Традиционное и современное в культуре России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:12, реферат

Описание работы

1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре
2. Основные черты традиционной культуры
3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
4. Традиционная и современная культуры
5. Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры
6. Современная культура России.
7. Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 45.57 Кб (Скачать)

4. Традиционная и  современная культуры

Антропологическое изучение культур обязательно включает в себя явное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типов обществ. Традиционная культура (или тип общества) - это (в самом  первом приближении) общество, в котором  регуляция осуществляется на основании  обычаев, традиции, установлений. Функционирование современного общества обеспечивается кодифицированным правом, сводом законов, изменяемых посредством законодательных  органов власти, избираемых народом.

Традиционная  культура распространена в обществах, в которых изменения незаметны  для жизни одного поколения - прошлое  взрослых оказывается будущим их детей. Здесь царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколения в поколение традиция. Единицы общественной организации  состоят из знакомых людей. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, человек  не чувствует разлада с обществом. Данная культура органично взаимодействует  с природой, едина с ней. Этот тип  общества ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. Авторитет старшего поколения непререкаем, что дает возможность бескровно  решать любые конфликты. Источник знаний и умений - старшее поколение.

Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими  в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний, умений, культурных навыков - институализированная система воспитания и обучения. Типичная семья - "дети-родители", третье поколение отсутствует. Авторитет  старшего поколения не так высок, как в традиционном обществе, в  явной форме выражен конфликт поколений ("отцы и дети"). Одна из причин его существования - изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обуслов ливающая новые параметры жизненного пути нового поколения. Современное общество - анонимно, оно состоит из незнакомых между собой  людей. Важное отличие его заключается в том, что оно унифицированно-индустриально, универсально одинаково. Такое общество существует преимущественно в городах (или даже в мегаполисах, в бесконечной урбанистической действительности, типа восточного побережья США), находясь в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса, получившего название экологического кризиса. Специфической чертой современной культуры является отчуждение человека от человека, нарушение общения, коммуникации, существование людей как атомизированных индивидов, клеточек гигантского суперорганизма.

Традиционная  культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней - сельское хозяйство. Есть культуры, которые до сих пор находятся на стадии охоты и собирательства. Самые разнообразные сведения о традиционных культурах собраны воедино в "Этнографическом атласе" Дж.Мёрдока, впервые вышедшем в 1967 г. В настоящее время создан компьютерный банк данных более чем 600 традиционных обществ (он известен также как "Ареальная картотека человеческих отношений" - Human Relations Area Files). Анализируя отдельные проблемы культурологии, мы используем его данные. В последующем изложении наряду с термином "традиционная культура" (общество) будет использоваться как синоним понятие "архаичное общество" (культура), а также "примитивное общество" (культура) ввиду использования последнего рядом исследователей культур.

Вполне  закономерен вопрос о соотнесении  выделенных типов культур с реальной исторической действительностью. Традиционные общества до сих пор существуют в  Южной Америке, Африке, Австралии. Их характерные черты во многом соответствуют  типу культуры, описанному нами ранее. Реальное воплощение индустриальной культуры - США, урбанизированная (городская) часть  стран Европы. Правда, надо иметь  в виду, что в сельской местности  развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного  образа жизни. Таким образом, в одной  стране могут объединяться два типа культуры - унифицированно-индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.

Традиционная  и современная культуры - два полюса в широком спектре межкультурных  исследований. Можно выделить также  и смешанный тип обществ-культур, вовлеченных в индустриальную модернизацию, но тем не менее сохранивших свои культурные традиции. В смешанном традиционно-индустриальном типе культуры относительно гармонично сочетаются элементы модернизации и этнически обусловленные стереотипы поведения, уклада жизни, обычаев, национальных особенностей мироощущения. Примером таких обществ являются Япония, некоторые страны Юго-Восточной Азии и Китай. 

5. Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры  

 Подводя  итоги вышесказанному, кратко сформулируем  различия между культурой традиционного  и современного обществ.

Традиционная  культура Современная культура
Более или менее выраженное согласование культуры и социальной структуры Наметившаяся  тенденция к рассогласованию  культуры и социальной структуры
Безраздельное господство религии в духовной сфере. Рационалистическое, секулярное мировоззрение преобладает.
Ценности  и нормы религиозные; "сословные". Ценности преимущественно  светские, четкая связь между ценностными  ориентациями индивида и его социальной принадлежностью может и не прослеживаться.
Религиозная легитимация социального порядка Отсутствие  прочной легитимации социального  порядка.
Преобладание  мировоззренческого, религиозного знания - "спасительного знания" (Шелер). Преобладание  и постоянный рост практического, научного знания, "знания ради господства" (Шелер).
Гомогенность культуры, базирующаяся на господствующем религиозном Дифференцированность культуры, сосуществование противоречивых цен-
 

 

мировоззрении. ностей, норм, представлений о мире.
Ориентация  на прошлое, традиционализм. Ориентация  на будущее, прошлое не является источником образцов для подражания.
Ярко  выраженные культурные различия между  социальными слоями Тенденция к  сглаживанию культурных различий между  слоями и классами и повышение  значимости культурных различий, возникших  на других основаниях. Феномен "массовой культуры".
Технологии  ручного труда, крайне медленное  их совершенствование. Сложные машинные технологии, постоянный технологический  прогресс как один из важных факторов социальных и культурных изменений; "технологизация" среды обитания и образа жизни.
Нетерпимость  к "иному", низкий уровень толерантности, базирующиеся на культурной гомогенности. Толерантность, признание права на "инаковость" и "свободомыслие", обусловленные дифференцированностью культуры.
 

