Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:41, лекция
Любой реально существующий или существовавший ранее и не существующий теперь, но засвидетельствованный в каких-либо записях язык должен был понят в реальных фактах его существования (фонетики, грамматики, лексики и прежде всего через письмо), а «первобытный язык» - это область общих предположений и гипотез. От такого «первобытного языка» никаких реальных остатков, поддающихся прямому изучению, нет и быть не может. Его нельзя исследовать и опытно проверить. Однако вопрос интересовал человечество с давних времён. С эпохи античности сложилось много теорий происхождения языка.
Наиболее распространённые теории, объясняющие происхождение языка.
Любой реально существующий или существовавший ранее и не существующий теперь, но засвидетельствованный в каких-либо записях язык должен был понят в реальных фактах его существования (фонетики, грамматики, лексики и прежде всего через письмо), а «первобытный язык» - это область общих предположений и гипотез. От такого «первобытного языка» никаких реальных остатков, поддающихся прямому изучению, нет и быть не может. Его нельзя исследовать и опытно проверить. Однако вопрос интересовал человечество с давних времён. С эпохи античности сложилось много теорий происхождения языка.
1.Логосическая теория. Данная теория возникла на ранних этапах развития цивилизации и существует в нескольких разновидностях: библейской, ведической, конфуцианской. В соответствии с объективным идеализмом логосической теории в основе зарождения мира лежит духовное начало. Дух воздействует на материю, находящуюся в хаотическом состоянии, и творит, упорядочивает ее формы. Конечным актом творения духа, воздействующего на инертную материю, является человек. Обозначая духовное начало, древние употребляли термины "бог", "логос", "дао", "слово" и др. "Слово" существовало до создания человека и непосредственно управляло инертной материей. В библейской традиции, наиболее древней из дошедших до нас, носителем "слова" является единый бог. В первой главе "Книги Бытия", открывающей Библию, рассказывается о сотворении мира в семь дней. Каждый день творение совершалось не руками бога, а его словом. Слово (орудие и энергия) творило мир из первичного хаоса. Помимо божественного происхождения, логосическая теория объясняет слово и как человеческое явление. Одним из актов божественного творчества является сотворение человека. Человеку передает бог дар слова. В Библии первочеловек Адам дает имена животным, приводимым ему богом, но там же указывается и на то, что язык создан патриархами путем соглашения. По библейским понятиям это значит, что слово, созданное человеком по божественному вдохновению, исходит от человека в виде имени. Благодаря старейшинам имена утверждаются, становятся общим достоянием народа. Такую схему создания и распространения имен подробно разрабатывает Платон в диалоге "Кратил". В соответствии с мыслью Платона создателем имени является ономатотэт - творец имени, который передает созданное им имя диалектикам - лицам, обсуждающим достоинства имени, а те, в свою очередь, передают имена мастерам конкретных искусств, использующим имена.
2. Теория звукоподражания. Данная теория идет от стоиков, и получила поддержку в XIX и даже XX в. Суть этой теории состоит в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. В любом языке, конечно, есть некоторое количество звукоподражательных слов типа ку-ку, гав-гав, хрю-хрю и т.д., а также производных от них типа куковать, хрюкать и прочие. Но, во-первых, таких слов очень немного, во-вторых, звукоподражать можно только звучащему, а как же тогда назвать безгласное: камни, дома, треугольники и т.д.? Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.
3. Теория междометий. Данная теория идет от эпикурейцев, противников стоиков, и заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождавшие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту точки зрения поддерживал в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо. Междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как в русском: ох(ать) и т.д. Но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причина возникновения языка сторонниками данной теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции у языка, следует отметить, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают.
4. Теория трудовых выкриков. Данная теория на первый взгляд кажется настоящей материалистической теорией происхождения языка. Эта теория возникла в XIX в. в трудах вульгарных материалистов (Л. Нуаре, К. Бюхер) и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей Я, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, т.к. они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны. Ошибочное мнение о том, что эта теория близка трудовой теории Ф. Энгельса, просто опровергается тем, что у Энгельса ничего о трудовых выкриках не говорится, а возникновения языка связано с совершенно иными потребностями и условиями.
5. Теория жестов.
Основателем считается немецкий философ и психолог В Вундт (1832-1920). По своей сути эта теория очень близка к междометной теории, но дополняет и расширяет ее. По Вундту, первоначальное слово – бессознательный продукт внутреннего мира человека, психических движений этого мира. Истоки Я находятся в ярких, бросающихся в глаза признаках предметов. Первые звуки могли быть и междометиями, и подражаниями. На первом этапе развития Я мимика отражала внутреннее состояние чела. Те существовало 2 Я – Я звуков и Я жестов. Постепенно звуковой Я совершенствуется, а Я жестов начинает играть второстепенную роль, как менее удобный. Приречевая жестикуляция – отражение ментальности народа. Так, в течение часового разговора мексиканец использует 180 жестов, итальянец – 80, а финн – всего 1 раз. Гейгер предполагал, что в основе формирования Я лежат зрительные восприятия, наиболее сильными являются восприятия человеческого движения. «Жест» лица изображает звук, и каждый звук имеет свой жест. В процессе развития Я освобождается от мимики и уже самостоятельно обозначает впечатления от окружающего мира. Однако все ссылки на наличие якобы чисто жестовых Я не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей, имеющих звуковой Я: жестикуляция шаманов, межплеменные сношения населения с разными Я и тд. Среди жестов нет слов, и жесты не связаны с понятиями. Жесты могут быть указательными, экспрессивными, но сами по себе не могут называть и выражать понятия, а лишь сопровождают Я слов, обладающих этими функциями.
6. Теория социального договора.
С середины XVIII в. появилась «теория социального договора». Эта теория опиралась на некоторые мнения античности и во многом отвечала рационализму самого XVIII в. Зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии; например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 г..
Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, так как прежде всего для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.
Вывод:
Беда всех изложенных теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берется изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов.
Главные положения, вытекающие из учения Энгельса о происхождении языка, состоят в следующем:
1) Нельзя
рассматривать вопрос о
2) Происхождение
языка научно нельзя доказать,
а можно только построить
3) Одни лингвисты этот вопрос решить не могут; тем самым этот вопрос, подлежащий разрешению многих наук (языковедения, этнографии, антропологии, археологии, палеонтологии и общей истории).
4) Если
язык «родился» вместе с
5) Язык
появился как одна из первых
«примет» человека; без языка
человек не мог бы быть
6) Если «язык есть важнейшее средство человеческого общения» (Л е н и н), то он и появился тогда, когда возникла потребность «человеческого общения». Энгельс так и говорит: «когда появилась потребность что-то сказать друг другу».
7) Язык
призван выражать понятия,
8) Факты
языка в разной мере с самого
начала должны обладать всеми
функциями настоящего языка: