Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:06, реферат
Эпоха Возрождения имеет исключительное значение в развитии мировой культуры. В это время человек пришел к гармонии, к новому мировоззрению. Культура в это время обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени. Это и гуманизм, и возрождение античных идеалов (откуда произошло название эпохи), и светский характер, и т.д.
Введение...................................................................................................................3
Проторенессанс – подготовительный этап.........................................................4
Раннее Возрождение...........................................................................................6
Высокое Возрождение и его гении.......................................................................9
Поздний Ренессанс.................................................................................................13
Заключение..............................................................................................................16
Список использованной литературы...............
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
государственный университет
Кафедра
истории
Дисциплина:
Культурология
Реферат
ТИТАНЫ
И ШЕДЕВРЫ КУЛЬТУРЫ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Студент группы 2 А III
А.С. Тесленко
Руководитель:
Канд.ист. наук, доцент
В.Ю.Жуков
Санкт-Петербург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха
Возрождения имеет
В наше время эта тема по-прежнему актуальна, так как гений человека никогда еще не достигал таких высот, такого мастерства и великолепия, как во время Ренессанса. В этот период создано огромное количество шедевров культуры. Цель данной работы – рассказать о наиболее значимых из них, а так же о людях, которые их создали и оставили свой след в истории человеческой культуры.
Мне
эта тема показалась наиболее значимой,
поскольку Возрождение для меня
– вершина художественной культуры,
достигнутая величайшими
В разных странах культура Возрождения имела особенности и прошла разные этапы становления и развития. Раньше всего Возрождение началось в Италии (XIV—XVI вв.). В других европейских странах культура Возрождения зародилась позже и охватывает XV—XVII вв. Эпоху итальянского Возрождения подразделяют на три этапа: Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) — середина XIV–XV в.; Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.; Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в. Также есть подготовительный этап Возрождения – Проторенессанс, он охватывает период XIII — начала XIV в.
Таким
образом, можно рассмотреть шедевры
культуры Ренессанса с точки зрения
принятой периодизации.
ПРОТОРЕНЕССАНС
– ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП
Культура
Италии XII – XIV веков неоднозначна и сложна:
сочетая органическую связь с общеевропейской
средневековой культурой, в ней возникают
совершенно новые черты, предвещающие
развитие Ренессанса. Литература в период
Проторенессанса ознаменовывается творчеством
итальянского поэта-гуманиста Данте Алигьери.
Что же касается живописи, скульптуры
и архитектуры, то здесь творчество живописцев
Джотто ди Бондоне, зодчего Арнольфо
ди Камбио и скульптора Николло Пизано
стали фундаментальным началом обновления
искусства.
Данте Алигьери (1265–1321) — итальянский поэт, создавший уже в раннем возрасте произведения различных жанров — сонеты, канцоны, баллады, автобиографическую повесть, автор философских и политических трактатов («Пир», «О народной речи», «Послания»).
Вершина
творчества Данте — поэма «Божественная
комедия» в трех частях («Ад», «Чистилище»,
«Рай»), изложенных в 100 песнях. Поэма получила
всемирную известность, ее признали поэтической
энциклопедией Средних веков. Поэма утверждает
мощь человеческого разума, соравного
божественному в постижении добра и зла,
право человека на свободу волеизъявления.
«Божественная комедия» — это прорыв
из мрака ада в ослепительное сияние рая,
из монашеского Средневековья — в жизнерадостную
стихию Ренессанса. В ней предвосхищаются
многие идеи, темы, образы мировой культуры
нового времени. Поэма была выпущена в
свет на итальянском языке, в то время
когда такие произведения писались на
латыни. Поэтому Данте вошел в историю
как создатель итальянского литературного
языка.1
Джотто ди Бондоне (1266/1267–1337) — один из основоположников искусства Проторенессанса. Рожденное в трудной и сложной борьбе с феодальным мировоззрением и принципами средневековой художественной культуры, его искусство заключало в себе ряд новых и смелых реформ, несмотря на то, что Джотто не выходил из круга традиционных, освященных веками религиозно-библейских тем. Именно этим художником были заложены основы для последующего развития реалистического искусства.
Наиболее известными произведениями Джотто являются фрески капеллы дель Арена в Падуе и церкви Санта-Кроче во Флоренции. В этих шедеврах отказался от плоскостного характера иконописных изображений в пользу трехмерности – этим он совершил поворот к реалистичному искусству.
Джотто
создал один из наиболее трогательных
образов — образ Христа в сцене «Поцелуй
Иуды» (фреска капеллы дель Арена в Падуе).2
Невероятную выразительность Джотто придает
взглядам Христа и Иуды. Выделяя эти два
центральных персонажа на передний
план, перенося весь акцент на их душевное
состояние, художник достигает в этой
сцене максимальной драматической насыщенности
действия. По своей образной глубине «Поцелуй
Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего
цикла Капеллы дель Арена.
У
истоков итальянского Проторенессанса
стоит работавший во второй половине
XIII века в Пизе мастер Никколо Пизано (1220-1278) –
основатель пизанской школы скульптуры.
