Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:47, реферат
Типологизация - это причисление изучаемого предмета к какому-либо типу. Культурно-исторический тип - это теоретическая конструкция, в которой выделяются существенные свойства, объединяющие одни явления культуры и отличающие их от других. Таким образом, типологизация возможна только на теоретическом уровне исследования. Типология всегда связана с идеализац
5. Отличаются отношением к возможностям разума. В западной культуре ведущей, была рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, логическому мышлению. Она проявлялась во всех видах культуры: науке, философии, искусстве. Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу.
6. Неодинаковым было соотношение разных видов культуры на Западе и Востоке. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Восточная культура исключает их противопоставление. На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека. На Западе разные виды культуры существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно. Здесь сформировалась сильная материалистическая, рационалистическая традиция.
В отношении к Востоку в европейском сознании долгое время господствовала идея европоцентризма. Европоцентризм - это мировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад является центром мировой культуры и цивилизации, эталоном для всего остального мира. Все, что не соответствовало этому эталону, считалось варварством, дикостью. Постижение Востока, а также разочарование в западной цивилизации в XIX - XX вв. приводит к постепенному отказу от европоцентризма. Западная цивилизация в XX в. столкнулась со многими проблемами. И сегодня она уже не является эталоном развития, безоговорочной ценностью для всего остального мира. В то же время восточные страны превратились в лидеров мировой цивилизации, научно-технического прогресса.
9.Идеальные типы культуры.
Идеальный тип - структурное, исторически развивающееся образование. Непосредственное индивидуальное переживание, опыт жизни данного человека в определенной ситуации выстраивается в конструкцию “идеального типа”, так что сам этот идеальный тип превращается в компонент сознания личности. Культурой оказывается все то, что возникает в результате смыслополагающей и смыслопостигающей деятельности человека. “Идеальный тип”, характеризующий современное общество. “Идеальный тип” Вебера не является экономической моделью капитализма. Это - модель современного западного общества, всего общества в целом, самой его сущности. Фактически она представляет собой капиталистическое общество. Вебер не имеет намерения скрывать капиталистическую природу современного общества и приписывать ему другую модель. Вебер использует свой “идеальный тип” не только в целях построения модели общества или капитализма. Это некий метод, который может быть использован для моделирования самого разного рода явлений. Этот метод может быть использован для описания типов религий : протестантизма, буддизма и т.д., а также форм правления(как описано выше), системы юридических законов, типов ценностей (абсолютные ценности, традиционные ценности, экономические ценности, ценности, связанные с рациональным выбором средств). Вебер был первым, кто построил осмысленную модель, концептуальную систему, парадигму, создал действующие правила “игры” капиталистического общественного строя. Его “идеальный тип” дает нам язык, правила, ценности действующей системы, схему ее институтов и ее психологии. Этот тип охватывает, как мы уже видели, значительно больше, чем ее экономику. Он содержит схемы поведения и мотиваций, организационные формы и систему политического управления, способствующие усилению власти господствующего класса, которую Вебер признает и рассматривает как необходимую часть социального строя. На основе этой модели Вебер делает вывод о нашем коммерческом отношении ко всему происходящему, приходит к заключению, что “все наши мотивации являются денежными”. Вся история была не чем иным, как рядом следующих друг за другом систем, созданных людьми, формами их жизни. Капиталистическая игра есть только последняя из них, и нельзя утверждать что окончательная. “Идеальный тип” характеризующий современное общество представляет собой модель капиталистического общества во всем его объеме, со всеми его ценностями, целями и методами. Вебер рассматривал эту модель как результат действий людей, имеющих общие мотивации и находящих соответствующие средства для достижения избранных целей. Важная роль “идеального типа” состоит в том, что он объясняет специфические комплексы социальных ситуаций, то есть формулирует особенности существующего, функционирующего, развивающегося общества в терминах “схемы его действия”, общего смысла его намерений и действий.