Ветви христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Сущность христианства в настоящее время и особенности его основных ветвей.

Содержание

1 Христианство как наиболее распространенная мировая религия
2. Суть и различия христианских ветвей
3. Христианство в наше время
4. Христианство как наиболее распространенная мировая религия

Работа содержит 1 файл

Ветви христианства. Суть различий.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Кроме того, в церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы. Кардиналы в католической иерархии считаются выше епископов, хотя формально могут иметь различные священные чины (епископов, пресвитеров, диаконов). 

     Вселенские  соборы.

     Особенностью  православия является его учение о соборности Церкви. В православном понимании соборность означает некое органическое единство Церкви, при котором любая поместная церковь (или отдельно верующий), внося что-то принципиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. Так, Римско-католическая церковь провозгласила свои догматы вопреки протесту Восточных церквей; так же поступил впоследствии и протестантизм, отклонившись в свою очередь от Рима.

     Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов.

  1. Первый Вселенский собор – Никейский (325г.) – принял в первой редакции символ веры (краткий свод догматов, составляющих основу вероучения), осудил арианство как "безбожную ересь", определил время празднования Пасхи, выработал 20 канонов, в том числе о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского митрополитов.
  2. Константинопольский (381г.) – был собран для уточнения Никейского символа веры и борьбы с ересями ариан, выработал формулу троичности Бога.
  3. Эфесский (431г.) – осудил несторианство и признал Деву Марию Богородицей.
  4. Халкидонский (451г.) – осудил монофизитство, признал первенствующую роль Константинопольского патриарха, утвердил формулу об Иисусе Христе как о истинном Боге и истинном человеке (Богочеловеке).
  5. II Константинопольский (553г.) – осудил трех богословов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского), не считавших Христа Богочеловеком, а Марию – Богоматерью.
  6. III Константинопольский (680-681гг.) – осудил как ересь монофизитство.
  7. II Никейский (787г.) – осудил иконоборчество (движение, направленное против культа икон) и утвердил определение о почитании икон и креста.

     В 869-870 гг. состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между западной и восточной христианскими церквами. Православие и католицизм, оформившиеся в XI веке, оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII Вселенским собором, а православие не считает таковым. После разделения церквей общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы. 

     Протестантизм.

     Протестантизм – наиболее сложная по своей структуре  разновидность христианства. Католицизм представлен всего лишь одной церковью. Православие состоит из нескольких автокефальных церквей, довольно однородных по своему вероучению и устройству. Протестантизм же – это множество церквей и сект, которые серьезно расходятся между собой как по организации, так и по особенностям своего вероучения.

     Протестантизм – это одна из трех главных христианских религий. Разделяя основные особенности  развитой религии, т.е. веруя в бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир, сверхъестественное откровение и т.п., протестанты так же, как и католики, и православные, представляют себе бога в качестве триединого бога-отца, бога-сына и бога-святого духа. Иисуса Христа они отождествляют со вторым лицом этой Троицы. Все протестанты верят в богодуховность Библии.

Отличительные особенности протестантизма.

     Вместе  с тем протестантизм имеет  свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Важнейшие  из этих особенностей: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Священное Писание является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии – обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.

     В отличие от католицизма и православия протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью люди обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип, тесно связанный с первым, - принцип спасения личной верой. Протестанты порвали с католическим священным преданием – совокупностью постановлений церковных соборов и римских первосвященников (пап) – и вернулись к Священному писанию.

     Из  этих главных черт протестантизма следуют  все другие его особенности. Отрицается единая для всех иерархическая структура церкви и верховной власти римского папы, т.е. в протестантизме отсутствует церковная иерархия. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Протестантизм уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны. Разница между ними только та, что одни обладают большей, а другие меньшей способностью к слепой вере. Эта способность непосредственно не зависит от их положения на церковной лестнице. Поэтому протестанты не признают за римским папой никаких преимуществ в делах веры перед рядовым католиком и считают, что хороший католик-мирянин лучше плохого папы.

Протестантское  духовенство.

     Протестантское  духовенство и по внешнему виду, и по образу жизни, и по своим правам и обязанностям отличается от католического  и православного. У протестантского  пастора нет или почти нет специальных одеяний. У него нет и особых прав. Он лишь первый среди равных. Он подотчетен своей общине, которая устроена таким образом, что все члены общины имеют право голоса в ее делах, а иногда и в вопросах вероучения и культа. Причастие под двумя видами (хлебом и вином) распространяется не только на духовенство, как в католической церкви, но и на всех членов протестантской общины. У протестантского духовенства нет права исповедовать и отпускать грехи – права, которое самонадеянно присвоили себе католические и православные попы. Протестанты считают, что свои грехи каждый христианин должен сам замаливать перед богом. Спасение достигается не добрыми делами, а только и исключительно личной верой в Бога. Протестантский священник ведет такой же образ жизни, как и мирянин. Протестантизм не знает католического целибата – обязательного безбрачия духовного сословия. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа. Этим устранялась граница между мирянами и духовенством, отпадала сама потребность в иерархии.

     Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери). Признавая рай и ад, протестанты  не верят в католическое "чистилище".

Религиозный культ протестантов.

     Протестантизм не знает пышного и дорогого культа католиков или православных, их чрезвычайно  сложного магического действия, доступного только посвященным, в котором миряне могут принимать участие в основном лишь как зрители. Католики вынуждены слушать богослужение и молиться на непонятном им латинском языке. Протестантское богослужение состоит из проповеди и совместной молитвы на родном для верующих данной общины языке.

     Библия  в протестантизме тоже не на латинском языке, а в переводах. Чтение и самостоятельное изучение ее – не грех, как для католиков, которым разрешено изучать Священное писание только под руководством священника, а первейшая обязанность. Протестанты имеют право самостоятельно толковать Библию. Ее авторитет для них выше всех церковных постановлений. В этом состоит третий принцип протестантизма.

     Культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма (удаление икон, статуй, мощей, алтаря, с церквей были сняты колокола), в одежде священнослужителей (у попов были отняты дорогие, богатые и разнообразные одеяния). Но, тем не менее, церкви в протестантизме были сохранены. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов: оно ведется на местных языках.

     Были  упразднены множество религиозных  праздников и специальных служб, связанных с почитанием святых и  богородицы. От семи таинств в католицизме  и православии – крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака – протестантизм оставил лишь два: таинства крещения и причащения. Но действие и этих обрядов было лишено особой магической силы и поставлено в прямую зависимость от личной веры. Из церковных символов сохранилось лишь изображение креста в храмах, отвергнуто почитание Богородицы и святых.

     У лютеран брак, рукоположение, соборование, конфирмация считаются простыми обрядами. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.

     Целибат (с лат. – безбрачие) духовенства  отвергается. В протестантизме нет  монастырей и монашества – людей, намеренно удалившихся от мирской  жизни и затворившихся в искусственном  мире, добровольно отрекшихся от житейских радостей и связанной с ними "суеты". Но богослужение упорядочено и сохранен епископат. Протестантизм учит, что свое спасение человек должен искать в обыденной жизни и своем профессиональном успехе, но при условии подчинения мирского священному.

Общее католицизма и  протестантизма.

     Вместе  с тем с католицизмом протестантизм  роднит многое: и филиокве (учение о  том, что "святой дух" исходит не только от бога-отца, как считают  православные, но и от бога-сына), и  употребление при причащении опресноков, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения. Но в отличие от католицизма, который учит, что отношение человека к богу опосредовано церковью, протестантизм считает это отношение непосредственным, а роль церкви в этом деле вспомогательной.

 

3    Христианство в наше время 
 

     В настоящее время руководители как  западной, так и восточной Церквей  стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, 7 декабря 1965 г. в Риме и  Стамбуле (бывший Константинополь) в торжественной обстановке были разорваны грамоты 1054 г., содержащие тексты анафемы, которой предали друг друга главы Константинопольской и Римско-католической церквей. Руководители церквей высказали сожаление по поводу "оскорбляющих слов, безосновательных обвинений и уязвляющих шагов", имевших место с обеих сторон в прошлом, однако они вынуждены были признать, что взаимное снятие анафемы не ведет к устранению во взглядах между этими церквами, т.к. глубокие традиции обоих исповеданий противоположны и несовместимы.

     Но, несмотря на все различия православие, католицизм и протестантизм объединяются под общим названием христианство, т.к. в целом они заключают в себе определенные области согласия в понимании основных догматических истин: исповедание единосущной Троицы (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого), христология (Боговоплощение, искупительная смерть Христа, воскресение и вознесение), богодухновенность Библии, вера в искупительную жертву Христа, вера в прощение грехов, вера в бессмертие души и загробную жизнь в царстве Божьем.

     Список  использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Костюкович  П.И. Религиоведение. – Мн: Новое  знание, 2001.
  2. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 2000.
  3. Елисеев Г.А. История религий. – М.: Дрофа, 1997.
  4. Чанышев А.Н. Протестантизм. – М.: Наука, 1969.
  5. Религии мира под редакцией Щапова Я.Н., М.: Просвещение 1994.
  6. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. – М.: 1990.
  7. Христианство. М.: Гранд, 1998.

Информация о работе Ветви христианства