У него и его последователей рельеф скульптурных
фигур был максимально приближен к формам
живых людей. Он, несомненно, изучал скульптурное
оформление позднеримских и раннехристианских
саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра
(1260 г.), выполненная им для баптистерия
в Пизе повлияла на ее дальнейшее формирование
ренессансной культуры. По средневековой
традиции, на стенках кафедры представлены
рельефы на сюжеты из жизни Христа, между
ними располагаются фигуры пророков и
аллегорических добродетелей, однако,
кафедра принадлежит уже новой эпохе.
В скульптуре пизанской школы использование
классической традиции, акцентировка
объема, материальности и весомости фигуры,
предметов, стремление внести в изображение
религиозной сцены элементы реального
земного события создали основу для широкого
обновления искусства.
Архитектура проторенессанса долго следовала средневековым традициям, но она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. Храм отличается широкими пролётами, единым светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное потолочное перекрытие.
Арнольфо
ди Камбио (1240-1302) итальянский скульптор
и архитектор, проявивший заинтересованность
в античном наследии, добивался монументальной
пластики образов. Он был одним из архитекторов
собора Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции,
он задумал создать купол над алтарной
частью храма, однако после его смерти
строительство возобновилось только в
период Раннего Возрождения.
РАННЕЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
К
периоду Раннего Ренессанса относится
литературное творчество Джованни Боккаччо.
В изобразительном искусстве прославились
Мазаччо и Сандро Боттичелли, в пластическом
искусстве - скульптор Донателло, основоположником
архитектуры Ренессанса стал Филиппо
Брунеллески.3
Джованни Бокаччо , выдающийс флорентийский литератор XIV века, поэт, ученый и, прежде всего, прозаик, создатель новоевропейской новеллы (небольшого рассказа с острой, стремительной фабулой) - автор знаменитейшего "Декамерона", что в переводе с греческого означает "Десять дней".
Многие ученые видят в "Декамероне" такую же грандиозную идейно-эстетическую "сумму" средневековья, какой для XIV в. стала "Божественная комедия" Данте. Средневековые истории пересказаны автором по-своему, переосмыслены. В "Декамероне" художественно последовательно проведено новое единство произведения, основанное на качественно новой системе нравственно-эстетических оценок реальности.
В
одной книге Боккаччо сумел собрать все
добродетели и пороки человеческого рода.
Никто до него, не знал так хорошо человеческого
сердца, никто не обладал в такой степени
той мощью комизма, которая может заставить
людей смеяться над собственными слабостями
и делает их мудрее и лучше на их собственный
счет.
Художник Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401—1428) по словам Вазари, «стремился изображать фигуры с большой живостью и величайшей непосредственностью наподобие действительности». Созданные им типы людей насыщены таким глубоким чувством материального бытия, что мы полностью ощущаем их силу, мужество и духовную выразительность.4
Мазаччо принадлежит знаменитый цикл фресок капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине. Перед живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нем мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения. Мазаччо справился с этой задачей и сумел передать психологическую глубину образов. Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо со статиром». Композиция соединяет три разновременных эпизода, в которых трижды предстает апостол.
Еще
один шедевр Мазаччо – «Изгнание
из рая». Главное здесь - не библейский
сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного
человеческого отчаяния, которым охвачены
Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая
Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом
искажённого криком рта.
Сандро
Боттичелли (1445—1510), родился во Флоренции.
Он учился живописи у Филиппе Липпи, посещал
мастерскую знаменитого Верроккьо. Его
имя стало известно благодаря картине
«Поклонение волхвов», которая привлекла
к себе внимание семьи Медичи. На картине
были изображены три их поколения.
В своем искусстве художник, исключительно
чуткий и искренний, прошел сложный и трагический
путь творческих исканий — от поэтического
восприятия мира в юности до болезненного
пессимизма в зрелом возрасте.
Самая
известная картина Боттичелли –
«Рождение Венеры» стала
Приподнятость
чувств на картине граничит с меланхолической
задумчивостью, рождая эмоциональную
атмосферу, пронизанную светом. Все в композиции
несет на себе отпечаток субъективного
мира художника. Он дал остро личное истолкование
строк древнегреческих поэтов, которые
легли в основу сюжета картины.
Реформатор итальянской скульптуры, Донателло (около 1386—1466), во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан - Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы.
В 1430 г. Донателло создал «Давида» первую
обнажённую статую в итальянской скульптуре
Возрождения. Статуя предназначалась
для фонтана во внутреннем дворе палаццо
Медичи. Изображая Давида, Донателло, несомненно,
исходил из античных образцов, но переработал
их в духе своего времени. Задумчивый и
спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей
его лицо, попирает ногой голову Голиафа
и словно не
сознаёт ещё совершённого им подвига.
Также
Донателло выполнил в Падуе конную
статую кондотьера Эразмо де Нарни, прозванного
Гаттамелатой. Это один из первых ренессансных
конных монументов. Спокойное достоинство
разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого
в римские доспехи, с обнажённой на римский
манер головой, которая является великолепным
образцом портретного искусства.
Информация о работе Титаны и шедевры культуры эпохи возрождения