописцев приглашали из
- за границы (чаще всего из Греции), а иногда
привозили и сами иконы. Икона
Владимирской Богоматери, привезённая
из Византии в первой половине 12 в., стала
образцом для огромного числа русских
списков. Сохранилось очень мало домонгольских
русских икон; все они в большей или меньшей
степени следуют иконографии и стилю византийских
Образцов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие
христианства способствовало расцвету
материальной культуры. Иконопись, фреска,
мозаика, приёмы кладки кирпичных стен,
возведения куполов, камнерезное дело
- все это пришло на Русь из Византии
благодаря распространению
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство
укрепило княжескую власть. Церковь
внушала подданным
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племён в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Информация о работе Влияние христианства на культуру древней Руси