Тюркская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Тюркоязычные народы в западной части Центральной Азии известны с глубокой древности, однако термина «тюрк» тогда не существовало. Народ, именовавший себя «тюрки», сложился в начале VI в. Тюрки VI в. – это сложносоставной народ, образовавшийся в результате соединения в единое государство монголоязычной орды Ашина, вынесшей из ордосских степей воинственные традиции своих предков, и тюркоязычного населения Большого Алтая

Работа содержит 1 файл

Тюркская культура Документ Microsoft Office Word.doc

— 78.50 Кб (Скачать)


Тюркская цивилизация.

Тюркоязычные народы в западной части Центральной Азии известны с глубокой древности, однако термина «тюрк» тогда не существовало. Народ, именовавший себя «тюрки», сложился в начале VI в. Тюрки VI в. – это сложносоставной народ, образовавшийся в результате соединения в единое государство монголоязычной орды Ашина, вынесшей из ордосских степей воинственные традиции своих предков, и тюркоязычного населения Большого Алтая. В середине VI в. оба эти элемента слились в единое целое, создав огромную державу от Желтого до Черного моря, успешно воевавшую с Китаем, Ираном, Византией и распространившую имя «тюрк» на пол-Азии.

Если пойти еще дальше, можно сказать, что тюрки представляют собой смешанную расу – они вообще лишены расовых признаков, т. е. нет тюркской расы как таковой. По всему миру (за исключением, может быть, изолированных горных уголков Центральной Азии) в жилах тюрков течет намного больше чужой крови – монгольской, китайской, иранской, греческой, кавказской, русской, африканской, – чем исконно тюркской крови, той самой, что делала скулы выступающими, а глаза раскосыми.

Они первыми научились седлать и запрягать лошадей, они изобрели седло и упряжь, они – искусные лучники, и их стрелы летят дальше всех и разят сильнее всех. Таким образом, верхом на коне, вооруженные до зубов, они стремятся вперед, они непобедимы в течение веков.

Тюрки отличались сильно выраженным общим типом, и черты лица и телосложение этих людей вызывали у иностранцев живой интерес, смешанный со страхом. Их облик производил неизгладимое впечатление на жителей Запада. Марцеллин отмечал их «коренастое телосложение, огромные верхние конечности, непропорционально крупную голову». Апполинер подчеркивал особенность носа – «бесформенный и плоский, глаза, глубоко сидящие в орбитах, как в пещерах», откуда «исходит пронзительный взгляд, охватывающий далекие пространства».

В XII и XIII вв. эти люди с длинными косичками, выступающими скулами, раскосыми миндалевидными глазами считались образцом человеческой красоты для эстета-мусульманина. И действительно, мы любуемся ими на иранских миниатюрах и газневидских фресках!

Их характер не менее интересен, и суждения о нем не более благоприятны. Чаще всего негативные оценки были результатом страха, презрения или ненависти. Это – люди гордые и вспыльчивые, алчные, хитрые, коварные, жестокие, склонные к грабежу. «Они превосходят в жестокости и варварстве все, что только можно себе представить». «Они не варят пищу, а мясо хранят, положив его на спину лошади и прижав ногами». «Их породили нечеловеческие существа. Под маской человека таится звериная жестокость». Так пишут Марцеллин и Иордан о гуннах, эти выражения почти слово в слово повторяет Матвей Парижский в описании монголов Чингисхана.

Отношение к женщине у тюрков было подчеркнуто почтительным, даже рыцарским. Сын, входя в юрту, кланялся сначала матери, а потом отцу.

Наследование жен предполагает полигамию, однако это не делало тюркютскую женщину бесправной.

Влияние жены на мужа подчеркивает Табари, который писал: «У тюрков всего можно добиться через женщину».

Очевидно, ограничение прав женщины в кочевом мире – явление более позднее.

Этика

Запрещается нарушать табу или порядок, освященный ритуалами. Нельзя «пачкать» воду, огонь, нельзя требовать от природы больше, чем она может дать, нельзя оскорблять, пусть даже ненамеренно, своих господ. Первая заповедь – подчиняться кагану, гаранту космического порядка, и верно служить ему. Сдаваться врагу – это коллективное преступление, которое влечет за собой коллективное наказание, как показывает исторический опыт. Преступления считаются таковыми и влекут за собой наказания, только если преступления совершены внутри общины, к которой принадлежит преступник. Убийство, кража, адюльтер, насилие не считаются преступлениями, если они совершаются в отношении врага или чужака, но не гостя. Нельзя нарушать данное слово или клятву – это тяжелейший грех, и верность торжественному обязательству остается одной из основных черт тюркских обществ.

