Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, реферат
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного
объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью,
единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного
Введение
1. Общее понятие человека
1.1 Труд в жизни человека
2. Человек как биопсихосоциальное существо
3. Человек как личность
3.1 Мировоззрение и характер
4. Человек, коллектив и общество
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Общее понятие человека
1.1 Труд в жизни человека
2. Человек как биопсихосоциальное существо
3. Человек как личность
3.1 Мировоззрение и характер
4. Человек, коллектив и общество
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Целью данного реферата является анализ проблемы уникальности человека.
Задачи данного реферата: рассмотреть уникальность человека во всех ее проявлениях.
1. Общее понятие человека
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного
объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью,
единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного
простым: в самом деле, кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и
дело, что то, что нам ближе всего - лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в него. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нас, а притягивает как магнит.
Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда
направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы;
Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.
История философии полна различных концепций сущности человека. В
античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с
человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства,— арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности — богу и тем самым обрести спасение в день
страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.
Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Но
еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Идеалистическая философия XIX — начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив,— к иррациональному.
Начиная с марксизма, человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.
Были заложены основные
принципы диалектико-материалистической
1.1 Труд в жизни человека
Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же
мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в
единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный,
социальный. Развитие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние
сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию.
2. Человек как биопсихосоциальное существо
Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным. ' Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма.
Под психическим
понимается внутренний духовный
мир человека — его сознательные
и бессознательные процессы,
воля, переживания, память,
характер, темперамент и т, д. Но ни один
аспект в отдельности не раскрывает нам
феномен человека в его целостности. Человек,
говорим мы, есть разумное существо.
Что же в таком случае представляет его
мышление: подчиняется ли оно
лишь биологическим закономерностям
или только социальным? Любой
категорический ответ был бы явным упрощением:
человеческое мышление являет собой
сложноорганизованный биопсихосоциальный
феномен, материальный субстрат
которого, конечно, поддается биологическому
измерению (точнее, физиологическому),
но содержание его, его конкретная
наполненность — это уже безусловное
взаимопереплетение психического
и социального, причем такое, в котором
социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Но ведь он не просто организм, не просто
биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности.
Организм и личность— две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.
3. Человек как личность
Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.
Индивидом является каждый человек с момента рождения (и даже раньше) до смерти. Этот термин неотъемлем от человека, что бы с ним не происходило, при каком бы режиме он ни жил. Всё, что приобрело человечество в процессе эволюции, как физические, так и психические качества, все это плавно переходит во владение каждому отдельному индивиду. Благодаря особенностям анатомического строения человек смог стать человеком, то есть имеются ввиду возможности беспрепятственного обмена информацией и творческого труда. На этой основе человек смог развить и углубить свои данные природой качества, и приобрести индивидуальность. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем ярче его индивидуальность. При этом происходит так называемая “социализация” индивида - внедрение индивида в общество, приобретение им определенных социальных ролей, которые, по замечанию Леонтьева, не более чем маски, за которыми скрывается личность, но в рамках общественных отношений выполнение своих социальных ролей у каждого человека индивидуализировано. А является ли “индивидуализированный” индивид личностью? В некотором смысле - да. Оформившаяся индивидуальность - без малого личность, но нельзя смешивать эти понятия, так как личность - “вершина” всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - это “глубина” личности и субъекта деятельности (Ананьев Б. Г.). Следует также заметить, что индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность. Таким образом, можно сказать, что индивидуальность - это оболочка, внешний облик личности, благодаря чему человек становится неповторимым. Именно индивидуальность поможет вам выявить одного близнеца из трех, четырех, даже из сотни ему подобных. Общество формирует личность по своим особым законам, одинаковым для каждого, но именно эти общие законы создают в человеке нечто, присущее исключительно ему и никому более.
Многие философы и психологи делают упор на то, что человек без общества - ничто, представитель приматов. По этому поводу венский психолог Зигмунд Фрейд заметил, что “человек - животное, скованное культурой”, и, по-видимому, не ошибся, ибо культура - есть все духовно-материальные ценности, созданные человечеством, и повсеместно насаждаемые, в зависимости от потребностей той или иной группы людей. А значит, что личность формирует личность посредством культуры. Здесь нельзя не упомянуть известного социолога Питирима Сорокина, утвердившего триединство личности, общества и культуры.
Итак, формирование личности проходит в три этапа: появление индивида - первоосновы личности - здесь происходит как бы приноровление к эволюционным физиологическим особенностям человека. Далее, на эту основу биогенетических задатков накладываются “общие” законы общества, преломленные через сознание индивида, через его психо-социальное ядро, внутренне “Я”. И вот, по прошествии известного времени, перед нами возмутитель спокойствия выдающихся умов человечества - Ее Величество Личность.
Но не стоит утверждать, что к 18-21 годам процесс формирования личности останавливается, нет - человек как личность не есть некая законченная данность. Он - процесс, требующий неустанной душевной деятельности.
3.1 Мировоззрение и характер человека
Главным результирующим свойством
личности выступает мировоззрение. Оно
являет собой привилегию человека, поднявшегося
до высокого уровня духовности. Человек
вопрошает себя: кто я? зачем я явился в
этот мир? в чем смысл моей жизни, мое предназначение?
живу ли я согласно велениям бытия или
нет? Только выработав то или иное мировоззрение,
личность, самоопределяясь в жизни, получает
возможность осознанно, целенаправленно
действовать, реализуя свою сущность.
Мировоззрение это как бы мост, связывающий
личность и весь окружающий ее мир.
Одновременно с формированием мировоззрения
складывается и характер личности психологический
стержень человека, стабилизирующий его
социальные формы активности. «Только
в характере индивидуум приобретает свою
постоянную определенность».
Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действенную силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно уважают и справедливо воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, а энергия воли имеет достойное себя содержание. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится деформированно субъективным. Упрямство это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой.
Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.
4. Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие
Проблему личности нельзя решать всерьез
без четкой философской постановки
вопроса о взаимосвязи личности
и общества. В каких же формах
она проявляется?
Связь личности и общества опосредствована
прежде всего первичным коллективом: семейным,
учебным, трудовым. Только через коллектив
каждый его член входит в общество. Отсюда
понятна его решающая роль роль исключительно
важной «клеточки» целостного социального
организма, где личность складывается
духовно и физически, где путем усвоения
языка и овладения общественно выработанными
формами деятельности она впитывает в
себя в той или иной мере созданное трудами
предшественников. Непосредственные формы
общения, складывающиеся в коллективе,
образуют социальные связи, формируя облик
каждого человека. Через первичный коллектив
идет «отдача» личного обществу и достижений
общества личности. И как каждая личность
несет на себе печать своего коллектива,
так и каждый коллектив несет на себе печать
составляющих его членов: будучи формирующим
началом для личностей, он сам формируется
ими. Коллектив не есть нечто безликое,
сплошное и однородное. Он в данном отношении
представляет собой соединение разных
неповторимых индивидуальностей. И в нем
личность не тонет, не растворяется, а
выявляется и самоутверждается. Выполняя
ту или иную общественную функцию, каждый
человек играет и свою индивидуально-неповторимую
роль, имеющую в громадном спектре разнообразных
видов деятельности единую основу. В развитом
коллективе человек поднимается до осознания
значимости своей личности.