Третьяковская галерея как итог подвижнической и культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Третьяковская галерея - один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, имеющий мировую известность. Сейчас галерея содержит одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства.
Основана она была в 1856 году как частное собрание московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова, известного коллекционера и мецената.

Содержание

Введение…………………………………………………………..2
Семья Третьяковых………………………………………………4
Собрание Павла Третьякова……………………………………..5
Собрание Сергея Третьякова…………………………………….9
Передача галереи городу…………………………………………11
Рост и развитие Третьяковской галереи…………………………14
Об истории зданий Третьяковской галереи……………………..16
Заключение………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Третьяковская галерея как итог.doc

— 101.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………..2

Семья Третьяковых………………………………………………4

Собрание Павла Третьякова……………………………………..5

Собрание Сергея Третьякова…………………………………….9

Передача галереи городу…………………………………………11

Рост и развитие Третьяковской галереи…………………………14

Об истории зданий Третьяковской галереи……………………..16

Заключение………………………………………………………...17

Список литературы………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Третьяковская галерея - один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, имеющий мировую известность. Сейчас галерея содержит одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства.

Основана она была  в 1856 году  как частное собрание московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова,  известного коллекционера и мецената.

Традиции меценатства и благотворительности в предпринимательской среде были издавна распространены в России. Для одних они были модой, дыханием времени, а для других нормой жизни. Купеческое меценатство в России в эпоху промышленного переворота (середина XIX века), было существенной, заметной стороной духовной жизни общества.

Именно с ним историки связывают решительный поворот к поддержке национального, берущего свое начало в народной жизни, отечественного искусства. Благодаря деятельности меценатов русская культура расцвела на рубеже XIX и XX веков, были найдены такие таланты, как Шаляпин, Врубель и другие были собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства. 

Поддержка меценатами развития культуры была обусловлена прежде всего чувством ответственности за свою страну, патриотизмом.

Гораздо менее образованные, особенно в первых поколениях, по сравнению с рафинированными представителями дворянства, но ближе ощущавшие потребности людей из народа, эти новые меценаты проявили глубокий интерес к народным, религиозно-православным корням русской культуры и к ее гражданским основам. Лучшие из них, в противовес европейским веяниям дворянства, его увлечению классицизмом и академизмом, стали поддерживать национальную традицию в искусстве и литературе.

Сказалась и отстраненность купечества от идеологии. Взамен этого их внимание было поглощено заботой о развитии культуры. Вложение средств в эту сферу общественной жизни они не рассматривали как средство извлечения прибыли. Меценатство для предпринимателей было всемерной заботой о максимальной доступности самых широких слоев населения к культурным ценностям.

Повышение уровня образования многих наследников купцов-старообрядцев побуждало их собирать коллекции живописи и других предметов искусства.

Стремление избежать внутреннего душевного разлада, жить в согласии со своей совестью, усиленное строгим религиозным воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире, было главнейшей побудительной причиной расцвета российского купеческого меценатства. По словам Марины Цветаевой, -«Сознание неправды денег в русской душе невытравимо».

Несомненно, были и другие причины: богатство и честолюбие, стремление выделиться, жажда почестей и наград, поощрительное налоговое законодательство.

Однако главным источником, определившим размах этого удивительного движения, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, постепенно приводившие их, в лице наиболее дальновидных, просвещенных и мыслящих из них, к осознанию личной ответственности перед обществом.

В результате, как свидетельствует художественный и музыкальный критик В. Стасов, в первой половине XIX столетия выросла иная порода купцов, у кото-рых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до нелепого про-жигания жизни. Вместо этого у них была великая потребность в интеллектуаль-ной жизни, влечение ко всему научному и художественному. Эти люди непрерывно ищут себе постоянных товарищей и знакомых в интеллигентной среде, истинно образованной и талантливой, проводят много времени с писателями и художниками, интересуются произведениями литературы, науки и искусства. Одни из них накапливают в своих домах богатые собрания книг и рукописей, другие собирают не менее богатые коллекции картин, третьи создают типографии и печатают целые библиотеки хороших книг, четвертые создают публичные галереи, куда открывают доступ всем желающим. И всегда, во всем стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу.

Меценатство и коллекционерская деятельность в России не были массовым явлением. Они были доступны лишь немногим богатым людям. К тому же не все предприниматели хотели быть меценатами. Феномен купеческого меценатства в России приобрел такую широкую не только всероссийскую, но и мировую известность благодаря усилиям, размаху деятельности отдельных ярких, выдающихся личностей. Среди них можно назвать Павла Михайловича Третьякова. Значение и масштабы его меценатской деятельности беспримерны.