Религия

Тюрки создали свою религию и находились на пути к единобожию. Они не собирались менять ее на ислам. Но тюркская религия была близка к исламу и поэтому исламу удалось впоследствии мирно внедриться в массы Центральной Азии и завоевать ее. Небо в тюркской религии было главным и всеобъемлющим божеством. Оно называлось "тангри" и до сих пор на всех тюркских языках оно означает бога и стало синонимом "аллаха". Древнее тюркское божество "тангри" и "аллах" употребляются совершенно идентично. Правда, в религии тюрков была еще священная "земля-вода", но тангри в орхонских надписях обладало не только покровительствующей, но и карающей функцией.
Тюрки не приняли Авесту и более того отвергли зороастризм. Вполне допустимо, что они не понимали его языка. Но были и другие обстоятельства. Они отвергали Авесту за культивацию расистских взглядов, которые были чужды им, за культ насилия, смерти, войны, которыми насыщен зороастризм, за восхваление арийского превосходства. Тюрки отвергали также те отвратительные похоронные обряды зороастрийцев и их обычаи. Тюркская цивилизация и культура развивались в постоянной борьбе против зороастрийских идей. Тюркские народы были терпимы в религиозных воззрениях. Поэтому в Центральной Азии сохранялись общины манихейцев и маздакитов, был распространен культ предков, шаманизм, буддизм и др. Но Авеста была отвергнута. Памятники зороастризма сохранились лишь в Хорезме, где он возник и откуда он уходил вместе с арийскими племенами на юг, в Иран.

     Тенгрианство.

Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.
     Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо - бога "Тен-гри". Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. "Тюрки говорят "бир Тенгри", - пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим - "един господь", "Если постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит "бир Тенгри", - свидетельствует ибн-Фадлан. Именно по воле Тенгри, считали тюрки, правят каганы, о которых в рунических надписях говорится: "Тенгри тег, Тенгри йаратмыш" (Подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того, тюрки почитали священные Тюркские Земли и Воду - "Турк ыдук йерсубу". Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним. Тенгри, Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена.
     Следующим по значению было женское божество Умай -покровительница домашнего очага и детей. Кроме того. Умай входила в триаду высших божеств тюрок и покровительствовала всем их делам. Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов тюрок говорится: "Тенгри, Умай, ыдук Иер-Суб басы берд! ерши" (Тенгри, Умай священная Земля-Вода они даровали победу). Культ Умай сохранился у некоторых тюркоязычных народностей Алтая до конца XIX в.
     Важное значение в верованиях всех тюркоязычных племен раннего средневековья имел культ священных гор (ыдык баш), бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особо почитали "Священную Отюкенскую чернь" (Хантайские горы), дух которых считался покровителем каганского рода. Там находилась "пещера предков", где по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилось жертвоприношение.
     По представлениям тюрок, землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени необходимо было умилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик.
     Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь путем магических манипуляций. О вере тюрок в магию, шаманские заклинания пишут и персидские историки и географы.
     Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон: покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили в подходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеет трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел. После похорон накладывали камни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количества людей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столб головы принесенных в жертву животных. Со временем погребальный обряд изменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли или камня.
     Распространение различных религиозных систем среди населения Казахстана. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство.
     В конце IX-начале Х вв. началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху.
     Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе.
     На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Археологическими исследованиями установлено, что в VII-VIII вв. буддизм занимал прочные позиции в Средней Азии и Казахстане.
     Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили, как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения. Манихейские и христианские общины существовали в VI-IX BB. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В "Священной книге двух основ" (VIII в.), написанной с целью пробудить веру в стране "десяти стрел", то есть в Западно-Тюркском каганате, упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зоро-астрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам.
     В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Унаследованные издревне верования и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне.
     Итак, со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - ислам.
     В заключение отметим, что культура народов, населявших Казахстан в V-XII вв., была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и, в свою очередь, послужила фундаментом для культуры казахского народа, развиваясь в контексте общемировой цивилизации.

Шаманизм

Национальная религия древних тюрков известна в европейской литературе под названием шаманизм . Так как в древнетюркском языке священника называли «кам», эту религию мы также можем обозначить словом «камлык» . Она до сих пор еще существует  в далекой Азии среди некоторых немусульманских тюркских народов. Верования, нравственные нормы и религиозные ритуалы шаманистской религии исследовались некоторыми русскими и немецкими учеными . Совершенно неверно, как это делают некоторые ученые, считать шаманизм одной из таких примитивных религий, как фетишизм и тотемизм .

Эта религия, с точки зрения ее содержания, одна из тех, которые имеют под собой развитую основу. Лучший критерий в определении ценности и уровня развитости религий это понимание сущности божественного .

Догматы шаманизма

1. Шаманизм признает одного высшего бога Тенгри (в современном произношении «Танры»), господствующего над всеми другими силами.

Танры - создатель всего существующего (бытия), всех существующих объектов. Он источник всего. Танры сотворил землю и небеса и все, что находится на них .

Одновременно Танры и бог доброты, блага. Танры не только создатель людей, но и их покровитель. Он созидающая и защищающая сила.

Мир состоит из 17 слоев. Небеса - это мир света.

