Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:10, реферат
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности.
Введение
Личность формируется, развивается и проявляется в процессе общения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности.
Наиболее древнее прото-кипу, обнаруженное при раскопках культуры Караль (долина Супе, Перу) археологом Рут Марта Шейди Солис (Ruth Martha Shady Solís), датируется по стратиграфическому слою приблизительно временем ранее 2500 года до н. э., в связи с чем может считаться предположительно одним из самых древних средств «письменной» коммуникации у человечества[1].
Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человечеcкими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты [1].
Анализ межличностных
Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.
1. Понятие общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
В процедуре общения следует выделить следующие этапы:
1. Потребность в общении
(необходимость сообщить или
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания
своего общения: человек
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка
ответной реакции собеседника,
контроль эффективности
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
2. Основные функции общения
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение следующих функций:
Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.
Регуляторно-коммуникативная
(интерактивная) функция общения
в отличие от информационной заключается
в регуляции поведения и
Аффективно-коммуникативная
функция общения связана с
регуляцией эмоциональной сферы
человека. Общение – важнейшая
детерминанта эмоциональных состояний
человека. Весь спектр специфически человеческих
эмоций возникает и развивается
в условиях общения людей: происходит
либо сближение эмоциональных
Функции общения, во многом, выделяются в соответствии с содержанием общения. Выделяют четыре функции такого общения, сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.
1) Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
2) Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
3)Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
4) Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.
Выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении и т.д.
3. Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. «Контакт масок» –
формальное общение, когда
2. Примитивное общение,
когда оценивают другого
3. Формально-ролевое общение,
когда регламентированы и
4. Деловое общение, когда
учитывают особенности
5. Духовное, межличностное
общение, когда можно
6. Манипулятивное общение
направлено на извлечение
7. Светское общение. Суть
светского общения в его
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Заключение
Общение — процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Общение связано и с общественными.
и с личными отношениями
Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.
Список литературы