Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:41, доклад
Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар долину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. И сошёл Яхве посмотреть город и башню, что строили сыны человеческие. И сказал Яхве: вот один народ, и один у всех язык; это первое, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Яхве оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Бабель (Вавилон), ибо там смешал Яхве языки всей земли, и оттуда рассеял их Яхве по всей земле». (Быт. 11, 1-9). Сюжеты обоих сказаний расходятся и совпадают в ряде мотивов: по 1-му сказанию, строится город, по 2-му (текст дан в разрядку) - башня до небес (и то, и другое мыслится как первое большое строительство людей); если город строят оседлые обладатели единого языка, умеющие обжигать кирпич, то башню - кочевники с Востока; если город строится для обитания людей и ради вечной славы, то башня - для ориентира, чтобы не рассеяться.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
и смешение языков,
два предания о Древнем Вавилоне
(объединённых в каноническом тексте
Библии в единый рассказ): 1) о постройке
города и смешении языков и 2) о возведении
башни и рассеянии людей. Эти
предания приурочены к «началу истории»
человечества (после потопа) и объясняют
враждебным вмешательством бога первопричину
языковой и территориальной разобщённости
людей. «Все люди на земле имели один язык
и одинаковые слова. Двинувшись с Востока,
они нашли в земле Сеннаар долину и поселились
там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей
и обожжём огнём. И стали у них кирпичи
вместо камней, а асфальт вместо извести.
И сказали они: построим себе город и башню
высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы
мы не рассеялись по лицу всей земли. И
сошёл Яхве посмотреть город и башню, что
строили сыны человеческие. И сказал Яхве:
вот один народ, и один у всех язык; это
первое, что начали они делать, и не отстанут
они от того, что надумали делать. Сойдём
же, и смешаем там язык их, так чтобы один
не понимал речи другого. И рассеял их
Яхве оттуда по всей земле; и они перестали
строить город. Посему дано ему имя: Бабель
(Вавилон), ибо там смешал Яхве языки всей
земли, и оттуда рассеял их Яхве по всей
земле». (Быт. 11, 1-9). Сюжеты обоих сказаний
расходятся и совпадают в ряде мотивов:
по 1-му сказанию, строится город, по 2-му
(текст дан в разрядку) - башня до небес
(и то, и другое мыслится как первое большое
строительство людей); если город строят
оседлые обладатели единого языка, умеющие
обжигать кирпич, то башню - кочевники
с Востока; если город строится для обитания
людей и ради вечной славы, то башня - для
ориентира, чтобы не рассеяться. В преданиях
богу, по мнению их авторов, не угодны высокомерные
планы большого строительства и он нарушает
намерения людей: градостроители перестают
понимать друг друга, а воздвигавшие башню
были, вопреки их цели, рассеяны; строительство
прекращается. Город, который по замыслу
его строителей должен был стать памятником
вечной славы, получает, напротив, бесславное
имя. В Библии западносемитское название
этого города (Баб Эл, «Врата бога») толкуется
игрой слова позднего, восточносемитского
корня со смыслом «мешать», «смешивать».
Оба сюжета возникли, очевидно, под впечатлением
огромного (но недостроенного) кирпичного
города и башни, лежащей в руинах. По мнению
немецкого учёного Г. Гункеля, предания
навеяны исторической действительностью,
и речь в них идёт о многоэтажном храме
богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней
(о которой и в другом памятнике гиперболически
отмечено, что она достигает небес), временами
сооружение это укреплялось и реставрировалось,
вполне вероятно, что оно рано разрушилось.
Археологические раскопки (Р. Кольдевей.
А. Парро и др.) подтверждают, что в предании
о В. б. нашло отражение строительство
в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий
ритуально-храмового значения). Рассказы
могли сложиться не у оседлого вавилонянина,
а у человека чуждой культуры, для которого
кочевье - нормальный (а потому богоугодный)
образ жизни. Вавилонский обычай сооружать
себе вечные памятники в виде зданий и
городов кажется рассказчику высокомерием;
бог (Яхве) изображён весьма антропоморфно,
и ему приписывается незнание помыслов
и дел людей и даже страх перед ними (упоминание
Яхве нет оснований считать исконным для
сюжетов, эти предания вообще не имеют
ничего общего с культом Яхве и иудаизмом:
они не согласуются с преданием, объясняющим
происхождение всех народов и их языков
постепенным разветвлением семьи Ноя).
Сказания возникли не позднее нач. 2-го
тыс. до н. э., т. е. почти за 1000 лет до литературного
памятника, являющегося их старейшим письменным
свидетельством (и относящегося к древнейшему
пласту библейских текстов). У более поздних
авторов развитие получили лишь некоторые
мотивы сказаний: изображается греховность
всего «допотопного» поколения строителей,
в особенности вавилонян как врагов, в
этой связи выделяется богоборческий
характер строительства башни. В корне
меняется образ бога, мотив его враждебности
переосмыслен усилением его справедливости,
рассеяние людей изображается не как возмездие
из опасения силы людской, а как благодеяние
и божий промысел. Сюжет имеет многочисленные
мифологические параллели.