Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, реферат
Проблемы толерантности актуальны не только для России, но и для всего мира вообще, потому что сейчас особо обострены межэтнические отношения: Великобритания – Северная Ирландия, проблема Кипра – греческие и турецкие киприоты, конфликты есть даже в таких благополучных странах, как Франция – Корсика.
В России проживает более 120 национальностей. Однако в нашей многонациональной стране толерантность отнюдь не снижена. Социологический опрос выявил, что людей больше беспокоят проблемы терроризма, наркотиков, чем межэтнические отношения. Однако все-таки тревожит поведение мигрантов.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ.
Проблемы толерантности актуальны не только для России, но и для всего мира вообще, потому что сейчас особо обострены межэтнические отношения: Великобритания – Северная Ирландия, проблема Кипра – греческие и турецкие киприоты, конфликты есть даже в таких благополучных странах, как Франция – Корсика.
В России проживает более 120 национальностей. Однако в нашей многонациональной стране толерантность отнюдь не снижена. Социологический опрос выявил, что людей больше беспокоят проблемы терроризма, наркотиков, чем межэтнические отношения. Однако все-таки тревожит поведение мигрантов.
Некоторым политикам и общественным организациям не очень нравится иностранное происхождение слова "толерантность". Они справедливо напоминают, что принципы терпимости и согласия издавна были в российском обществе, и многое в стране держалось и держится на них. Как это ни странно, при всех политических и социальных распрях последних двух десятилетий и даже при конфликтах на Северном Кавказе, по данным исследований, Россия и россияне проявляют вполне достойные терпимость и уважение к культурным различиям. В стране сохраняется высокий уровень смешанных браков, в рамках российской культуры развиваются не только русские культура и язык, но и языки и культуры меньшинств. Население приняло более десяти миллионов мигрантов из числа бывших соотечественников и с удовольствием открывает для себя внешний мир, заимствуя другие культурные обычаи: от пищи и домоустройства до праздников и практик врачевания.
Можно отметить значимую роль СМИ, которые сохраняют толерантность публикаций, хотя встречаются и нетолерантные. Сейчас, благодаря грамотному журналистскому подходу, больше материалов, посвященных межконфессиональным, межэтническим отношениям.
Негативизм рождается от незнания культуры. Однако в стране налажены контакты с национальными меньшинствами. Власти уделяют внимание противодействию и профилактике экстремизма.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Российский
ребенок, жизнедеятельность которого
с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного
этноса, воспитывается в рамках одной,
преимущественно национальной культуры,
а общение в социальной среде и обучение
в школе с каждой из культур составляет
с одной стороны,
его уникальность и индивидуальность,
а с другой стороны, поликультурную направленность
его личности, ее толерантность. Поэтому
постановка проблемы толерантного воспитания
в условиях поликультурной России является,
по нашему мнению, актуальной и прогрессивной
тенденцией, имеющей социокультурную
и политическую значимость, поскольку
в поликультурных условиях особую важность
приобретает задача консолидации общества
на основе толерантных ценностей, готовности
защиты интересов личности ребенка и общества
в целом. Вот почему на одно из центральных
мест в России выдвинута идея формирования
миротворческой личности, которая связана
с формированием толерантности, миролюбия,
позитивного и конструктивного решения
жизненных проблем.
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Это еще более важно при работе в коррекционных образовательных учреждениях. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к учащимся добивается, большей результативности. Проблемы, с которыми сталкивается современное образование: осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. – объясняют практический интерес к исследованиям в области межэтнической толерантности.
В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса в школе и семье:
- между потребностями
общества и государства в
- между потенциальными
воспитательными возможностями
начальной школы и семьи в
преодолении интолерантного
- между темпами
совершенствования новых
Следует отметить, что в последние годы проблема толерантности изучается в сфере негативных положений, как психологами, так и педагогами (агрессия, жестокость, девиации, деструктивность).
Несомненно, в
силу практической значимости, проблема
толерантности изучается в
В отечественной
психологии толерантность как феномен изуч
Человечество делится на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока быть отмечено тем, что взаимоотношения в нем базируются на толерантности, другой стороны; между потребностью в конкретных разнообразных средствах воспитания этнической толерантности студентов, с одной стороны, и их дефицитом в образовательных учреждениях, с другой стороны.
В общественном сознании распространены некоторые неопределенные понятия, истинность которых полагается очевидной. Например, понятие "свобода" все считают выражением истины бытия человека: никто не хочет быть рабом, все стремятся к независимости. Когда же это понятие конкретизируется, возникают вопросы и сомнения. Например, кто будет защищать свободу убийцы? Большинство, наверное, выступит против такой свободы.
"Толерантность"
(терпимость) относится к числу
понятий, сходных в своей
Например, трудно
проявлять толерантность в
Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Нетерпимость ведет человечество к братской могиле, поэтому проблема толерантности сегодня обрела международный смысл. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1992 года приняла резолюцию, приветствующую инициативу ЮНЕСКО провести год Организации Объединенных Наций, посвященный терпимости. Этот год был приурочен к пятидесятой годовщине образования ООН и ЮНЕСКО.
Государства-члены ООН объявили 16 ноября ежегодным международным Днем Толерантности. «Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:
Толерантность — не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Толерантность — привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.
ООН выступает против дискриминации – расовой, по признаку пола, национальности, в системе образования и т. д. Однако дискриминация возникает, как следствие различия в экономическом и социальном положении людей.
В этой связи кажется естественной постановка проблемы различения нормальных и чрезмерных требований. Имеется в виду, что недопустимо терпимое отношение к чрезмерным требованиям.
На что может претендовать каждый? Что относится к области универсальных прав? Вот вопросы, которые обретают практическое значение в этом контексте. "Как отличить потребность, которая может обоснованно рассматриваться как часть общественно финансируемой и четко определенной системы здравоохранения, от желания получить специальное обслуживание, которое общество не обязано обеспечивать?"11. Такая конкретизация общего вопроса может затрагивать многие сферы жизни. Трудность заключается в следующем: то, что вчера считалось элементом специального обслуживания, сегодня становится общей потребностью. И как вообще можно относить к узкой сфере специального обслуживания то, от чего может зависеть жизнь человека?
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности. В связи с этим возникают следующие противоречия:
- между насущной потребностью
общества в толерантной
- между потребностью
- между нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группой, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является;
- между увеличивающимися
интеграционными процессами в
образовании, миграционными
Образование должно
использовать свой потенциал для
консолидации общества, сохранения единого
социокультурного пространства страны,
для преодоления
Обновление содержания образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.
Характерной особенностью образовательного пространства является то, что оно объективно предлагает информационное обеспечение самообразования участников образования, которое проявляется в процессах обмена информацией с окружением. Такой обмен информацией осуществляется по четырем координатам, что учитывается нами при построении толерантной среды:
- нормативно-регламентирующей,
которая представлена спектром
законов, других законодательны
- перспективно-ориентирующей,
представленной доктринами
- коммуникативно-информационной,
которая создает условия для
обмена информацией и