Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:07, реферат
Китай… Древняя и немного загадочная страна…
Сегодня Китай – это страна, преодолевшая тяжелые последствия “культурной революции”, трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями; это страна соединившее в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее.
В жизни современной
китайской семьи большой
2. Религии.
В Китае много верующих людей и функционируют различные религии: буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их называют в стране, “три учения” – конфуцианство, даосизм и буддизм.
Конфуцианство.
Конфуций (551 - 479 гг. до
н.э.) принадлежит к числу выдающихся
мыслителей древнего мира. Его учение
изложено в трактате «Луньюй» («Рассуждения
и беседы») и имеет этико-политический
характер. В центре его внимания - проблемы
человека, его умственного и нравственного
облика. Конфуций первым разработал концепцию
идеального человека (цзюньцзы), благородного
мужа - не по происхождению, а благодаря
воспитанию в себе высоких нравственных
качеств и культуры, - который прежде всего
должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью,
любовью к людям; проявления жэнь - справедливость,
верность, искренность и т.д. Конфуций
придавал очень большое значение этому
высшему эталону человеческой добродетели.
Благородный муж у Конфуция – образец
поведения, человек, которому должны подражать
все жители Поднебесной. Согласно этой
концепции, каждый мог стать цзюньцзы,
все
5
зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж.
Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Однако при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему.”
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство.
Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и
превратило его
в первейшую обязанность
сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли. Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…
Конфуцианский культ
предков и нормы сяо
И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.
Не будучи религией,
в полном смысле слова, конфуцианство
стало большим, нежели просто религия.
Конфуцианство – это так же
и политика, и административная система,
и верховный регулятор
Даосизм.
В период Чуньцю и
Чжанго возникло еще одно крупное
этико-философское течение –
6
даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии. Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин». Основателем даосизма считается был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако история его личности вызывает сомнения.. Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека. Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать естественности первых людей.
К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.
Буддизм.
Будда принадлежал
к царскому роду Шакья, правившему в небольшой
области на склонах непальских Гималаев.
Будда" означает "Просветленный",
"Пробужденный", это - церковное имя.
Учение Будды вращается около двух пунктов:
страдания и спасения. "Подобно тому, монахи,
говорится в нем, как океан имеет только
один вкус - вкус соли, так и это учение имеет
только один вкус -вкус спасения". Оно
ставит себе таким образом вполне
Все учение Будды основываются
на так называемых "четырех благородных
истинах". Эти истины следующие: страдание,
вобождает от страдания. 4) Путь к освобождению - "благородный восьмичленный путь". Первая истина устанавливает, следовательно, присутствие страдания в мире, вторая объясняет причину его, третья утверждает, что оно может быть уничтожено, и четвертая поясняет, как его можно
уничтожить. Эти четыре благородные истины играют главную роль уже в первой проповеди Будды.
Четвертая истина получила в буддизме
практику мудрости (праджня).
Хотя практика нравственности
Три физические греха суть:
1. Лишение жизни живого
убийства человека.
2. Воровство: завладеть имуществом другого без его согласия, не-
зависимо от ценности этого имущества или от того, было ли действие со-
вершено самолично
или через чье-то посредство.
7
3. Сексуальный проступок: разврат.
Четыре недобродетели речи:
4. Ложь: обманывать других словами или действиями.
5. Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто был в
согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в тупик.
6. Грубость: оскорблять других.
7. Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием желаний
и прочих скверн.
Три недобродетели ума:
8. Зависть: думать - "вот было бы это моим", желать что-либо,
принадлежащее другому.
9. Злонамеренность: желание
малый.
10. Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто существую-
щее, как например закон перерождений, четыре благородные истины и тому
подобные доктринальные положения буддизма.
Пять первых пунктов
обязательны для любого
Практика сосредоточения включает медитацию, которая представляет собой однонаправленное сосредоточение сознания на предмете размышления. Имеется много видов медитативного сосредоточения, среди которых выделяется особо практика безмятежности (самадхи). Суть самадхи – это сосредоточенное удержание сознания на каком-либо объекте, без отвлечений, в соединении с блаженной подвластностью воле.
Не ограничиваясь
отрицанием вечной души, буддизм вводит
новое понятие, которое должно определить
то, что в других доктринах именуется "душой".
Этим понятием становится "поток"
(сантана). По учению буддизма, личность
- лишь ряд взаимосменяющих друг друга
состояний сознания, но она остается тем
не менее чем-то единым на протяжении многих
перерождений и все ее элементы, постоянно
обновляясь, сохраняют связь между собой.
Представление о сантане служит в буддистской
доктрине предпосылкой к своеобразной
трактовке идеи кармы. Смерть есть неизбежное
прекращение сантаны, "приостановка
потока", причем прежние связи рвутся
и целое окончательно распадается на элементы. Однако
на элементах остаются следы переживаний,
Теория "расчленения личности" легла в основу позднейшей философии буддизма, центром которой стала так называемая теория дхарм. Речь идет о комплексе психических первоэлементов, из которых состоит всякое состояние сознания, неважно относится оно к восприятию тела и внешних предметов или к восприятию внутренних переживаний и мыслей (которые мы