Виды и функции общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:10, реферат

Описание работы

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 26.91 Кб (Скачать)

Введение

 

Личность формируется, развивается  и проявляется в процессе общения.

Общение – сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого  человека. Общение – важнейшая  сфера человеческой жизнедеятельности.

Наиболее древнее прото-кипу, обнаруженное при раскопках культуры Караль (долина Супе, Перу) археологом Рут Марта Шейди Солис (Ruth Martha Shady Solís), датируется по стратиграфическому слою приблизительно временем ранее 2500 года до н. э., в связи с чем может считаться предположительно одним из самых древних средств «письменной» коммуникации у человечества[1].

Согласно американскому  психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человечеcкими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты [1].

Анализ межличностных отношений  как отношений, складывающихся не где-то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Оба ряда отношений человека, и  общественные, и личные реализуются  именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы  отношений человека.

 

 

 

 

 

1. Понятие общения

 

Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информацией, а также  в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным  вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов содержание, цель и  средства. Рассмотрим их подробнее.

  1. Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
  2. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
  3. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

В процедуре общения следует  выделить следующие этапы:

1. Потребность в общении  (необходимость сообщить или узнать  информацию, повлиять на собеседника  и т.п.) побуждает человека вступить  в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях  общения, в ситуации общения. 

3. Ориентировка в личности  собеседника. 

4. Планирование содержания  своего общения: человек представляет  себе (часто бессознательно), что  именно скажет.

5. Бессознательно (иногда  сознательно) человек выбирает  конкретные средства, речевые фразы,  которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. 

6. Восприятие и оценка  ответной реакции собеседника,  контроль эффективности общения  на основе установления обратной  связи. 

7. Корректировка направления,  стиля, методов общения. 

Если какое-либо из звеньев  акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов  общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным  интеллектом», «практически-психологическим  умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

 

 

2. Основные функции  общения

 

Под функциями общения  понимаются те роли или задачи, которые  выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции  общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение  следующих функций:

Информационно-коммуникативная  функция общения в широком  смысле заключается в обмене информацией  или приеме-передаче информации между  взаимодействующими индивидами.

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения  в отличие от информационной заключается  в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Аффективно-коммуникативная  функция общения связана с  регуляцией эмоциональной сферы  человека. Общение – важнейшая  детерминанта эмоциональных состояний  человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается  в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Функции общения, во многом, выделяются в соответствии с содержанием общения. Выделяют четыре функции такого общения, сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

1) Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2) Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3)Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4) Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение богаче, чем коммуникативный  процесс. Оно связывает людей  не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом  взаимопонимания.

Выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении  и т.д.

 

 

3. Виды общения

 

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  поделить на несколько видов.

1. «Контакт масок» –  формальное общение, когда отсутствует  стремление понять и учитывать  особенности личности собеседника.  Используются привычные маски  (вежливости, строгости, безразличия,  скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть  истинные эмоции, отношение к  собеседнику. Иногда контакт масок  даже необходим в некоторых  ситуациях, чтобы люди «не задевали»  друг друга без надобности, чтобы  «отгородиться» от собеседника. 

2. Примитивное общение,  когда оценивают другого человека  как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают  в контакт, если мешает –  оттолкнут или последуют агрессивные  грубые реплики. Если получили  от собеседника желаемое, то теряют  дальнейший интерес к нему  и не скрывают этого. 

3. Формально-ролевое общение,  когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо  знания личности собеседника  обходятся знанием его социальной  роли.

4. Деловое общение, когда  учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения  собеседника, но интересы дела  более значимы, чем возможные  личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное  общение, когда можно затронуть  любую тему и не обязательно  прибегать к помощи слов, человек  поймет вас и по выражению  лица, движениям, интонации. Такое  общение устанавливается между  друзьями, близкими людьми.

6. Манипулятивное общение  направлено на извлечение выгоды  от собеседника, используя разные  приемы в зависимости от особенностей  личности собеседника (лесть,  запугивание, "пускание пыли в  глаза", обман, демонстрация доброты).

7. Светское общение. Суть  светского общения в его беспредметности,  т.е. люди, говорят не то, что  думают, а то, что положено говорить  в подобных случаях; это общение  закрытое, потому что точки зрения  людей на тот или иной вопрос  не имеют никакого значения  и не определяют характера  коммуникаций.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Общение связано и с общественными. и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и  общественные, и личные реализуются  именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы  отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному  миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть, включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано  с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ахутина Т. В. Вступительная статья. В кн.: Томаселло, Майкл. Истоки человеческого общения. / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011
  2. Деловое общение: Руденко А.М. Феникс, 2008.
  3. Леонтьев А.А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999
  4. Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4.
  5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

 

 


Информация о работе Виды и функции общения