Вербальные и невербальные знаковые системы, их роль в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

Семиотика - наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 века и с самого начала представляла собой особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки.

Содержание

1. Вербальные и невербальные знаковые системы, их роль в жизни общества 3

2. Особенности научного знания как явления культуры 11

3. Термины 15

4. Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

К.р. культурология.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

      Однако  античной науке не были свойственны  все те черты, которые мы отметили для современной науки. Греческая наука была по преимуществу умозрительной дисциплиной (слово теория в переводе с греческого означает умозрение), научные представления древних греков не предполагали их эмпирической проверки или практического использования. Для античности характерна негативная оценка, любых прикладных исследований, идеалом было чистое незаинтересованное познание не ориентированное ни на какую выгоду. Представления об эксперименте отсутствовали вообще, а метод наблюдения, хотя и использовался, но не применялся систематически.

      По  преимуществу религиозный характер средневековой культуры накладывал значительный отпечаток на развитие научного знания, поскольку контроль над образованием был фактически монополизирован церковью, наука в значительной степени была сведена к роли института обслуживающего нужды богословия. Развитие средневековой науки в значительной степени определялось тем представлением, согласно которому Бог не только существо всемогущее, но и всеведущее. Поэтому изучение природы может быть безболезненно заменено изучением откровения. Средневековые ученые по преимуществу занимались комментированием Библии и некоторых античных авторов (прежде всего Аристотеля). Сама вселенная представлялась им колоссальной книгой, которая требует правильного прочтения и толкования.

      В эпоху Возрождения формируется  новое отношение к миру, утверждающее самоценность его изучения. В этот период возникает новая интерпретация теории «двух истин», утверждающая самостоятельную ценность научного знания. По мере развития промышленности, мореплавания, совершения географических открытий, все большее значение приобретает прикладная сторона научного знания, наука стала рассматриваться как способ облегчения и улучшения человеческой жизни, установления власти человека над природой. Все эти изменения были обобщены философами XVII века. Английский философ Ф. Бекон разработал основные положения экспериментальной науки, именно к Бекону принято возводить такие характерные особенности современной науки как опора на эксперимент, поставляющий начальные данные научного исследования и проверяющий его результаты и господство аналитического подхода к действительности, направленного на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности.

      Таким образом, из всего сказанного можно определить современную науку как – особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

      Противоречия между  естественной и гуманитарной культурами дополняются противоречиями внутри самой науки. Наука не способна дать исчерпывающих ответов, она решает частные вопросы, создавая концепции наилучшим образом объясняющие явления действительности, но создание таких теорий не представляет собой простого накопления знаний это более сложный процесс, включающий в себя как эволюционное поступательное развитие, так и «научные революции», когда пересмотру подвергаются даже наиболее фундаментальные основы научного знания. И новые теории строятся уже на совершенно иной основе.  
 
 
 
 
 
 
 

      3. Термины

      Текст (культурологическая интерпретация).

      Всякое  явление культуры есть сочиненный людьми с помощью знаковых систем текст. Текст – смысловое целое, организованное единство составляющих элементов; последовательность символов, образующих сообщение; осмысленное единство, имеющее многосмысловую структуру, способную производить новые смыслы. Функцией текста является сохранение и передача социально значимого содержания. Но любой текст – в виде вещи ритуала, художественного произведения, речи и т. д. – представляет собой нечто такое, что подлежит прочтению и пониманию.   Ко всякому тексту как произведению культуры можно подойти двояко. С одной стороны, текст можно рассматривать как «вместилище информации», которая должна быть оттуда извлечена. Это значит, что требуется определить степень двойственности содержащейся в нем информации и увидеть «за» ним «подлинную» реальность, которую он отображает. С другой стороны, к нему можно отнестись как к уникальному, порожденному своеобразием личности автора произведению, которое представляет интерес само по себе. В этом случае не то что «за» текстом, а именно он сам и есть «подлинная» реальность. Читатель ставит свей целью понять текст так, как хотел того автор, понять его мысли и замыслы, его чувства и переживания.

      В герменевтике (так называют теорию и практику истолкования текстов) выделяется ряд обстоятельств, обусловливающих возникновение разных способов понимания и интерпретации текстов. Интерпретация может зависеть от следующих обстоятельств:

      - Как движется мысль интерпретатора  — от частей к целому или  от целого к частям.

      - На что опирается интерпретатор  — на «предпонимание», т. е.  какое-то начальное «минимальное предзнание», или на постепенное «вживание» в текст.

