Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:13, реферат
Понятно, что с каждым типом общественного воспроизводства (простой, интенсивный и деструктивный) связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.
4. Типология культур. Единство истории и многообразия культур.
Понятно, что с каждым типом общественного воспроизводства (простой, интенсивный и деструктивный) связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.
Простое воспроизводство
соотносится с культурой, сложившейся
в условиях господства до машинного
производства и аграрного труда.
В этой культуре субъект воспроизводства
нацелен на неизменность масштабов
воспроизводства, на максимальную адаптацию
к природным ритмам, которые диктуют
условия доурбанизированного
С интенсивным типом воспроизводства связан качественно иной тип культуры. В отличие от субъекта простого воспроизводства, ориентированного на адаптацию к заданным природным ритмам, на систему неизменных смыслов, субъект динамичного типа культуры нацелен на совершенствование самого себя в единстве с совершенствованием человеческого мира, уже сформированного, созданного всей предшествующей человеческой активностью. Человек в таком типе культуры занят организацией ранее организованного, переосмыслением уже ранее осмысленного, перестройкой самих ритмов окружающего его жира.
Для деструктивного типа воспроизводства характерна недостаточная способность субъекта в силу тех или иных причин преодолевать внутренние и внешние противоречия, ограничивать поток деструктивных инноваций, обеспечивать необходимые инновации, сохранять параметры простого общественного воспроизводства, удерживать на минимальном для данного общества уровне эффективность производства и воспроизводства. Он характеризуется упадком культуры, недостаточной способностью находить эффективные средства и цели, стабилизирующие ситуацию. Этот тип воспроизводства отличается от других тем, что он никогда не является позитивной ценностью, и сама возможность сползания к нему выступает в качестве стимула для повышения активности субъекта, его стремления предотвратить этот процесс, а, возможно, и перейти к более прогрессивному типу и уровню воспроизводства, к соответствующему типу и уровню культуры.
Другая типология
основана на цивилизационно-
5. Культура и цивилизованность. Культура и общество.
По мнению
ряда историков, одной из главных
проблем всемирной истории
Однако, несмотря
на то, что общепринятым признаком
“варварских” обществ являлась их
полная или частичная принадлежность
к экономике кочевого скотоводства,
“варвар”, как таковой, был скорее
“не исторической реальностью, а
мифическим образом” (У. Джонс). Следует
считать бессмысленными споры о
том, можно ли считать кочевые
культуры цивилизациями. Кочевые цивилизации
возникали, вбирая в себя порою весьма
значительные земельные, экономические
и человеческие ресурсы, затем распадались.
И снова возникали под
В истории
человечества наблюдается взаимодействие,
зачастую столкновение между цивилизациями
земледельцев и кочевников, когда
пересекались два разных вида жестокости
— вооруженное насилие
Панорама культуры XX в. весьма пестра. Известная часть населения мира (собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира.
Всякое общество представляет собой наследие институтов, т.е. организованных норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты — нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти. Во всех обществах, даже архаических, эта ткань изменяется под резким или плавным воздействием истории.
Начавшийся
в прошлых веках процесс
6. Культурная деятельность человека в разных сферах жизни. Интеллигенция.
Всякий человек есть человек определенной культуры. Что такое культурный человек? Существует 4 типа (модели) культурного человека:
1. Античная
или платоновская модель: способность
к длительному и
2. Гуманистическая модель (Эпоха Возрождения): активная политическая и общественная деятельность; разнообразная творческая деятельность.
3. Модель культурного человека Нового времени (XVII в.): специализация в какой-либо отрасли знаний.
4. Модель
культурного человека
Главный признак
культурного человека – способность
понимать и оценивать интеллектуальное
и художественное достояние своей
собственной и других стран, а
также способность
Культура помогает формировать целостное понимание мира. Освоение мира: познание и осмысление. Культура помогает функциональности человеческой жизни.
Интеллигенция
– специфический русский
Русский интеллигент
– имеет «больную» совесть, чувство
вины, чрезвычайно морален и
Интеллигент для народа «свой – чужой», слишком умный («а еще в шляпе»). Недоверие к нему вызывает чувство вины за все. Видит свою задачу в том, чтобы привести «глупый простой народ» к счастью.
Информация о работе Типология культур. Единство истории и многообразия культур