Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:05, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение темы ветра ,бури ненастья , в мировой культуре. Эта тема важна для мировой культуры .
Концепт ветра, бури – это универсалия мировой культуры. ...В славянской и особенно в русской концептуальной и вербальной картинах мира понятия ветра весьма важное место.
Концепт ветра присутствует на различных уровнях культуры старой и новой, традиционно-народной и интеллектуально-элитарной, в обрядах и ритуалах, в фольклоре различных жанров, в высокой и церковной книжности, в художественных поэтических и прозаических произведениях, в живописи, музыке и т. д.
Введение.
1.Тема ветра в религии.
1.1.Стрибог, славянский бог ветра
1.2.Боги ветра у племён майя.
1.3. Ветер в Древнегреческой мифологии.
2.Ветер , буря в кино.
3. Тема ветра , бурь и ненастья в живописи. Работы Айвазовского
4. Роль ветра в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
Заключение.
Список использованной литературы.
План. Введение. 1.Тема ветра в религии. 1.1.Стрибог, славянский бог ветра 1.2.Боги ветра у племён майя. 1.3. Ветер в Древнегреческой мифологии. 2.Ветер , буря в кино. 3. Тема ветра , бурь и ненастья в живописи. Работы Айвазовского 4. Роль ветра в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Заключение. Список использованной литературы.
Введение.
Целью данной работы является рассмотрение темы ветра ,бури ненастья , в мировой культуре. Эта тема важна для мировой культуры . Концепт
ветра, бури – это универсалия мировой
культуры. ...В славянской и особенно в
русской концептуальной и вербальной
картинах мира понятия ветра весьма важное
место. Исходя из вышесказанного мне представляется , что данная тема важна и интересна.
1.1.Стрибог, славянский бог ветра Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе сДажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков: Посвист - старший ветер, считается богом бури; Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге; Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды; Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга; Северный ветер - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет; Западный ветер - настоящий европеец, немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый; Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный; Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью. 1.2.Боги ветра у племён майя.
По поверьям одного из племен майя считалось, что до начала существования всего живого на земле жил бог в форме дерева, который однажды забеременел потенциальной жизнью. Потом этот бог стал цвести и созревший на нём плод сорвался с него, раскололся на множество мелких кусочков, раскидав по земле всё, что нынче существует. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света.
1.3. Ветер в Древнегреческой мифологии.
В мифологии древней Греции боги ветра занимают большое место. Изначально, великим богом захватчиков-греков, как и богом ведийских индусов, было само благородное и переменчивое небо; возможно, с прогрессом антропоморфизма именно этот небесный бог стал Ураном, или Небом, а затем "тучегонителем", ниспосылающим дождь пастырем громов и ветров Зевсом. Именно он был главным божеством. В стране, пересыщенной солнечным светом и изголодавшейся по дождю, солнце, Гелиос, было божеством второстепенным. Ему молился Агамемнон, а спартанцы приносили ему в жертву коней, чтобы те влекли по небу его огненную колесницу; в эллинистическую эпоху родосцы почитали Гелиоса как свое главное божество, ежегодно сбрасывали для него в море четверку коней и колесницу и посвятили ему знаменитый Колосс; Анаксагор же едва не лишился жизни - и это в Перикловых Афинах,- ибо утверждал, что солнце не бог, а всего лишь огненный шар. Однако, вообще говоря, в классической Греции солнцу поклонялись мало, еще меньше луне (Селене) и уж менее всего планетам или звездам.
2.Ветер , буря в кино.
Сравнительно
недавно по каналу RTVi (февраль, 2007 г.) прошла
еженедельная передача «Жизнь прекрасна»
(обычно посвящаемая песням советского
периода, любимым и в современной России),
в которой Иосиф Кобзон исполнил песню
«И снег, и ветер, и звезд ночной полет»
(А. Пахмутова, Л. Ошанин). Приведу отрывок
из нее, ибо она вызвала чрезвычайный душевный
подъем в студии – ее пели и люди возраста
Кобзона, и совсем молодые актеры театра
и кино. Пели с негромким воодушевлением,
бесспорно объединившим в тот момент многих:
3. Тема ветра , бурь и ненастья в живописи. Работы Айвазовского.
И.Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». П.М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант». В живописи Айвазовский был,
прежде всего, поэтом. О себе
художник говорил: «Сюжет За свою долгую жизнь он написал до 6000 произведений. Лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира. «У самого Айвазовского, да
и во всем мировом искусстве
нет другой картины, которая
с такой захватывающей силой
передавала бы всесокрушающую
мощь стихии, неотвратимый ужас
надвигающейся гигантской Страшные бури разыгрываются
на многих картинах «Много внимания Айвазовский уделял изображению приморских городов, – пишет Л. Тарасов. – В картине "Вид на Одессу" (1855) город показан при лунном освещении, с большим скоплением кораблей, сосредоточенных в порту. Живописна "Лунная ночь в окрестностях Ялты" (1863) с эффектным своим освещением и множество других подобных картин. Айвазовский умел передать в пейзаже то состояние, когда происходит перелом и море уступает после возмущения, затихая и смиряясь. Это показано, например, в картине "Радуга" (1873)». Кроме марин, Айвазовский писал жанровые пейзажи («Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца» (1862), «Обоз чумаков» (1862), «Петербург. Переправа через Неву» (1870-е)). Совершив в 1869 году поездку по Кавказу, Айвазовский написал ряд горных пейзажей, в числе которых «Аул Гуниб» (1869). Айвазовский устраивал В 1877 году Айвазовский разводится
с первой женой. Через пять
лет он вступил во второй
брак с Анной Никитичной В поздние годы своей жизни
Айвазовский переживал новый
расцвет своего таланта. В Вот как отзывался об этой картине И.Н. Крамской: «На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». В 1889 году художник создает
обобщенный образ грозной Картины романтического |
4. Роль ветра в поэме А. А. Блока “Двенадцать”"
“Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над“революцией”, Блок в каждом слове, в каждом звуке высмеивает в бессильной злобе кровавый разгул стихии.