      - Из чего исходит интерпретатор:  из первого впечатления от  текста, или из «дистанцирования» от текста, рассмотрения его как бы «со стороны».

      - Каков культурный контекст, в  который погружается текст и  в котором происходит его осмысление.

      Таким образом, одно и то же произведение может быть интерпретировано по-разному. Но всякое самостоятельное осмысление произведений культуры есть, по сути дела, их переосмысление с позиций интерпретатора. Он вносит, вкладывает в них смысл от себя и для себя. Такое осмысление произведений культуры как бы продолжает творчество их создателей и является, в сущности, сотворчеством. 
 

      Социокультурный мир.

      Социокультурный  мир -  общество со свойственным ему  особым, уникальным и неповторимым типом культуры. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (например, мир Древнего Египта или мир инков), а также могут охватывать и разные народы и страны (например, мир европейского Средневековья, мир арабской культуры). Социокультурные миры относительно обособлены от внешнего окружения. Влияние иных культур не сказывается существенным образом ни на содержании их жизни, ни на их исторической эволюции (если только она не прерывается насильственно завоевателями). До сих пор человеческая культура развивалась и продолжает развиваться в условиях сосуществования различных социокультурных миров. Можно выделить следующие  типы социокультурных миров (которые не являются взаимоисключающими).

      - Исторические типы культуры — сменяющие друг друга эпохи в развитии общества.        

      - Региональные культуры — надэтнические культурные общности, которые складываются в определенном географическом ареале и на протяжении долгого исторического времени сохраняют свою специфику (например, культура Латинской Америки).

      Элитарная культура.

      Элитарная культура – культура, ориентированная  на нужды определенной (элитарной, высшей в том или ином отношении) части общества.

      Элитой  общества принято называть носителей  высокого творческого потенциала, лидеров, крупнейших специалистов в каком-то деле, активных собственников и политиков, а остальных людей, главным образом потребляющих культуру, но не создающих её, — массой. Элита имеет высокие нравственные и эстетические стандарты,  она — основной «мотор» общественного прогресса. Именно элита способна осуществлять нетривиальные подходы к проблемам, критично относиться к устоявшимся нормам и стандартам, предлагать новые. Главным вкладом элиты в культуру, в жизнь общества является, в конечном счёте, организация и упорядочение жизни.

      Участие в культурной жизни, вклад в культуру и т.п. связаны с деятельностью, осуществляемой носителями субкультур. Разделение на массу и элиту определяется тем, что элита владеет знаниями и творческими умениями, недоступными большинству других, часто властью и богатством, и потому ощущает своё положение «над» массой. Данное разделение ведёт начало из глубокой древности человечества. Элита складывалась как жреческие и правящие группы, а также как торговые и финансовые сословия. Часто все эти функции выполнялись одной и той же общественной группой.

      О существовании элитных групп  в обществе писал ещё Платон. Позднее  пытались научно осмыслить соотношение и взаимодействие элиты с массой в обществе философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В ХХ веке концепцию элиты разрабатывали многие известные философы и социологи.  В 1925 году появилась небольшая книга испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства». В ней проводился тезис, что новые, возникшие во второй половине ХIХ и начале ХХ веков формы искусства обращены не к массовой публике, а к избранной, к элите. При этом новое искусство призвано уводить людей от реальной жизни, его основой является «дегуманизация». Искусство ХХ века сознательно разделяет публику на способных к его восприятию и на остальных, к этому не готовых. Правда, вхождение в элиту, пишет Ортега, определяется не аристократическим происхождением и  не принадлежностью к привилегированным слоям общества, а природными задатками, «божим даром». Только элита обеспечивает общественный прогресс, поэтому именно ей адресовано искусство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1.Абрамович С.Д., Тілло М.С., Чікарькова М.Ю. Культурологія: Навч. посіб. – К.: Кондор, 2005.

      2.Введение в культурологию: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Е.В.Попова. – М.: ВЛАДОС, 1996.

      3.Культурология: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.И.Шаповалова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

      4.Культурология: История мировой культуры: Уч. Для вузов / Под. Ред. проф. А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

      5.Лучшие рефераты по культурологии / Сост. А.Коваленко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

      6.Культурология. ХХ век: Энциклопедия. Т.1. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.

      7.Історія світової та української культури: Підручник для вищ. Зал. Освіти / В.А.Греченко, І.В.Чорний, В.А.Кушнерук, В.А.Режко. – К.: Літера ЛТД, 2005.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Вербальные и невербальные знаковые системы, их роль в жизни общества