В наше время, с переходом страны к рыночной экономике, вопрос о поддержке культуры меценатами выглядит особенно актуально. В данной работе описана подвижническая деятельность мецената Павла Михайловича Третьякова и история создания Третьяковской галереи.

Семья Третьяковых

Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898), основатель галереи, происходил из древнего, но небогатого купеческого рода. Первое упоминание о роде Третьяковых относится к XVIII в. В 1774 г. купец Елисей Мартынович Третьяков с женой Василисой и двумя сыновьями Захаром и Осипом переселился из Малого Ярославца в Москву. Захар Елисеевич выбился в III гильдию и цепко держался за купеческое звание. Его сын Михаил Захарович торговал льняным полотном, завел ткацкую фабрику. Воспитывал детей в строгости, но в душе был эстетом. Любил картины и книги, которых в доме было множество. Эта любовь передалась его сыновьям – Павлу и Сергею, двумя годами младше. Михаил Захарович дал сыновьям хорошее домашнее образование, поощрял их тягу к знаниям. Братья начинали  карьеру в торговле, работая с отцом. В дальнейшем развили его дело, став крупными предпринимателями. Многие средства они тратили на благотворительность. В письме к своей дочери Александре Павловне Павел Третьяков писал: «Наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях».

Собрание Павла Третьякова

Бывая в Петербурге по делам фирмы, Третьяков однажды посетил Эрмитаж. Пораженный богатством и великолепием художественного собрания, он решил посвятить жизнь созданию музея русской живописи, которым пользоваться «может весь русский народ, это само собой известно». Подобный замысел для того времени был необычен, хотя собрания картин уже нередко выставлялись в музеях. Окончательно это решение оформилось, когда Третьяков познакомился с собранием питерского коллекционера Прянишникова – полотнами художников‑ реалистов Венецианова, Кипренского, Тропинина, Федотова. В то время Павлу Михайловичу не было и тридцати лет.

Со свойственной ему основательностью Третьяков начал с изучения серьезных книг по живописи и искусству, монографий, стал посещать выставки, приобретать каталоги. Начало формирования его коллекции относится к 1850-м гг. Днем основания Третьяковской галереи считается 22 мая 1856 г., когда он приобрел первые полотна – картины Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера. Вскоре к ним добавились работы В.И. Якоби, А.Н. Саврасова В.Г. Перова.

«Я желал бы оставить национальную галерею, – отмечал Павел Михайлович в «Завещательном письме» 1860 г. – Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие». В этом документе коллекционер впервые выразил намерение передать собрание картин Москве.

Собиратель пользовался особым доверием художников и получил право осматривать их новые работы еще в мастерских либо на выставках накануне вернисажа. Известно, что никакого специального художественного образования Павел Михайлович не имел. Тем не менее, он раньше других распознавал талантливых художников и, как правило, приобретал наиболее значительные работы каждого мастера. Вот как охарактеризовал собирателя В.Стасов: «С гидом [путеводителем] и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к делу.»

Поскольку галерея была задумана Третьяковым как национальный музей русского искусства, он приобретал картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов и даже наперекор собственному вкусу. В первую очередь Третьякова интересовало творчество современников, начиная с 70-х гг. XIX в. Наиболее полно и лучшими работами оказались представлены в его собрании Перов, Крамской, Репин и Суриков. Приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупая целые собрания. В 1874 г. была куплена туркестанская серия Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 г. –  его же индийская серия (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов Иванова, 102 этюда Поленова, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У Виктора Васнецова Павел Михайлович приобрел собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе.

Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков попутно приобретал картины мастеров XVIII – первой половины XIX вв. На рубеже 70–80-х гг. XIX в. Третьяков стал коллекционировать и рисунки, а с 90-х годов формировал собрание икон. В общей сложности Павел Михайлович приобрел 62 иконы. При его жизни они не включались в экспозицию, а находились в кабинете владельца. Гораздо реже, чем живопись, приобретал Третьяков скульптуру и графику. Произведения этих видов искусства существенно пополнили музей уже после смерти его основателя.