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, Ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, Ветер –
На всем божьем свете!
...
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга!
За четыре за шага!
В поэме последовательно применен художественный прием, основанный на эффекте контраста. Сразу бросается в глаза, что изображение строится в ней на чередовании мотивов ночной темноты и снежной вьюги. Эта цветовая символика отчетливо ясна по своему смыслу. Она знаменует два жизненных исторических начала: низкое и высокое, лож и правду, прошлое и будущее – все, что противоборствует как на всем свете, так и в каждой человеческой душе. Символика эта социально прояснена, в ней – отражение и художественное обобщение реально исторических явлений.
Что такое снежная вьюга в “Двенадцати”, как не образ “исторической погоды”,образ самого переворота и хаоса им принесенного. Черный вечер и белый снег воплощают в своей контрастности историческую бурю, потрясшую мир. Белое, светлое, снежное торжествует в финале поэмы, где полностью побеждает непроглядную тьму, из которой вышли двенадцать. Здесь автор завуалировано пророчит победу белой, светлой силы над черно-красным хаосом, принесенным той стихией, к которой принадлежали двенадцать.“Двенадцать” – это полное торжество стихии. Она – главный герой поэмы. Как сама поэма, так и стихия в ней едина и синтетична, хотя внутри нее самой действуют самостоятельные характеры с их собственными индивидуальными чертами.
Двенадцать красногвардейцев пробиваются сквозь лютую вьюгу; они “ко всему готовы” им “ничего не жаль”, они настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего “державного шага” в будущее. Они в этой борьбе еще новорожденные, рожденные вместе с “новым” миром, рожденные самим этим “новым” миром.
В геpоях поэмы, беззаветно вышедших на штуpм стаpого миpа, – пожалуй, больше от анаpхической "вольницы" (активно действовавшей в Октябpьские дни), нежели от авангаpда петpогpадского pабочего класса, котоpый под пpедводительством паpтии большевиков обеспечил победу pеволюции.
Ощущение “взлета” революции с громадной силой сказалось в “Двенадцати” в мотивах ночной метели, порывистого, резкого ветра, взвихренного снега. Эти мотивы проходят сквозь всю поэму подобно основной теме в симфонии. При этом ветер, снежная вьюга, пурга – как динамические образы восставшей, разбушевавшейся стихии – приобретают в “Двенадцати” различный смысл применительно к разным персонажам поэмы. Для теней и обломков старого мира злой и веселый (злорадный) ветер – сила враждебная, безжалостно выметающая их из жизни, для двенадцати же, он – их родная стихия, они как порождение этого ветра, они детище хаоса, стремящиеся к разрушению. Этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Это их родная стихия, они идут сквозь вьюгу революции, которая пылит им в глаза и играет с красным флагом.
Заключение.
Из всего сказанного в работе можно сделать вывод о том , что темой ветра, ненастья пронизана вся мировая культура . Ветер , как сила , как стихия присутствовал в культуре всех народов начиная от племён майя , ацтеков , языческих племён славян , заканчивая нашим временем.
При помощи ветра в кинематографе всего мира изображалась сила , решимость , уверенность героя ,которому в лицо дует ветер, усугублялось значение трагедии в триллерах и драмах.
Ветру посвящали стихи и оды . Буря пронизывает всё творчество А.С.Пушкина «Буря мглою небо кроет…».
Стихию ветра воспел в своих картинах Айвазовский.
Ветер ласковый и ласкающий волосы прекрасной девы , грозная стихия разбившая корабль Одиссея – всё это один и тот же персонаж которому посвящено множество шедевров мировой культуры.
Список использованной литературы
1.
История культуры России. Курс лекций
для негуманитарных специальностей. -М.
О-во "Знание" РФ 1993г.
2. Рыбаков Б.А.
Мир Истории. Начальные века русской истории.
-М. "Молодая гвардия". 1987г.
3. Введение христианства
на Руси/Ин-т философии Б24 СССР. -М. "Мысль".
1987г.
4.Тынянов Ю.Н. Иллюстрации. // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.310-32
5."Реестрик бытия: от эпоса Пушкина к эпосу Бродского" ("Независимая газета", 29.09.1993).
6.М. Слова и вещи. Л., 1977. С.69).