Типологические  особенности современной культуры приводят к важнейшим антропологическим  последствиям, коренным образом меняют способ существования индивида в  культуре. Традиционная культура - это, во многом, культура отсутствия выбора. Доминирующее мировоззрение и устойчивая традиция предоставляет индивиду четкую систему духовных и поведенческих  ориентиров. Окружающий мир понятен  человеку, не вызывает вопросов. Иными  словами, не происходит его проблематизации. 
   Современная культура, в силу своей глубокой дифференцированности и внутренней противоречивости, погружает человека в ситуацию постоянной неопределенности и ставит его перед необходимостью выбора: мировоззрения и поведенческих стратегий. Отсутствие общепринятого мировоззрения делает окружающий мир проблематичным, лишает его устойчивости и очевидности. (Такая ситуация, собственно, и привела к появлению наук о культуре, к осознанию самого факта существования феномена "культуры"). 
   Следует также отметить огромную информационную насыщенность современной культуры по сравнению с традиционной. Современная культура содержит такое обилие информации, что ни один человек не в состоянии освоить ее полностью. К тому же объем информации постоянно возрастает и обновляется. В традиционном обществе индивид, принадлежащий к интеллектуальной элите, в принципе, способен овладеть всем значимым культурным багажом, которым общество располагает. В эпоху современности на это не способен никто. Разрыв между "объективной" и "субъективной" культурой приобретает в современном обществе угрожающий характер. Возникает тип современного "дикаря" - индивида, живущего в информационно насыщенной среде, потенциально обладающего возможностью приобщения к невиданным культурным богатствам, но вполне довольного минимумом культурных содержаний, которые он получает из популярных телепередач и непосредственного, неизбежно ограниченного, жизненного опыта. Перечисленные выше тенденции еще более усиливаются при переходе обществ к состоянию постсовременности.

6. Современная культура  России.

   Современная русская культура требует глубокого и многостороннего

рассмотрения. С одной стороны, непосредственно  соприкасаясь с русской

культурой прошедших веков в смысле хотя бы просто хронологического

«соседства», современная культура тесно увязана  с накопленным культурным опытом, даже если внешне отрицает его, или играет с ним. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Поэтому, для понимания современной культуры России необходимо обращение как к русской культуре предшествующих эпох, так и к мировой культуре в целом, к общим тенденциям культурного развития современности.

     Можно заметить также, что проблемы культуры приобретают сегодня

первостепенное  значение еще и потому, что культура выступает мощным фактором социального развития. «Пронизывая» все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа, культура играет все большую роль в решении программных целей социального движения, к которому относятся и формирование и укрепление гражданского общества, и раскрытие творческих способностей человека,  и построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности. Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в

знаковых  и символических системах, традициях и т.д.

Одной из наиболее важных для современной  культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, дает новым поколениям возможность актуализации предшествующего опыта, опору на созданное предшествующими поколениями. В традиционных обществах усвоение культуры происходит через воспроизведение образцов, с возможностью незначительных вариаций в рамках традиции. Традиция в этом случае является основой функционирования культуры, в значительной мере затрудняя творчество в смысле новаторства. Собственно, наиболее «творческим» в нашем понимании процессом традиционной культуры, как

ни парадоксально, выступает само формирование человека в качестве субъекта культуры, как набора канонических стереотипных программ (обычаев, ритуалов). Трансформация же самих этих канонов достаточно медленна. Таковы культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

   В определенных условиях устойчивость культурной традиции можно отнести на счет необходимости устойчивости человеческого коллектива для его выживания. Однако, с другой стороны, динамичность культуры не означает отказа от культурных традиций вообще. Вряд ли возможно существование культуры без традиций.

   Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существования, но и развития культуры, даже при наличии в ней большого творческого (и одновременно негативного по отношению к традиции) потенциала. В качестве живого примера можно привести культурные трансформации России после Октябрьской революции, когда попытки полного отрицания и разрушения предшествующей культуры привели во многих случаях к невосполнимым потерям в этой сфере.

   Таким образом, если возможно говорить о реакционных и прогрессивных

тенденциях в культуре, то, с другой стороны, вряд ли возможно представить

создание  культуры «на пустом месте», совершенно отбросив предшествующую культуру, традицию. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т. е культурного творчества. В последнем всеобщее органическое слито с уникальным: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. В этом смысле тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – есть распространение, а не созидание культуры. Необходимость распространения культуры, как кажется,  не нуждается в доказательствах. Творчество же культуры, являясь источником инноваций, вовлечено в противоречивый процесс развития культуры, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих тенденций данной исторической эпохи.

     На первый взгляд, культура, рассматриваемая с точки зрения содержания,

распадается на различные сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления «духа» народа. В этом смысле первостепенную важность для понимания уровня развития культуры приобретает история культуры. Если говорить собственно о современной культуре, то она воплощена в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры

Информация о работе Традиционное и современное в культуре России