Близко общаясь со многими художниками, известными композиторами, артистами, учеными, писателями, в конце 1860-х гг. Третьяков задумал сохранить для грядущих поколений образы своих великих соотечественников и современников – «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части». Он начал собирать портреты по списку: выкупал у наследников уже имеющиеся и заказывал новые В.Г. Перову, И.Н. Крамскому, И.Е. Репину, Н.Н. Ге и другим мастерам портретной живописи. Если художнику не удавалось достичь сходства или Третьякову что-то не нравилось в работе, он заставлял переделывать портрет, даже передавал заказ другому мастеру. Так в галерее появились портреты Писемского, Гончарова, Гоголя, Островского, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, Васильева, Тургенева, Достоевского, Майкова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Тютчева, Пирогова, Герцена. Привлечение к воплощению этой идеи ведущих русских живописцев 1870 – 1880-х гг. стимулировало развитие русской портретной живописи. Многие работы Перова, Крамского, Репина, Ярошенко были созданы если не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его собрание.

Так был сформирован особый отдел собрания – национальная портретная галерея.

Все художники, молодые и уже знаменитые, мечтали, чтобы их картина висела в Третьяковской галерее, потому что уже сам факт покупки картины Павлом Михайловичем Третьяковым был актом общественного признания таланта художника.

Так один удивительный человек смог повлиять на все русское живописное искусство и стать выразителем общественного мнения России.

Оценивая деятельность Третьякова, В.В.Стасов писал: "Чего не делают больше общественные учреждения, - то поднял на плечи частный человек и выполняет со страстью, с жаром, с увлечением... Сверх того, никто столько не хлопотал и не заботился о личности и нуждах русских художников..."

Весной 1874 г. для разросшейся коллекции построили специальную галерею, открыв в нее доступ для публики, а с 1881 г. галерея Павла Третьякова стала общедоступной.

 

Собрание Сергея Третьякова

По примеру старшего брата, младший Третьяков с начала 70-х гг. занялся коллекционированием картин. Он разбирался в живописи и обладал хорошим вкусом. Подбор произведений, украшавших его особняк на Пречистенке, отражал душевный склад владельца. Большинство произведений в этом собрании – несколько романтизированные, поэтические пейзажи с включением жанра, в основном работы французских живописцев 40-80-х гг. XIX в. Младший Третьяков постоянно одно покупал, другое продавал, потом перепродавал вновь приобретенное. При этом капитал Сергея Михайловича был в шесть раз больше, чем у старшего брата, поэтому такое поведение говорит не о недостатке средств, а о желании сосредоточить в своей коллекции лучшие произведения, избавляясь от более слабых.

В итоге составилась коллекция, которая в свое время занимала первое место среди русских собраний подобного рода. Она включает такие произведения, как знаменитая картина «Деревенская любовь» Бастьен-Лепажа, «Заклинатели змей» и «Любители гравюр» Фортуни. Но особенно интересна часть собрания, где представлены мастера барбизонской школы. Над составлением ее Сергей Михайлович трудился с особенной любовью. Картины Милле, Руссо, Коро, Диаза, Добиньи – одна из прекрасных страниц мировой живописи.

Общность интересов питала их глубокую взаимную привязанность. Сергей Третьяков исполнял поручения брата, сообщал из поездок о художественных новостях, о жизни и работе живописцев в Петербурге и за границей. «Он любил живопись страстно и если собирал не русскую, то потому, что я ее собирал, – писал П.М. Третьяков Репину после смерти брата, – зато он оставил капитал для приобретения только русских художественных произведений.» «Не только произведения иностранных художников были собраны в особняке С.М. Третьякова, – писал художник и искусствовед И.Э. Грабарь, – здесь висело немало замечательных русских картин из числа тех, которые составляют украшение Третьяковской галереи. Здесь были два лучших пейзажа Александра Иванова – “В парке виллы Дориа” и “Вид из Помпеи на Кастелламаре”, один из видов Сорренто Сильвестра Щедрина, “Птицелов” Перова, “Украинская ночь” Куинджи, “Лунная ночь” Крамского, “Бабушкин сад” Поленова и много других.» Все эти работы Сергей Михайлович приобретал непосредственно у авторов. По свидетелю дочери П.М. Третьякова, А.П. Боткиной, братья координировали свои усилия: «Павел Михайлович советовал Сергею Михайловичу приобрести хорошие вещи, которые сам почему-нибудь в тот момент купить не мог». П.М. Третьякову было важно, чтобы эти картины в свое время заняли место в галерее (братья знали завещания друг друга).

Информация о работе Третьяковская галерея как итог подвижнической и культурной деятельности