Под землей расположен мир мрака, состоящий из 7 слоев. Между миром света и подземным миром есть линия раздела, это поверхность земли.

Небеса - это пристанище Танры, сотворившего мир, и подвластных ему второстепенных священных духов (существ).

Танры не только сотворил мир, но является также причиной и творцом всех природных явлений..

Поверхность земли - обиталище людей. Поверхности земли присущи свои особые духи, которые тоже подчиняются великому Танры. У духов земли есть имя «Ерсу» (земля-вода).

Ерсу (в представлении современных шаманов) нечто единое, состоящее из 17 духов.

Духи Ерсу, так же как и Танры, обитающий на небе, и подчиненные Танры духи, обитающие на поверхности земли, доброжелательны по отношению к человеку.

2. Подземный мир мрака. Там господствует зло. Там живут духи зла и духи людей, совершивших зло.

Злые духи являются врагами людей. Они постоянно стараются причинить зло и нанести ущерб людям.

3. Духи людей, совершавших добро в течение всей жизни и ведших праведную жизнь, а затем умерших, поселяются и проживают в «уч-мак» - рай, это слово произошло от инфинитива глагола «учмак» - летать. Предки, попавшие в рай, обладают силой, которая, в случае необходимости, может оказать помощь и сотворить добро потомкам, живущим в наше время.

В трудных ситуациях полезно обратиться за помощью к умершим предкам.

4. Танры прежде всего создал некое разумное существо, названное словом «киши» (человек), для того чтобы оно жило на земле. Этому созданию, так же как и небесным духам, Танры подарил возможность жить в счастьи и благополучии.

Но этот человек забыл, что сам он всего лишь создание, что он создан богом, что все обязано своим появлением богу. Он начал считать себя равным богу, считать себя его соперником, он восстал против Танры.

Тогда Танры бросил этого человека в подземный мир мрака, на дно земли и дал ему имя «Эрлик». Танры осудил его на жизнь в мире мрака и зла. После этого Танры создал еще 9 человек, чтобы они жили на земле. Современные люди - это потомки тех девяти человек.

Подземный человек (Эрлик) и духи зла, живущие под землей, все они враги людей, живущих на земле, на территории света. Они при каждом удобном случае стараются причинить вред людям, живущим на земле.

Мы, люди, живущие на земле, рабы небесного Танры, мы всегда пребываем под его добрым влиянием. Однако мы живем на поверхности земли, поэтому подвержены влиянию и злых подземных духов. Каждый верующий должен стараться жить согласно воле великого небесного Танры, создателя всего сущего, и оберегать себя от влияния злых подземных духов, от их вредных наставлений.

С появлением ислама начинается новая эпоха, которая называется эпохой хиджры (622 г. – бегство Мухаммеда из Мекки в Медину, от которого мусульманство ведет свое летоисчисление).

Ислам в Центральной Азии проповедовали тюркам люди, убежденные в превосходстве этой религии и не сомневающиеся в том, что она будет горячо принята. Начиная с царствования омейадского халифа Хишама (722–743 гг.), если верить историку Якуту, миссионеры добирались до тюркских правителей и предлагали им обратиться в ислам. Такие миссии посылались неоднократно и позже; к этому массовому движении примыкали также торговцы и дервиши, бродившие по степям.

Арабские коммерсанты, очень активные в первые столетия хиджры, в основном занимались пропагандой ислама, предлагая следовать их примеру «на всех путях и во всех царствах». Они пользовались покровительством первой экономической державы мира и являлись представителями самой высокой цивилизации. Мистики, суфии составляли довольно разнородную группу, состоявшую из бедняков и просвещенных бродяг, в которой встречались и настоящие умы, вдохновленные верой и любовью к Аллаху.

Принятие ислама тюрками на первых порах как будто положительно сказалось на идеологии их государств. Тюрков, живших в городах и аилах, ислам внешне устраивал. Но в дальнейшем проявились и отрицательные стороны принятия новой для них религии, так как вместе с забвением религии своих предков стали исчезать и тюркские национальные традиции и обычаи. Национальные чувства притуплялись. Национальная идеология подменялась религиозной. Народ читал молитвы на чужом языке, не понимая сути и смысла. Принятие ислама повлекло не только смену одной религии на другую, это имело и другие, более значительные последствия. Тюркские традиции, обычаи, мировоззрение, законы стали подменяться арабскими. С принятием ислама тюркоязычные племена перешли на арабский алфавит, отказавшись от тюркского. Код или ключ познания мира через тюркскую письменность (современники называют ее руни), которую даровал своим любимым Сынам Великий Дух Неба Тэнгри, присущий только им, был подменен арабским. Новые поколения стали терять свои исторические и национальные корни древней культуры, традиции предков, их связь с прошлым была нарушена. Им теперь были недоступны древнетюркские книги и надписи, выбитые на камнях.

Информация о работе Тюркская цивилизация