Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:36, доклад
Сегодняшние перемены, происходящие в СУАР КНР, сопровождаются пересмотром роли традиционной духовной культуры, ее значения для народов, населяющих этот район Китая. Даже в современных измененных социально-культурных и политических условиях она продолжает играть важную роль в развитии национальных культур, в становлении современной культуры автономного района.
Традиции и современность в духовной культуре уйгуров Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР
Сегодняшние перемены, происходящие
в СУАР КНР, сопровождаются пересмотром
роли традиционной духовной культуры,
ее значения для народов, населяющих
этот район Китая. Даже в современных
измененных социально-культурных и
политических условиях она продолжает
играть важную роль в развитии национальных
культур, в становлении современной
культуры автономного района. Традиционная
духовная культура не просто является
ее суммативной частью, а обогащает
древними традициями и придает ей
национальный колорит и этническое
своеобразие. И не случайно, потомки
одного из древних тюркских народов,
который в свое время возродил
храмы и дворцы, сложнейшие ирригационные
сооружения, вновь возвращаются к
своим национальным истокам, культурному
наследию. Они стремятся дать ответ
на поставленный историей вопрос —
о роли культурного прошлого в
современной жизни уйгуров
В системе современной
культуры СУАР традиционная культура
уйгуров в основном существует в
форме ее сохранения и развития,
воспроизводства и обновления, использования
ее отдельных национальных атрибутов
и элементов (одной из основ такого
утверждения служат методологические
разработки ряда зарубежных авторов, например,
В. Хаджиниколова). Надо отметить, что
данная проблема имеет большое число
аспектов, которое, естественно, возрастает
по мере развития экономических, политических,
этнических и других процессов. Для
современной действительности многообразие
форм существования традиционной культуры
особенно велико. Существовавший в
прошлом период подавления и искоренения
отдельных элементов
К примерам сохранения и
развития традиционной культуры народа
можно отнести, в частности, отношение
к музыкальному искусству. Его истоки
уходят своими корнями в седую
старину, в этническую историю уйгуров,
о чем свидетельствуют
О преемственном
развитии традиционной культуры уйгуров
говорит и искусство
Традиционная культура
уйгуров СУАР существует и в форме
ее воспроизводства и обновления.
Зачастую к ней обращаются творческие
работники с целью
В качестве примера воспроизводства, воссоздания неисчерпаемого богатства народной культуры служит обновление и реставрация памятников архитектуры СУАР. Заселявшие с древних времен его территорию цивилизация оставили здесь много ценных памятников зодчества, мавзолеи, мечети, дворцы. К ним относятся мавзолей Аппак Ходжи, Туглук Томур хана, минарет Имина и другие.
Одна из наиболее известных мечетей в СУАР — мечеть "Хантэгри", занимающая площадь в 2 тыс. 300 кв. метров. Это творение зодчих выполнено в традиционном архитектурном стиле Востока и дополнено местными национальными орнаментами. Нельзя упомянуть и о всемирно известном ансамбле "Мин ой" (пещера тысяч будд), который представляет собой неповторимый синтез архитектуры, скульптуры и живописи.
Традиционная культура уйгуров СУАР существует и развивается также в форме использования ее национальных элементов в современной культуре. Так, например, с современной технологией изготовления ковров, мастерские Хотана, Кашгара, Яркенда используют в процессе их изготовления традиционные орнаменты состоящие из ветвей растений и с изображением крупных рисунков цветов и животных.
Обращение профессиональных художников, писателей, композиторов и других творческих работников к самобытным сокровищам национального творчества помогает им создать оригинальные современные произведения, несущие в себе этнические черты и реалии. Об этом свидетельствуют фильмы "Герип-Санам", "Судьба Малика", "Анархан" и другие.
Что ж касается
синьцзянских литераторов, то в их творчестве
имеет место тенденция не только
поэтически увидеть и осмыслить
национальную жизнь, но и стремление
к научно-теоретическим
Достаточно отметить, что за последние годы сотрудниками Института национальной литературы, Института языка и письменности Академии наук общественных наук СУАР КНР были изданы "Кутад-гу билик" Юсуф Хас Хаджиба и трехтомный словарь тюрков Махмуда Кашгари "Дивану лугат-ит тюрк".
Особое положение традиционной культуры уйгуров в русле современного развития СУАР в определенной степени вызывается к жизни тем, что решение многих политических и социальных вопросов тесно связаны с теми проблемами, которые она отражает. Необходимо отметить, что уйгуры, как и другие тюркские народы, находящиеся на стадии самосознания собственных интересов, видят в ней путь к обретению духовного единства и нахождению своей национальной сущности. Поэтому, как отмечают многие творческие деятели СУАР, политика в этой сфере должна решать две проблемы: с одной стороны, создавать необходимые условия для динамичного развития традиционной культуры, с другой — вырабатывать необходимые условия и пространство для созданияновых форм и способов ее существования.
Сегодня многие в СУАР задаются вопросом:что может произойти в результате взаимодействия традиционной и современной культуры?
Во всяком случае,
уже наметились несколько путей
развития данной проблемы. Первый путь:
традиционная и современная культура
будут существенно оказывать
друг на друга свое воздействие. Второй
путь: традиционная культура станет главенствующей
и приспособит к своим нормам
и типам современную. Третий путь:
современная культура подчинит к
своим требованиям
Пока же анализ состояния культуры дает нам основание утверждать, что наиболее вероятным окажется первый путь.
Таковы некоторые
из аспектов, характеризующих развития
традиционной культуры уйгуров СУАР
в системе современной